В здоровом теле — здоровый дух. Верно и обратно — здоровый дух необходим для здоровья тела. Ведь все, что происходит в одной части организма, имеет отражение в других его частях, поэтому здоровая психика может породить здоровое тело, если вы верите в это и хотите этого.
То, что эмоциональное состояние влияет на общее самочувствие человека и от него зависит возникновение болезней, известно с далеких времен. Пагубно отражаются на состоянии здоровья постоянная тревога, страх, беспокойство, чрезмерные умственные нагрузки.
Стрессовая ситуация требует от организма ответной реакции. Однако наш современный образ жизни с дефицитом движения не дает стимула для активного ответного действия. Сочетание такого образа жизни с реакциями на стресс может привести к значительным отклонениям в состоянии здоровья.
В течение долгого времени существовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако, гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методами сознательной саморегуляции. Необходимо научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляторно.
Стресс и депрессию вполне можно избежать, если сформировать у себя умение выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями. Этот способ и называется психологическая саморегуляцией. Психологическая саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Главной особенностью методов саморегуляции является их направленность на формирование внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего внутреннего состояния.
Сегодня уровень физической и технической подготовки у многих спортсменов практически одинаковый, но стабильно начинают побеждать те, чей уровень психологической подготовки выше, кто лучше научился управлять своим функциональным состоянием. Спортсменам и тренерам важно понять, что способности управлять психическими процессами и целенаправленной тренировке этой способности нужно уделять не меньшее внимание, чем другим видам подготовки, т. к. спортсмены на тренировках могут показывать выдающиеся результаты, а на соревнованиях не выдерживать повышенную психологическую нагрузку.
Психологическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и достойного выступления в них. Целью психологической подготовки спортсменаксоревнованию является формирование у него психического состояния, при котором он сможет использовать свою готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата и противостоять предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние на него. Такое состояние называют состоянием психологической готовности к соревнованию.
Эмоциональное состояние может измениться в любой момент при подготовке к соревнованиям: непосредственно перед стартом или в ходе соревнований. Управление своими эмоциями — дело сложное, которому надо специально учиться, овладевать приемами саморегуляции.
Как отмечает Сопов В. Ф.: «Основным базовым навыком психологической саморегуляции спортсмена является релаксация (расслабление) — мышечная и психическая. Наиболее эффективным методом освоения ее является аутотренинг в различных модификациях. Значительного эффекта добиваются спортсмены, хорошо освоившие навыки аутотренинга. Правильно построив формулы самовнушения, …спортсмен становится способен управлять собой в необходимых пределах.
Большое значение имеет предстартовая настройка спортсмена перед соревнованиями. Если физическая разминка готовит организм и его системы, то психологическая разминка включает психику, выводит ее на необходимый уровень возбуждения, создает условия для эффективной реализации в экстремальных условиях разработанной программы соревновательной борьбы через вхождение в ОБС. Эта программа отражает не только индивидуальные проблемы технико-тактического плана, психологических установок на результат, но и проблемы взаимоотношений с тренером, партнерами, проблемы социального статуса спортсмена в команде на определенный момент.
Например, игрок команды СКА (Алма-Ата) Юрий Жуканенко, имея мощный игровой потенциал, не мог реализовать его из-за напряженных взаимоотношений с тренером и одним из партнеров по игре, лидером команды. Это приводило его в угнетенное состояние и к нарушению эффективности игры в зоне щита соперника, к большому числу ошибок при бросках.
Разработанная совместно с игроком и тренером специальная настройка применялась в предыгровых тренировках, в ходе предыгровой разминки и в перерывах в игре (на скамейке запасных), что повысило эффективность игры в течение месяца психологической саморегуляции с 17 % до 72 % (!).
При этом количество успешных 3-очковых бросков увеличилось в 2,5 раза. Формула вхождения в Оптимальное Боевое Состояние
(игрок Юрий Жуканенко, баскетбол):
- Голова ясная, мысли четкие.
- Моральный подъем!
- Самочувствие прекрасное!
- Энергия наполняет мои мышцы.
- Я полностью уверен в себе и знаю, что делать!
- Я хочу сыграть красивую игру!
- Я полностью в игре и контролирую ситуацию — все получается само собой!
- Действую мгновенно, точно, не задумываясь, борюсь до конца!
- Я чувствую нить игры: уверенность, собранность, выдержка, точность, быстрота — ВСЕ САМО СОБОЙ!
- Смело беру игру на себя. Я лидер атаки!
- Я знаю, чего хочу! Я справлюсь! …» [6, с. 82].
То есть, благодаря правильному использованию ОБС, спортсмен может настроиться на игру и преодолеть неуверенность в своих силах.
Психологической подготовкой, как и всеми другими сторонами подготовки спортсмена, руководит тренер.
Сопов В. Ф. отмечает, что «… обучение спортсмена технике самoконтроля и сaмoрегуляции — процесс дoстаточно трудный и длительный. Как правило, становление этого свойства идет параллельно с ростом мастерства, запаздывая, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев. Поэтому, формируя способность саморегуляции до известного уровня, тренер должен уметь организовать предстартовую настройку сам» [6, С. 89–90]. Поэтому важность участия тренера в подготовке к соревнованиям трудно недооценить. Именно он создает благоприятную психологическую атмосферу перед игрой. В любую командную игру, такую как, например, баскетбол, вносит свой значительный вклад руководитель команды — тренер. Он — составная часть команды, т. к. именно тренер направляет своих учеников к победе. «Тренер должен владеть умением управлять системой спортивной подготовки спортсмена, включающей формирование психологической готовности спортсмена выступать в самых сложных соревновательных условиях. Так как целью спортсмена является достижение максимального для него результата, то целью психологической подготовки является психологическое обеспечение его спортивной деятельности, направленное на наиболее полную реализацию технико-тактических и функциональных возможностей в условиях психического напряжения, возникающего в условиях ответственного соревнования. …Успешность выступления спортсмена во многом определяется его психической готовностью. …» [3, с. 8–10].
В работе тренера со спортсменом необходимо учитывать индивидуальные особенности структуры его личности. В целях повышения уровня подготовленности следует использовать наиболее сильные стороны спортсмена. Принципиальным является умение установить со спортсменом отношения сотрудничества, взаимопонимания и доверия.
Как показывает практика, когда психологическое напряжение игры высокое, обычно при минимальной разнице в счете, указания тренера могут быть не эффективными, или спортсмены не могут их правильно выполнить. Если же психологическая напряженность игры снижается, то эффективность воздействия тренера начинает увеличиваться. Значит, тренер может оказывать не только положительное влияние на психологическое состояние спортсменов, но и мешать им осуществлять самоконтроль в экстренных ситуациях.
Тренер, конечно, оказывает существенное влияние на подготовку каждого спортсмена и всей команды, но не единственное. Для каждого необходимо научиться самостоятельно управлять своими эмоциями и движениями. Одной из целей деятельности спортсмена должно стать совершенствование своих психологических качеств. Для достижения этой цели необходима специальная организация условий деятельности, стимулирующая развитие отстающих компонентов психологической готовности индивидов, аутотренинг.
По словам А. Алексеева, «буквальный перевод слова «аутотренинг» — тренировка самого себя. Сущность аутотренинга состоит в психологической саморегуляции. Это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих словам мысленных образов. … Конечно, мысленные образы у каждого человека будут свои: они обусловлены его личным опытом. … Возможность воздействовать на свое психическое и физическое состояние с помощью слов и вызываемых ими мысленных образов является сущностью психологической саморегуляции (ПСР). Существует два основных направления, используемых в спорте ПСР. Одно из них называется психолого-педагогическим. В его арсенале такие способы, как саморегуляции, самоприказ, самоободрение. самоубеждение. … Специфическая особенность второго (медицинского) направления ПСР — воздействие словами на головной мозг, предварительно погруженный в пассивное, дремотное, подобное сну состояние. Дремлющий головной мозг становится повышено восприимчивым к вводимой в него информации, в частности к словесной. … Воздействие словами на полуспящий мозг, осуществляемое со стороны, называется гипнотическим внушением, или гипнозом. Вот почему медицинские методы саморегуляции можно именовать самовнушением или самогипнозом» [1].
Очевидно, что психологическая саморегуляция, аутотренинг, самогипноз обозначают одно и то же, но каждый из этих методов имеет свое внутреннее содержание и свои особенности, определяющие пути подготовки психического состояния спортсменов к соревнованиям.
Методы саморегуляции приемлемы для различных видов спорта, но наибольшую значимость они приобретают в рамках командных игр, т. к. умение контролировать свои эмоции в отношении других людей, способность перебороть страх и действовать, защищая честь всей команды в целом, могут сыграть решающую роль в стремлении к победе. Одним из самых популярных на данный момент видов такого спорта является баскетбол. «Баскетбол — командный вид спорта, требующий в меняющихся игровых эпизодах на площадке от каждого игрока полной самоотдачи; он позволяет развивать в игре выносливость, хорошую координацию движений, гибкость, подвижность и прыгучесть. Он является отличной школой для обучения взаимодействию игроков в команде, ведь успех в игре зависит не только от развитого глазомера спортсменов, но и от их умения понимать намерения и тактику других членов команды. Немаловажным фактором является способность игроков мгновенно принимать решения, учитывая игровую ситуацию на площадке…» [2]. Занятия баскетболом способствуют развитию у спортсменов силы воли и решительности. На возникновение этих качеств влияет взаимосвязь физического и психологического воспитания спортсменов. Успех выступления баскетбольной команды зависит от высокой спортивной подготовки игроков, включающей все стороны подготовки спортсменов к соревнованиям (т. е. теоретическую, техническую, тактическую и психологическую).
