Лингвометодический потенциал речи Н. Ф. Кошанского «О преимуществах российского слова» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Гусева, А. В. Лингвометодический потенциал речи Н. Ф. Кошанского «О преимуществах российского слова» / А. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80385/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается возможность использования ряда основных положений речи Н. Ф. Кошанского «О преимуществах российского слова» как особого методического приёма на уроках русского языка в средней школе.

Ключевые слова: Н. Ф. Кошанский, речь «О преимуществах российского слова», лингвометодика, лингвометодический потенциал, методический приём.

В 2014 г. увидело свет учебное пособие В. И. Аннушкина под названием: «О преимуществах российского слова. Речь Н. Ф. Кошанского 19 октября 1811 года». В Предисловии к этому труду сказано, что цель книги — «...научная публикация текста «Речи, произнесённой Николаем Кошанским, доктором философии, надворным советником и профессором российской и латинской словесности» 19 октября 1811 года на тему «О преимуществах российского слова». Её содержание столь занимательно, а стиль ранне-пушкинской эпохи, который отразится в лицейских творениях главного подопечного Кошанского — вначале «смуглого отрока», затем первого «победителя-ученика», — столь выразителен, что знакомство с текстом выдающегося словесника-педагога представляется весьма актуальным…» [2, с. 3].

Безусловно, речь Н. Ф. Кошанского — одна из самых интересных и полезных для студентов-филологов работ. К тому же текст «Речи» публикуется автором как в оригинальном варианте (см. п. 2, с. 37–45), так и в варианте с соблюдением современных правил орфографии и пунктуации (см. п. 2, с. 51–58). Целью нашей статьи является обоснование возможности применения лингвометодического материала «Речи…» на уроках русского языка в современных школах с 5 по 11 классы. Рассмотрим соотношение основных тезисов «Речи» с темами школьного курса русского языка на примере учебно-методического комплекса (далее — УМК) под ред. Т. А. Ладыженской и др. [4].

Прежде всего скажем о том, что «Речь…» почти целиком состоит из таких фраз, которые могут (и должны!) быть использованы на уроках как эпиграфы к изучаемым темам: «Если бы человек не умел говорить, быть может, не умел бы и думать; быть может, не умел бы и чувствовать? — И тогда он не был бы любимое создание Вечного…» [2, с. 52] (к теме «Речь. Речевая деятельность», 5 кл.). Или: «...дар слова есть средство всех познаний и действий человеческих, и мы, желая быть полезными, прежде всего, должны образовать сию способность — первое отличие и достоинство человека…» [2, с. 53] (темы: «Язык и речь. Речевое общение», «Виды речи (устная и письменная)», «Формы речи (монолог, диалог)», 7 кл.).

Яркие цитаты из «Речи…» предлагаем использовать и при изучении тем «Язык и история народа», «Три периода в истории русского языка» в 10 кл.: «...вы, потомки тех героев, коих громы гремели на Альпах и поражали царства, коих следы лежат за Дунаем и на брегах Саймы…» [2, с. 52], «Как величественная река, в полных берегах текущая из Славены, язык россiйский берёт источник свой даже в языке Платонов и Демосфенов, Пиндаров и Феокритов; он есть ближайшая отрасль славянского, а славянский образован и напитан тем языком, который достоин был самих богов древности, на котором говорили музы и грации, эроты и зефиры…» [2, с. 53].

Заметим: наше предложение обусловлено, в первую очередь, проблемным характером уроков в соответствии с ФГОС Нового поколения, а также возрастающей ролью самостоятельной работы учащихся. Мы считаем, что использование цитат Н. Ф. Кошанского в качестве эпиграфов, материала к заданиям, темам для сочинений (рассмотрим далее) поможет учителям и методистам разнообразить уроки русского языка, отойти от «шаблонов», а учащимся позволит рассмотреть русский язык во всём его историческом и современном многообразии, увеличит возможности для творчества.

В рамках определённых нами задач мы также рекомендуем использовать следующий материал. При изучении темы «Общие сведения о языке» (по УМК Ладыженской — 6 кл.) ученикам можно предложить задание на чтение фрагментов «Речи…» Кошанского, выбранных учителем, с последующим выписыванием из данных фрагментов основных свойств русского языка (обилие, богатство слов и выражений, свобода в расположении слов и пр.) вместе с цитатами Николая Федоровича, что методически оправданно, т. к. данное задание направлено не только на внимательное чтение текста, но и на запоминание основных свойств русского языка как исторической реалии.

