Роль тренера в формировании личности юных баскетболистов
Автор: Сергеева Александра Ивановна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 07.01.2016
Статья просмотрена: 2131 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, А. И. Роль тренера в формировании личности юных баскетболистов / А. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/591/ (дата обращения: 17.12.2024).
Баскетбол самая интересная игра с мячом, является средством физического развития и воспитания молодежи. [3].
Американский преподаватель физкультуры, профессор колледжа в Спрингфилде, в 1891 г. придумал игру, которую можно было проводить в закрытом помещении на относительно небольшом пространстве. Эта игра получила название «баскетбол» [6].
Занятия баскетболом помогают развивать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма, ответственность перед командой.
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма [5].
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды [7].
Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, школ и заканчивая вузами.
Права и обязанности игроков
Школьники, такие же люди со своим характером, особенностями развития, возможностями и правами, психологией. Тренер должен всегда помнить об этом и уважать их. Детские спортивные школы определяют следующие права молодых спортсменов: на участие в спортивных соревнованиях разного уровня и квалификации, уровень которых соответствует их способностям и возрасту. Игрок должен тренироваться определенное количество дней и участвовать в определенном количестве игр, и это надо исполнять даже тогда, когда совсем не хочется. Обязанности означают, что в каких-то случаях игрок должен жертвовать своими личными желаниями, думать о других, а не только о себе, соблюдать дисциплину. Пример: один молодой игрок не хочет идти на тренировку и не идет. Другому игроку тоже не хочется идти на тренировку, но, выполняя свои обязанности перед командой, он идет тренироваться [4].
Укрепление здоровья при занятиях баскетболом
Правильная организация занятий баскетболом необходима для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика плавание и т. д. Когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Если занятия проводятся без учета физических возможностей молодого спортсмена и нагрузка окажется для него слишком велика, не исключена вероятность того, что он прекратит занятия. Постоянный контроль тренера-преподавателя над состоянием здоровья молодого игрока поможет избежать негативных последствий [2].
Ответственность перед командой
Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за успех команды. Например, защитник должен уметь держаться один на один против нападающего. Он несет персональную ответственность за результат своих действий, который влияет на результат всей команды. Товарищеские и официальные игры очень полезны. Поэтому очень важно, чтобы тренер подчеркивал значение взаимодействия игроков и так строил тренировки, чтобы каждый спортсмен сознавал свою ответственность перед партнерами и командой [7].
Пример: На соревнованиях команда сначала выигрывает, но по истечению игрового времени начинает проигрывать. Дети начинают винить не себя, а других, получается игрок со слабым психологическим состоянием бросает играть и уходит в раздевалку, подводя всю команду. И конечно конец игры команда проиграла. Игрок своим поведением подвел не только команду, но и тренера. В таких случаях тренер должен быть готов к различным пихологическим ситуациям и во время сделать замену, взять минутный перерыв, но ни в коем случаи кричать на детей, а спокойно объяснить тактические действия в защите и нападении.
Соблюдение правил
При игре в баскетбол обязательно придерживатся правил тренировок и правил игры, а также исполнять свои личные обязанности в команде. Учащиеся должны научиться работать в команде. И баскетбольная команда– самое лучшее место для развития этих качеств [6]. Пример: бывает, что на тренировках дети агрессивно играют, что приводит к различным травмам. Тренер должен объяснить детям, что это не выход – так себя вести, нужно работать в команде слажено, и не важно какое отношение между друг другом, кто кого ударил и т. д.
Уважение к другим
Тренер должен уделять особое внимание поведению своих игроков по отношению к соперникам: они не должны оскорблять их, но, наоборот, нужно помочь им подняться при падении, поговорить после игры, поздравить в случае их победы и т. д. Тренер должен учить своих игроков понимать, что соперники– это такие же дети, как они, и так же любят играть в баскетбол, тоже стараются достичь успеха и что спортивное соперничество должно быть взаимно дружеским [3].
Тренер — всегда пример для детей, и он никогда не должен об этом забывать. Поэтому ему ни в коем случае не следует оскорблять, высмеивать или унижать своих учеников, команду противника или судей. Он должен подавать пример На тренере, работающем с молодыми игроками, лежит огромная ответственность за их воспитание, и об этой ответственности он должен постоянно помнить [2].