Егоров А. В. считает, что «…психологическая подготовка обеспечивает формирование психического состояния, способствующего оптимальному использованию физической и технической подготовленности игроков, и способности противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т. д.). … Интенсивные тренировочные занятия, плотный календарь соревнований, характеризуются такими высокими физическими и психическими нагрузками, которые доводят нервно-эмоциональное напряжение до пределов индивидуальных возможностей спортсмена. Наиболее эффективными в спортивной деятельности являются средства психической реабилитации для восстановления затраченной нервной энергии…» [2]. Нельзя не согласиться с данной точкой зрения, потому что действительно, баскетбол — игра, которая требует полной отдачи от всей команды и в которой нельзя допустить перенапряжения игрока, т. к. это может привести к общему поражению команды. Для формирования спортивной мотивации у баскетболистов правильным будет установление благоприятных взаимоотношений в команде. Главная задача тренера — в подготовке баскетбольной команды к выступлению в предстоящих соревнованиях. Ведь в подготовительный период занятия направлены на обеспечение не только физической, но и психологической подготовки игроков и повышение их спортивной работоспособности.
«Сильнейшие команды огромное внимание уделяют повышению качества индивидуальных и командных защитных действий. … Защитный арсенал квалифицированных баскетболисток, включает несколько вариантов построения командных действий. … У нападающих существует определенный психологический комплекс «зонной системы защиты». Неожиданное использование этой разновидности командных действий в ходе игры часто создает трудности для соперников, уверенно нападающих в условиях личной защиты. … Потеря психологической устойчивости и равновесия отдельными игроками передается партнерам и может привести к разладу командных действий в нападении и в конечном итоге к поражению. Это может быть следствием … слабой психологической подготовленностью отдельных игроков или команды в целом…» [4].
Нестеровский Д. И. рассматривает одну из тренировочных программ для баскетболистов: «психологическая подготовка осуществлялась как индивидуально, так и одновременно со всеми игроками команды. … постоянно использовались тренерские установки психологической направленности: — «Стремительно начинайте атаку: быстрый прорыв разрушает любую «зону»!»; — «Завершать атаку позиционными бросками против «зоны» легче!»; — «Бросайте без тени сомнения из удобных позиций! — «Агрессивно идите на подбор отскочившего мяча: в зонной защите обороняющиеся всегда плохо блокируют («зевают») нападающих!»; — «Уверенно забросьте несколько мячей со «своих» точек и защита рассыплется!»; — «Атакуйте агрессивно и уверенно!». Внедрение разработанной тренировочной программы дало положительные результаты. Варьирование соперниками систем защиты по ходу игры перестало вызывать падение результативности атакующих действий и рост технических ошибок…» [4]. В результате использования программы, помимо технического мастерства баскетболисты начинают показывать высокий уровень способностей и выносливости.
Сопов В. Ф. пишет, что «спортивная команда — это разновидность малой социальной группы и ей присущи все закономерные процессы, изучаемые социальной психологией. … Одним из путей поиска резервов является использование психических резервов. В командных видах это социально-психологические резервы, в которых исследуются не столько личностные, скрытые возможности, сколько групповые, коллективные феномены. Феноменом номер один здесь является лидерство. … Мы провели исследование индивидуально-психологических особенностей личности лидеров трех юношеских и четырех команд девушек сборных команд России по баскетболу. Задачей исследования было обнаружение закономерностей сходства и различия в определенных свойствах психики лидеров различных команд в период подготовки к главному соревнованию сезона. … Полученные результаты подтверждают точки зрения на психологические особенности лидеров: с одной стороны, все лидеры очень не похожи по характерологическим признакам, с другой — имеют близкую выраженность спортивно-значимых свойств психики…» [5, с. 13–15]. Другими словами, лидер, как и тренер, является составной частью команды баскетболистов и других спортсменов, и оказывает прямое воздействие на внутренний дух и настрой команды перед соревнованием и во время него. В то же время, лидеры обладают схожими качествами, которые помогают им утвердить свое главенствующее положение в команде
Таким образом, психологическая подготовка спортсменов помогает создавать состояние, которое способствует качественному использованию физической и технической подготовленности, а также позволяет противостоять сбивающим факторам в период и до соревнования. Неуверенность в себе может быть как свойством личности, так и носить ситуативный характер. Иногда даже уверенный в своих силах спортсмен начинает сомневаться, что их хватит для достижения цели. Крайние случаи приводят к отказу от цели и уходу из спорта. Неправильное поведение тренера может снижать эффективность деятельности спортсмена, а направленность не только на техническую подготовку, но и на использование методов психологической саморегуляции, приводит к положительному результату.
Литература:
- Актуальные проблемы и современные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2013. — С. 134
- Алексеев А. Сущность аутотренинга для спортсменов// Журнал «Спортивные игры» — 1986.— № 12.
- Егоров А. В. Психологическая подготовка баскетболистов // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 428–430.
- Малкин, В. Р. Психотехнологии в спорте: [учеб. пособие] / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева; [науч. ред. В. Н. Люберцев]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. –С. 96
- Сопов В. Ф. Структура и методы психической регуляции в спорте высших достижений / В. Ф. Сопов Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. — М.: Методическое пособие, 2010. — С. 115