Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла
Автор: Сергиевская Зинаида Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 25.12.2017
Статья просмотрена: 169 раз
Скачать Спецвыпуск Краевые инновационные площадки. Хабаровский край (pdf)
Библиографическое описание:
Сергиевская, З. А. Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла / З. А. Сергиевская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3009/ (дата обращения: 16.11.2024).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации инвалиды имеют равные со всеми права на образование. Образование инвалидов предусматривает создание благоприятных условий для включения их в общественно полезную деятельность и социум. Обучение в профессиональном образовательном учреждении способствует социализации инвалидов, обеспечивая адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения средне-специального образования.
Согласно требованиям ФГОС СПО, выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и др.
Планируя работу по учебной дисциплине «Русский язык и литература» с обучающимися инвалидами на первом курсе, следует выбирать такие формы учебной деятельности, которые формируют общие компетенции и социальные навыки выпускника. Главная проблема обучающихся с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Учебная дисциплина «Русский язык и литература» развивает и совершенствует готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовность к трудовой деятельности; навыки самоорганизации и саморазвития; информационные умения и навыки. Изучение русского языка и литературы способствует воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирует гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к языку, литературе и ценностям отечественной культуры.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение обучающимися инвалидами следующих социально значимых результатов:
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Реализация поставленных задач возможна через привлечение обучающихся инвалидов к активным формам работы на учебном занятии и во внеклассной деятельности. Так, при изучении темы «Средства художественной выразительности речи», обучающиеся работают в малых учебных группах по 6-7 человек: подгруппа №1 – «Лексические средства выразительности», подгруппа №2 – «Синтаксические средства выразительности», подгруппа №3 – «Стилистические фигуры выразительности».
Этап обобщения и систематизации знаний сводится к самостоятельной работе, которая предполагает проработку теоретического материала, составление компьютерной презентации и представление материала для других групп на занятии.
Каждая подгруппа представляет подготовленные презентации по материалам выданных заранее таблиц. Пример таблицы для подгруппы №1.
Лексические средства выразительности (тропы)
Эпитет |
Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. |
1. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) |
Сравнение |
Сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого. |
1) Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). 2)Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов). – ср. оборот. |
Метафора |
Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. |
Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката. |
Олицетво-рение |
Такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать. |
1. Забормотал спросонок гром (Паустовский). |
Метонимия |
Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. |
1.Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. |
Синекдоха |
Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. |
1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного. |
Перифраза |
Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь. |
1)Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова). |
Участники двух других групп соотносят презентацию с таблицей, готовят вопросы, дополнения, замечания.
Презентации завершаются заданием для других групп, определить на примере средство выразительности.
Этап применения знаний и умений предполагает совместное выполнение подгруппами следующих заданий.
1. Определить средства выразительности, соотнести примеры с названиями средств
Например, для подгруппы «Стилистические фигуры выразительности»
1. Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? |
А) Многосоюзие |
2. «И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?» |
Б) Эллипсис |
3. «Мы села – в пепел, грады - в прах, В мечи – серпы и плуги» (В.А.Жуковский) |
В) Параллелизм |
4. «Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет» (В.Лебедев-Кумач) |
Г) Парцелляция |
5. «Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград» (В.Инбер) |
Д) Риторический вопрос |
Ответы комментируются и сверяются с ответами на слайдах презентации.
2. Определить средства выразительности, вписать названия в кроссворд. Например, для группы «Синтаксические средства выразительности»:
1.«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»
(А.С.Пушкин)
2. «Ликует буйный Рим» (М.Ю.Лермонтов)
Кроссворды и задания к ним представлены в презентации к уроку на слайдах.
Студенты каждой группы комментируют выполнение задания и сверяются с ответами на слайдах.
3. Прочитать стихотворение, определить, какие средства выразительности использовал автор для создания художественного образа. Записать их в тетрадь. Подгруппам предлагаются для анализа стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Осень»; Ф.Тютчева «Осенний вечер».
Занятие продолжает этап демонстрации результатов исследовательской работы обучающихся. Презентации подгрупп по использованию средств выразительности в рекламе: «Использование лексических средств выразительности в рекламе», «Стилистические фигуры в рекламных текстах», «Синтаксические средства выразительности в рекламе». Каждая группа подводит итог своей работы на уроке, определяет выполнение поставленных задач.
Подобные занятия помогают посильно задействовать всех обучающихся, учат работать в команде, взаимодействовать, приходить к единому решению.
Данный урок вырабатывает навык работы с текстом художественного произведения, совершенствуя языковое чутье и повышая речевую культуру обучающихся.
На каждом этапе занятия постепенно увеличивается доля самостоятельности учащихся, а выполнение исследовательской работы развивает умение формулировать проблемы и предлагать пути их решения. Урок закрепляет в сознании обучающихся бережное отношение к русскому языку, расширяет возможности использования языковых средств в собственной речи. Работа в малых учебных группах реализует принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у инвалидов навыков социальной адаптации, самореализации.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий обеспечивает взаимодействие между обучающимися разных учебных групп, формирует навык плодотворного сотрудничества, развивает коммуникативные способности инвалидов.
В КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» традиционно отмечается День славянской письменности и культуры. В 2016 году в мероприятии принимали участие обучающиеся четырех учебных групп. Открывалось мероприятие гимном Кириллу и Мефодию, затем ведущие, студенты группы Бух-11, читали стихи с одноименным названием «Слово» И.Бунина и Н.Гумилева и рассказывали об истории праздника. О просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сообщила студентка группы ЮС-11, подготовив компьютерную презентацию. Об истории славянского алфавита рассказала студентка группы СЗ-12, используя наглядный мультимедийный материал.
Мероприятие продолжила литературно- музыкальная композиция. Студенты групп Бух-11, ЮС-11, ИС-12, СЗ-12 рассказывали наизусть стихотворения о русском языке: К.Бальмонта «Русский язык», М.Крюкова «Много языков на свете разных», В.Шефнера «Слова», А.Яшина «Русский язык», С.Скачко «С благоговеньем прикасайся…». Студенты группы БУХ-11 представили результаты своих исследовательских работ по русскому языку и литературе за первый учебный год по темам: «Фразеологизмы как отражение истории народа и его национального своеобразия»; «Имена собственные в пословицах и поговорках»; «Герои Ремарка как представители потерянного поколения»; «Михаил Афанасьевич Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».
Завершилось мероприятие викториной и награждением победителей. Обучающиеся каждой группы выполнили стенгазеты и плакаты, посвященные Дню славянской письменности и культуры.
Внеклассное мероприятие повышает интерес к изучаемому предмету, интегрирует знания учащихся по истории языка и литературе, стимулирует познавательную деятельность студентов, развивает навыки выразительного чтения поэтического текста, публичного выступления, повышает творческую активность студентов, а также оказывает эмоционально-эстетическое воздействие, которое студенты испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия зрителей и от общей праздничной атмосферы.
Таким образом, на занятиях гуманитарного цикла организован эффективный процесс социализации обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом.