Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сергиевская, З. А. Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на занятиях гуманитарного цикла / З. А. Сергиевская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5.1 (15.1). — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/3009/ (дата обращения: 16.11.2024).



В соответствии с Конституцией Российской Федерации инвалиды имеют равные со всеми права на образование. Образование инвалидов предусматривает создание благоприятных условий для включения их в общественно полезную деятельность и социум. Обучение в профессиональном образовательном учреждении способствует социализации инвалидов, обеспечивая адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения средне-специального образования.

Согласно требованиям ФГОС СПО, выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать общими компетенциями: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и др.

Планируя работу по учебной дисциплине «Русский язык и литература» с обучающимися инвалидами на первом курсе, следует выбирать такие формы учебной деятельности, которые формируют общие компетенции и социальные навыки выпускника. Главная проблема обучающихся с ограниченными возможностями заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Учебная дисциплина «Русский язык и литература» развивает и совершенствует готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовность к трудовой деятельности; навыки самоорганизации и саморазвития; информационные умения и навыки. Изучение русского языка и литературы способствует воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирует гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к языку, литературе и ценностям отечественной культуры.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение обучающимися инвалидами следующих социально значимых результатов:

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Реализация поставленных задач возможна через привлечение обучающихся инвалидов к активным формам работы на учебном занятии и во внеклассной деятельности. Так, при изучении темы «Средства художественной выразительности речи», обучающиеся работают в малых учебных группах по 6-7 человек: подгруппа №1 – «Лексические средства выразительности», подгруппа №2 – «Синтаксические средства выразительности», подгруппа №3 – «Стилистические фигуры выразительности».

Этап обобщения и систематизации знаний сводится к самостоятельной работе, которая предполагает проработку теоретического материала, составление компьютерной презентации и представление материала для других групп на занятии.

Каждая подгруппа представляет подготовленные презентации по материалам выданных заранее таблиц. Пример таблицы для подгруппы №1.

Лексические средства выразительности (тропы)

Эпитет

Слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

1. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький)
2. А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)

Сравнение

Сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.

1) Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). 2)Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов). – ср. оборот.
3)Снежная пыль столбом стоит в воздухе. – ср. выражено тв. п.

Метафора

Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката.
Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).

Олицетво-рение

Такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать.

1. Забормотал спросонок гром (Паустовский).
2.Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).

Метонимия

Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.

1.Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было.
2.Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились.

Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного.
2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.
3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.

Перифраза

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь.

1)Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова).
2)Царь зверей (вместо лев).
3)Холмогорский мужик = Ломоносов.
4)Царица ночи =луна.
5)Туманный Альбион = Англия.
6)Северная Венеция = Санкт-Петербург.

Участники двух других групп соотносят презентацию с таблицей, готовят вопросы, дополнения, замечания.

Презентации завершаются заданием для других групп, определить на примере средство выразительности.

Этап применения знаний и умений предполагает совместное выполнение подгруппами следующих заданий.

1. Определить средства выразительности, соотнести примеры с названиями средств

Например, для подгруппы «Стилистические фигуры выразительности»

1. Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

А) Многосоюзие

2. «И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?»

Б) Эллипсис

3. «Мы села – в пепел, грады - в прах,

В мечи – серпы и плуги» (В.А.Жуковский)

В) Параллелизм

4. «Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет» (В.Лебедев-Кумач)

Г) Парцелляция

5. «Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград» (В.Инбер)

Д) Риторический вопрос

Ответы комментируются и сверяются с ответами на слайдах презентации.

2. Определить средства выразительности, вписать названия в кроссворд. Например, для группы «Синтаксические средства выразительности»:

1.«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года»

(А.С.Пушкин)

2. «Ликует буйный Рим» (М.Ю.Лермонтов)

Кроссворды и задания к ним представлены в презентации к уроку на слайдах.

Студенты каждой группы комментируют выполнение задания и сверяются с ответами на слайдах.