Обратимся к лексике. Отдельного внимания заслуживает изучение такого обширного пласта лексики, как художественно-изобразительные средства — тропы, фигуры речи и пр. Со многими из этих «цветов красноречия» у детей возникают проблемы. Поэтому при изучении темы «Изобразительно-выразительные средства» (5 кл.) предлагаем рассмотреть в качестве методического материала фрагмент, содержащий самые необходимые для усвоения пятиклассниками тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, антитезы): «...там серпокогтистый орел несет огнекрылатые, всесокрушающие громы и готов грянуть на сребро-лунное царство. — Здесь колеблется чернокудрявый лес и беловласые степи. — Меж тем на темно-голубом эфире разливаются сребро-розовые лучи света и тихокрылый, нежнострастный зефир шепчет с полуоткрытою розою. Вдали роговетвистая серна пробегает на тундры, и ее страшит шум бури и хрупкий под ногами лист…» [2, с. 55]. Далее, по мере усложнения лексического материала, целесообразно, на наш взгляд, использовать фрагменты: «и его слово так обильно и живописно, как красы лугов и долин; свободно в течении своем, как ручьи, журчащие между цветами; выразительно и звучно, как гул громов и трели соловья в пустыне; и, наконец, величественно и чудесно, как самая природа, — и прилично ли россу отдать преимущество в слове иноплеменным, отдать и раболепствовать перед самым их томным и диким произношением?» [2, с. 58], «Обратите внимание к словесности российской, к наукам, ко всему высокому, прекрасному и великому, и — под сенью августейшего трона, при благотворном содействии свыше, образуя дух и сердце величием деяний, ум науками, а чувства вкусом, расцветёте душою, воскрылитесь, подобно птенцам орлим, и воспарите в путь славы по стопам предков ваших» [там же]. Они помогут усвоению антитезы, контраста, гиперболы, сравнения, не говоря уже о синонимах и антонимах.

Начиная с 10 класса, необходимо обратить внимание учащихся на особенности метонимии и синекдохи: «язык россiйский берёт источник свой даже в языке Платонов и Демосфенов , Пиндаров и Феокритов… » [2, с. 53], « бездны кипят» [2, с. 54], «баснь Орфеев и Амфионов оживится» [2, с. 56], «в беседе Ломоносовых , Херасковых , Богдановичей » [там же] и т. д.

При изучении звукописи, аллитерации помогут такие фрагменты: «И Бард Невы повторяет отзывы громов его в шумящем водопаде: Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам»... [2, с. 55], «Ты щелкаешь, крутишь, поводишь, Журчишь и стонешь в голосах; В забвенье души ты приводишь И отзываешься в сердцах»... [2, с. 56]. При изучении риторических вопросов, восклицаний, обращений (в 8 кл.) можно вспомнить такие примеры из «Речи…»: «О, юные питомцы!» [2, с. 52], «Каким превосходством языка могут гордиться пред нами иноплеменные?» [2, с. 55], «Какая живая гармония Природы!» [2, с. 56] и пр.

Для закрепления изученной темы «Фразеологизмы» (6 кл.) можно воспользоваться текстом «Речи…» для поиска крылатых фраз, например: «горит ли детское сердце любовию», «пылает ли юный дух», «пришел, увидел, победил» (аллюзия к Цезарю), «воображение ваше пренесется» и т. д.

В качестве иллюстративного материала к темам «Активный и пассивный словарный запас», «Устаревшие слова» (6 кл.) очень уместно будет обратиться к следующим строкам из «Речи»...: «...с благоговением десницу »... [2, с. 52], «Покрытый рубищем »... [2, с. 53], «Трясяся челами » [2, с. 56], « рдяны лица» [там же], а также «сей», «снедь» и т. д. При изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» (6 кл.) также можно обратиться к рассматриваемой работе Н. Ф. Кошанского: «как быстрое аллегро или томное адажио » [2, с. 55], «тонам лирным » (лира) [2, с. 56], «принес кошницу Тавр » [2, с. 57] и т. д.

Полагаем, что отдельные слова из цитат учёного можно использовать как лексикографический материал (для работы со словарями на уроках в 5–7 кл.): камчадал, эроты, зефиры, тавридец и мн. др.

Плюс ко всему текст «Речи» Н. Ф. Кошанского поможет ученикам в изучении истории развития русской орфографии и графики. Так, любопытным для детей окажется задание на выявление различий в написании одних и тех же слов русского языка в XIX веке и сейчас, в чём поможет, как уже упоминалось, оригинальная редакция «Речи…»: «Здѣсь царство красоты цвѣтущiя Природы, Тамъ роща мрачная почила въ тишинѣ»... [2, с. 30], «Се идутъ въ новый Храмъ, Монарха по глаголу, И, въ кротости души колѣна преклоня…» [там же]. Удивление детей вызовет и написание отдельных слов: «мрачн ы я», «полуно щ ный», «накло нш ись». Интересно будет также задание на историческое чередование полногласных и неполногласных сочетаний: « злато и сребро » (злато//золото, сребро//серебро) [2, с. 56], «Венчанна класами » (клас//колос) [2, с. 57], «воскормленный млеком » (млеко//молоко) [2, с. 58].

