Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 21.03.2018

Статья просмотрена: 1342 раза

Библиографическое описание:

Захарова Н. Д. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2018. — №2. — С. 43-47. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/88/3235/ (дата обращения: 15.11.2019).



В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги.

Ключевые слова: проектная технология, сотрудничество, социализация, агенты социализации, институты социализации, мотивация, самооценка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — наша боль и наша радость. Не скрою, тяжело морально заниматься с ребенком, который сидит в инвалидном кресле. Но когда видишь улыбку на лице ребенка и его открытое желание заниматься английским языком, забываешь о том, что ведешь урок у ученика с ограниченными возможностями.

«Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ». [3]

В условиях реализации ФГОС важной задачей является социализация детей с ОВЗ.

Мы рассматриваем понятие «социализация» как процесс, посредством которого ребёнок усваивает поведение, ценности, убеждения и нормы, свойственные нашей культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным; как способность ребёнка вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны — приспособиться к актуальным запросам социума, с другой — попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.

Цель социализацииприобретение ребёнком личностных качеств, навыков социального поведения, обучение бесконфликтному общению.

Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу каждого ребенка, повышая тем самым его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих становление личности человека.

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением.

Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт.

В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Методы обучения школьников проектной деятельности

традиционные:

нетрадиционные:

наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения

метод мозговой атаки, информационной поддержки, временных ограничений, информационной недостаточности, информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов

цели:

продолжительность:

диагностические, изыскательные, преобразующие;

долгосрочные (от 20 до 60 часов), среднесрочные (блок 8–10 часов), кратковременные (тема 2–4 часа)

по структуре содержания:

по технологической направленности:

мономодульные (охватывают один модуль), интегрированные (межпредметные);

предмету труда: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — художественный образ, человек — знаковая система;

материальному воплощению:

интересам:

интеллектуальные, информационные, комплексные.

познавательные, игровые, комплексные

«Важно учитывать, что в каждом конкретном случае приоритетные способы обучения учащихся проектной деятельностью определяются учителем». [4]

Существуют некоторые особенности проектной деятельности с детьми с ОВЗ. Во-первых, во время подготовки этапов проектной деятельности и при составлении плана включения их в совместную деятельность мы учитываем их психологическое и физическое состояние для обеспечения щадящей учебной, познавательной и коммуникативной нагрузки.

Во-вторых, в ходе проектной деятельности необходимо участие различных специалистов: учителя начальных классов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, библиотекаря. Такое сотрудничество необходимо для решения проблем ребенка с ОВЗ.

В-третьих, родители являются активными участниками образовательного процесса. Присутствуют на занятии, пошагово учатся вместе с ребенком, помогают в выполнении домашнего задания и отборе информации, помогают составить рассказ, сообщение, нарисовать иллюстрации и сделать поделки, оформить портфолио. Корректируют план с учетом личной занятости детей и создают условия для выполнения этого плана. На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в линии “педагог-дети-родители”.

Вместе с родителями мы разрабатываем пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

В тесном взаимодействии с учителем начальной школы Фадеевой Е. П., психологом школы, библиотекарем, учащимися 10 «а» и 10 «б» классов

15 школы Алиной Родькиной, Антоном Чухрий и Настей Фирсиной реализован проект «Уроки доброты».

Проведены концерты и викторина на дому с программой из русских и английских песен. Учащиеся подарили Даше А. приз за участие в викторине на английском языке — символ 2018 г. собачку.

Из анкетирования родителей:

«Даша с удовольствием выполняет проекты и творческие задания, учит стихи и поет песни на английском языке. У ребенка высокая мотивация к изучению английского языка, и она с радостью ждет каждый урок. Накануне Нового года старшеклассники 15 школы провели концерт на дому и порадовали всю нашу семью».

Рис. 1. Этап рефлексии. Синквейн выполнен Дашей А. учащейся 4 класса.

F:\IMG_20180314_130632.jpg

Картинки по запросу картинка открытка Волшебник изумрудного

I enjoyed the fairy tale «Wizard of Oz». The plot is amazing and exciting. The main characters are brave, kind and wise.

C:\Users\Natalia Chicago\Downloads\IMG_2504.JPG

Проект «Читаем художественную и научную литературу».

Цель проекта: развитие любознательности как основы познавательной активности у детей в начальной школе.

Задачи проекта:

  • привлечение внимания детей к художественной литературе, устному народному творчеству;
  • возрождение и поддержание традиций семейного чтения;
  • воспитание бережного отношения к книге.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Межпредметные связи: Литература, Биология, История, Физическая культура

Рис 2. Привожу примеры некоторых проектов, которые были разработаны и проведены по УМК «Милли» (2–4 класс). Издательство Титул.