3. Прочитать стихотворение, определить, какие средства выразительности использовал автор для создания художественного образа. Записать их в тетрадь. Подгруппам предлагаются для анализа стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Осень»; Ф.Тютчева «Осенний вечер».

Занятие продолжает этап демонстрации результатов исследовательской работы обучающихся. Презентации подгрупп по использованию средств выразительности в рекламе: «Использование лексических средств выразительности в рекламе», «Стилистические фигуры в рекламных текстах», «Синтаксические средства выразительности в рекламе». Каждая группа подводит итог своей работы на уроке, определяет выполнение поставленных задач.

Подобные занятия помогают посильно задействовать всех обучающихся, учат работать в команде, взаимодействовать, приходить к единому решению.

Данный урок вырабатывает навык работы с текстом художественного произведения, совершенствуя языковое чутье и повышая речевую культуру обучающихся.

На каждом этапе занятия постепенно увеличивается доля самостоятельности учащихся, а выполнение исследовательской работы развивает умение формулировать проблемы и предлагать пути их решения. Урок закрепляет в сознании обучающихся бережное отношение к русскому языку, расширяет возможности использования языковых средств в собственной речи. Работа в малых учебных группах реализует принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у инвалидов навыков социальной адаптации, самореализации.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий обеспечивает взаимодействие между обучающимися разных учебных групп, формирует навык плодотворного сотрудничества, развивает коммуникативные способности инвалидов.

В КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» традиционно отмечается День славянской письменности и культуры. В 2016 году в мероприятии принимали участие обучающиеся четырех учебных групп. Открывалось мероприятие гимном Кириллу и Мефодию, затем ведущие, студенты группы Бух-11, читали стихи с одноименным названием «Слово» И.Бунина и Н.Гумилева и рассказывали об истории праздника. О просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия сообщила студентка группы ЮС-11, подготовив компьютерную презентацию. Об истории славянского алфавита рассказала студентка группы СЗ-12, используя наглядный мультимедийный материал.

Мероприятие продолжила литературно- музыкальная композиция. Студенты групп Бух-11, ЮС-11, ИС-12, СЗ-12 рассказывали наизусть стихотворения о русском языке: К.Бальмонта «Русский язык», М.Крюкова «Много языков на свете разных», В.Шефнера «Слова», А.Яшина «Русский язык», С.Скачко «С благоговеньем прикасайся…». Студенты группы БУХ-11 представили результаты своих исследовательских работ по русскому языку и литературе за первый учебный год по темам: «Фразеологизмы как отражение истории народа и его национального своеобразия»; «Имена собственные в пословицах и поговорках»; «Герои Ремарка как представители потерянного поколения»; «Михаил Афанасьевич Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».

Завершилось мероприятие викториной и награждением победителей. Обучающиеся каждой группы выполнили стенгазеты и плакаты, посвященные Дню славянской письменности и культуры.

Внеклассное мероприятие повышает интерес к изучаемому предмету, интегрирует знания учащихся по истории языка и литературе, стимулирует познавательную деятельность студентов, развивает навыки выразительного чтения поэтического текста, публичного выступления, повышает творческую активность студентов, а также оказывает эмоционально-эстетическое воздействие, которое студенты испытывают как от собственного активного участия, так и от присутствия зрителей и от общей праздничной атмосферы.

Таким образом, на занятиях гуманитарного цикла организован эффективный процесс социализации обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, группа, Пушкин, Лермонтов, подгруппа, средство выразительности, учебная дисциплина, компьютерная презентация, переносное значение, профессиональное образовательное учреждение.

Похожие статьи

Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Психолого-педагогическая готовность учителей к инклюзивному образованию учащихся с задержкой психического развития

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Похожие статьи

Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Психолого-педагогическая готовность учителей к инклюзивному образованию учащихся с задержкой психического развития

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Организация социального развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Задать вопрос