Вданной статье приведён образец проведения интерактивного занятия в национальных группах и рассмотрены методы и приёмы педагогических технологий.
Ключевыеслова: педагогические инновации, русский язык, критические мышления, дидактических возможностей, подготовка кадров, инновационные научные разработки.
На современном этапе развития, перед Узбекистаном стоят стратегические задачи, среди которых дальнейшее развитие системы образования как важнейшего фактора процветания страны, устойчивого роста экономики, обеспечения занятости населения.
Новым импульсом кардинального совершенствования сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров на уровне международных стандартов стало Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года.
Проведённые за годы независимости широкомасштабные реформы заложили прочный фундамент национальной государственности и суверенитета обеспечения и правопорядка, неприкосновенности государственных границ, верховенство закона, прав и свобода человека. Вместе с тем утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017–2021 годы, включающая меры по укреплению и модернизации материально-технической базы вузов, оснащению их современными учебно-научными лабораториями и средствами современных информационно-коммуникационных технологий.
Сегодня исключительно важное значение придаётся внедрению в практику образования педагогических инноваций. Позитивное решение данного вопроса повысило жизненную потребность в поиске передового опыта, новых педагогических технологий, практической реализации после экспериментов их дидактических возможностей.
Логический вывод из этого: ещё более актуализирована задача создания инновационных научных разработок в образовании и внедрения в педагогическую практику. Ниже приводится образец проведения интерактивного занятия в национальных группах на тему «Русский язык как язык международного общения». [2] Далее приводится последовательность заданий, которые выполняются на протяжение занятия.
Задание 1. Правильно распределите определения главных членов
предложения (метод «Перепутанные термины»).
– Подлежащее — состоит из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола, выражающего его основное лексическое значение.
– Сказуемое— это сказуемое, которое состоит из глагола — связки и именной части.
– Составное именное сказуемое — это главный член предложения, связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа Кто? Что?
– Составное глагольное сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он?
Задание 2. Подберите рифму («Рифмоплёт»). [2]
дом – акция – эмиссия – чертеж – погрузка – кредит — |
сказка – соль – склад – дата – допуск – база — |
Задание 3. Рассмотрите следующие ситуации, оцените их типичность и подумайте, как вы сможете благополучно их разрешить («Слушай и думай»).
— Вы оказались (в командировке, на отдыхе) в одном из западноевропейских государств. Оторвались от группы или просто заблудились. К какому языку вы прибегните, чтобы получить нужную информацию от местных жителей?
— Вы оказались (в командировке, на отдыхе) в одном из государств Центральной Азии. Аналогичные действия для получения информации от местного населения.
— К вам на предприятие приехали коллеги из Германии и России. Руководство поручило вам провести ознакомительную экскурсию с гостями. Вы плохо владеете русским языком и совершенно не знаете немецкий. Ваши действия.
— Вам представилась возможность опубликовать вашу научную статью по тематике в одном из японских журналов. Каким образом вы обсудите условия опубликования с японской стороной?
Задание 4. Ответьте на вопросы («Мозговой штурм»).
- Какими критериями следует руководствоваться при выборе изучения одного из иностранных языков?
- С какой целью необходимо изучать русский язык?
- Что даёт изучение иностранных языков?
- Согласны ли вы с мнением, что русский язык один из самых распространённых языков мира?
- В какой сфере, на ваш взгляд, чаще всего применяется русский язык?
- Какое место занимает изучаемый нами русский язык в кругу остальных языков?
Задание 5. Правильно заполните категориальную таблицу:
– это разные по смыслу, но близкие по звучанию слова («база» и «базис»)
– называются слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению.
– это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
– называются устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением.
– это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Категория |
Определение категории |
Синонимы |
|
Антонимы |
|
Омонимы |
|
Паронимы |
|
Фразеологизмы |
Задание 6. Объясните значение слов ифразеологизмов, приведённых ниже (метод «Опрос пятерых»).
– кануть в Лету (лета — река забвения).
– филькина грамота
– заварить кашу
– гол, как сокол
– бежать сломя голову
– собаку съел
– шарашкина контора
Задание 7. Запишите вдва столбца исконно русские слова изаимствованные из французского языка. Аргументируйте свой вывод (Метод «Пинборд»).
Дядя, браслет, белка, теперь, рука, корсаж, мармелад, афиша, гардероб, котлета, племянник, дочь, вуаль, суфлёр, пьеса, мука, цена, батальон.
Задание 8. Заполните «Т-схему» положительными или отрицательными чертами человеческого характера.
Т-схема
– универсальный графический органайзер для записи двойных (да/нет, за/против) или сравнения 2-х аспектов одной концепции/ информации.
– Это сравнительная таблица.
– Развивает навыки критического мышления.
– Применяется в заключительной лекции/по завершению тематической.
За отведенное время индивидуально/в парах заполняют схему: в левой ее стороне пишут причины «за», а в правой — причины/факторы и пр., противоположные («против») идеям, изложенным в левой стороне.
Агрессивность, порывистость, хаотичность, внезапность, поспешность, смелость, прямота высказываний, настойчивость, упрямство, неторопливость, неповоротливость, поспешность, практичность, жадность, умение сделать многое, лень, осторожность, неуверенность, сообразительность, общительность, лукавство, любопытство, любознательность, разговорчивость, болтливость, ловкость, мошенничество, жажда информации, злопамятность, тиранство, умение защититься, заботливость, чувство собственного достоинства, высокомерие, желание показать самое лучшее.
«Да» («За») |
«Нет» («Против») |
В процессе проведения данного интерактивного занятия студенты получают возможность пополнить свой словарный запас по русскому языку, научиться принимать оптимальные и правильные решения, развить навыки критического мышления, повысить познавательную активность а также развить навыки общения.
Литература:
- О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования (Собрание законадательства Республики Узбекистан. 2017 год).
- Ю. К. Рахманова, Н. И. Шодманова Электронный учебно-методический комплекс по русскому языку. КарМИИ. Карши 2016 год.