Умение соревноваться
Естественно очень важно, чтобы команда детей приoбретала соревновательный опыт в ходе учебного года, которые включали в себя победы и поражения, хорошие и плохие игры, и чтобы этот опыт помогал воспринимать победы со спокойствием, а поражения — с надеждой. Понятно, что игроки больше рaдуются, когда побеждают, чем когда проигрывают. Победа не должна быть главной целью. После игры тренер должен разобрать с игроками игровые ситуации, не уделяя внимания на ее результате, поставить новые задачи и в дальнейшем их совершенствовать.
Уверенность в себе
Уверенность тренера– это убежденность в том, что его игроки обладают способностью добиваться своей цели. Уверенность в себе — это внутреннее состояние человека при преодолении трудностей для достижения результата. Уверенность игрока возрастает, если он чувствует, что может выполнить все, что требуется во время игры или тренировки. Для баскетболиста уверенность является ключoм к прогрессу, так как позволяет спокойно реагировать на стрессовую ситуацию в игре и рассчитывать на достижение цели [4].
Пример: бывают такие тренера которым все равно, команда выйграет или проиграет, которые ничего не понимают в баскетболе или наоборот не уверенные в себе и в своем решении. От этого зависит и настрой команды на игру и проведение игры. Поэтому лучше таким людям сидеть дома, а не работать с детьми.
Самосознание и самоуважение
Самосознание определяет представление человека о самом себе, а самоуважение показывает степень развития этого представления. У детей и подростков самосознание и самоуважение не являются постоянными и часто меняются в зависимости от успеха или неудачи в тех занятиях, которые ребенок считает для себя важными, например в занятиях баскетболом. Oтношения между тренером и молодыми спортсменами могут иметь решающее влияние на воспитание у них самосознания и самоуважения. Поэтому трeнер может оказать положительное влияние на игроков, используя следующую стратегию: точное и конкретное разъяснение поставленных целей; помощь в их достижении и поощрение правильных действий; тактичное отнoшение к игрокам при разборе их ошибок и объяснение способов их исправления [3].
Рабочий стиль тренера
Рабочий стиль тренера должен соответствовать в любой ситуации. Одна из наиболее общих и распространенных проблем связана с тем, что тренеры, работающие с молодыми игроками, стараются копировать работу тренеров взрослых профессиональных команд. Такой стиль работы может оказаться не продуктивным, Лучший тренер — не тот, кто слепо подражает именитым наставникам, а тот, кто работает, учитывая особенности своей команды, такие, как возраст игроков, их мастерство, общие цели и отношения к подопечным. Тот, кто тренирует молодых игроков, не должен забывать, что профессия тренера — это огромная ответственность перед детьми, образованием и обществом в целом [2].
При работе с молодежью следует уделять особое внимание оценке решения, оказывающего влияние на игроков, требованию от игроков старания и приложения усилий, оценке действий игроков соответственно их возрасту, умению и желаниям независимо от результата игры.
Баскетбол может стать прекрасной школой, в которой молодые игроки учатся находить компромиссное решение, сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях, нести личную ответственность за успех команды, работать слаженно, всем вместе, уважать других людей, воспринимать победы и поражения как путь к самосовершенствованию.
Баскетбол — прекрасный воспитательный инструмент, которым тренер должен уметь пользоваться и развивать для блага своих учеников [7].
Таким образом философская культура тренера — это проявление духовной культуры которая заключается в интегрированных качеств личности позваляющих мыслить высоко, созидать творчески устремленно, жить достойно на благо развития молодого поколения баскетболистов. В силу своих профессиональных качеств добиваться успехов. Строить свою педагогическую работу на принципах гуманизации и социализации личности.
Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. (Добролюбов Н. А.) [1].
Литература:
- Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Конспект лекций. — 2-е изд., пераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2010. -239 с.
- Гатмен Б., Финеган Т.Все о тренировке юного баскетболиста. — М.: АСТ, Астрель, 2007. — (Серия «Шаг за шагом»).
- Гомельский А. Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
- Гомельский Е. Я. Игра гигантов. — М.: Вагриус, 2004.
- Железняк Ю. Д.,«Баскетбол». Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Москва — 1984 г., 239с.
- Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр 1. «Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР)» Ю. М. Портнов и др. Москва — 2004 г. «Советский спорт». 100 с.
- Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры. Под редакцией Ю. М. Портнова. Москва — 2004 г.