Формы работы: совместная реализация мини проектов «Однажды жили были», «Мой любимый спортсмен», «Клуб Динозаврия», «Фантастический город», ежедневное чтение, книжные выставки, игры, беседы, выставки рисунков, консультации и наглядная информация для родителей.

Результат работы — возрождение традиции домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, повышение социальной уверенности у детей.

Подводя итоги 3-х лет работы, твердо могу сказать, что проектная деятельность развивает

‒ творческое мышление,

‒ внимание,

‒ воображение,

‒ коммуникативные навыки,

‒ формирует у младших школьников способность к общению на английском языке в рамках диалога культур,

‒ формирует мотивацию к учебной деятельности,

‒ самооценку, самостоятельность.

Содержание проектов понятно ученикам и направлено на воспитание нравственных качеств: патриотизма, доброты, уважения к старшим, толерантности и уважения к людям другой культуры.

Данная диаграмма показывает положительную динамику в использовании проектной технологии на уроках английского языка за последние 3 года.

Литература:

  1. www.minobraz.ru/.../federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_ dlja_det.институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/
  2. https://минобрнауки.рф/документы/5132
  3. usperm.ru/content/obuchenie-na-domu Школа и право. [3,стр.1]
  4. Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011. [4,.стр1]
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, английский язык, ребенок, проектная технология, проект, результат работы, образовательный процесс, начальная школа, Физическая культура, социализация детей.

Ключевые слова

мотивация, сотрудничество, социализация, проектная технология, самооценка, агенты социализации, институты социализации

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Представляя проект своей деятельности, дети рассказывают о своих идеях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть.

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и как основная форма внеурочной деятельности.

Специалистами доказано, что процесс социализации человека, то есть получение ребёнком навыков, необходимых для...

Проектная деятельность как средство развития...

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная

Задача современной начальной школы заключается в обеспечении успешной социализации ребенка в процессе обучения, в создании условий...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

технология проблемного обучения, – проектная деятельность

Проектные работы презентуются в классе в виде выступлений, выставок рисунков, поделок.

Особое внимание в начальной школе уделяется проектной деятельности.

Использование метода проектов на уроках физической...

Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога...

Проектная методика на уроке английского языка

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Продуманы рекомендации для родителей по питанию детей с наиболее часто. В подготовительной к школе группе проект средней продолжительности «Мы — вместе»...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

английский язык, учебный процесс, урок, ребенок, внеурочная деятельность, итоговый контроль, мультисенсорный подход, образовательный процесс, проектная деятельность, языковой материал.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на...

проект, проектная технология, знание, значимая проблема, проектная деятельность, область изучения, критическое мышление, иностранный язык, вид проектов, английский язык.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Похожие статьи

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Проектная деятельность в начальной школе. Автор: Филатикова Светлана Викторовна.

Представляя проект своей деятельности, дети рассказывают о своих идеях, о ходе работы над проектом, о трудностях, которые им удалось преодолеть.

Проектная деятельность как средство социализации младшего...

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается и как основная форма внеурочной деятельности.

Специалистами доказано, что процесс социализации человека, то есть получение ребёнком навыков, необходимых для...

Проектная деятельность как средство развития...

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная

Задача современной начальной школы заключается в обеспечении успешной социализации ребенка в процессе обучения, в создании условий...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста

технология проблемного обучения, – проектная деятельность

Проектные работы презентуются в классе в виде выступлений, выставок рисунков, поделок.

Особое внимание в начальной школе уделяется проектной деятельности.

Использование метода проектов на уроках физической...

Использование проектной технологии в образовательном процессе требует не только психологической готовности детей к новому способу обучения, необходимы кардинальные изменения в отношениях учитель — ученик, изменения в стиле поведения педагога...

Проектная методика на уроке английского языка

Проектная деятельность в начальной школе | Статья в журнале...

Продуманы рекомендации для родителей по питанию детей с наиболее часто. В подготовительной к школе группе проект средней продолжительности «Мы — вместе»...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

английский язык, учебный процесс, урок, ребенок, внеурочная деятельность, итоговый контроль, мультисенсорный подход, образовательный процесс, проектная деятельность, языковой материал.

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми на...

проект, проектная технология, знание, значимая проблема, проектная деятельность, область изучения, критическое мышление, иностранный язык, вид проектов, английский язык.

Проектная деятельность младших школьников

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Задать вопрос