С целью «экскурса» в диахронический аспект изучения русского языка и литературы, особенно во внеурочной работе, можно выполнить также задание на знакомство с историческими лицами и выяснение их мирового значения в целом и для России в частности, например: Лукулла, Цезарь, Траян, Октавий, Тит, Мегмет-Кул, Ермак, Магомет.

Мы предлагаем также использовать яркие, возвышенно-взволнованные фрагменты из «Речи»... Н. Ф. Кошанского в качестве тем для эссе на уроках русского языка, литературы, домашних (творческих) заданий для учащихся среднего и старшего звена: «Мир видимый и мир нравственный равно держатся движением, порядком и согласием» [2, с. 52], «Душа наша, рожденная понимать и чувствовать, вечно не насытится ни познаниями, ни чувствованиями; она беспрестанно стремится к чему-то новому, совершенному»... [там же], «Науки — пища души. Дар слова есть средство наслаждаться и разделять наслаждения» [там же], «Первый и единственный вождь наш — природа: она учит птиц летать и петь, рыб — плавать, а человека — говорить и думать» [там же], «...дар слова есть средство всех познаний и действий человеческих»... [там же], «Тот, на котором в первый раз мы услышали и наименовали Бога, родителей и всё любезное нам — язык нашего Отечества» [там же] и мн. др.

Итак, в данной работе мы стремились показать, что лингвометодический потенциал речи Н. Ф. Кошанского «О преимуществах российского слова» чрезвычайно разнообразен и велик. Полагаем, что предлагаемые задания не оставят школьников и учителей-словесников равнодушными, поскольку произведение знаменитого нашего учёного, ритора, педагога наполнено любовью к родному языку, уважением к его истории, искренним желанием убедить молодое поколение в неоспоримых преимуществах российского слова... Завершим нашу работу цитатой из Н. Ф. Кошанского, которая подтверждает сказанное и которая, без сомнения, может быть успешно использована при изучении самых разных тем школьной программы: «Если справедливо, что языка совершенного нет и быть не может, ибо в природе несравненно больше предметов, нежели в языках слов; если справедливо, что близким к совершенству почитается тот язык, в котором есть обилие слов и выражений,... свобода в расположении, гибкость в соединении и живость в представлении картин и понятий, который, наконец, имеет свои тоны, благозвучность и подражательную гармонию, то мы можем справедливо и торжественно сказать, что слово российское ближе и удобнее к совершенству, нежели все языки иноплеменных»... [2, с. 56].

Литература:

  1. Аннушкин, В. И. Книги. Учебники. Публицистика / В. И. Аннушкин // Книги — Владимир Аннушкин. Официальный сайт. — URL: https://annushkinvi.ru/work/books/ (дата обращения: 14.03.2021)
  2. Аннушкин, В. И. О преимуществах российского слова. Речь Н. Ф. Кошанского 19 октября 1811 года: Учебн. пособие / В. И. Аннушкин. — М., 2014. — 100 с.;
  3. Аннушкин, В. И. Русская риторика: исторический аспект: Учебное пособие. / В. И. Аннушкин. — М., 2003, с. 247–248, 259–261, 265–267, 271, 272–274, 279, 282, 283–284, 292, 294–295, 299–303, 307– 311, 313, 315, 316, 319, 325, 326, 332;
  4. Ладыженская, Т. А., Баранов, М. Т., Тростенцова, Л. А. Учебно-методический комплекс: Русский язык. 5–11 классы / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, российское слово, дар слова, задание, слово, язык, изучение, основное свойство русского языка, преимущество, Речь.


Ключевые слова

методический прием, лингвометодика, Н. Ф. Кошанский, речь «О преимуществах российского слова», лингвометодический потенциал

Похожие статьи

Организация «диалога культур» на уроке английского языка на основе сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

Статья посвящена теоретическому обоснованию использования сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в качестве основы для организации диалога культур на уроках английского языка. Автор также приводит примеры методических приемов, которые могут быть реализо...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Проблемы переводимости русскоязычного художественного текста на английский язык (на примере переводов рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»)

В работе рассматриваются как общие теоретические вопросы переводоведения, так и сравнительный анализ переводов, способы и приемы работы с лексическим материалом, представляющим наибольшие трудности для перевода. Для сравнительного анализа были взяты ...

Особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе

В статье анализируются особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе. Рассматриваются проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке: подбор материала и методов обучения. Приводятся структурные варианты диалогичес...

Трудности в обучении китайских стажёров публицистическому стилю речи

Настоящая статья обнаруживает своей целью характеристику основных трудностей, с которыми сталкиваются китайские стажёры при освоении ими публицистического стиля русского языка. В работе очерчивается круг проблем в усвоении китайскими обучающимися лек...

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Специфика языковой объективации труда в русских паремиях

В статье рассматривается проблематика языковой объективации труда в русском языке, в контексте пословиц и поговорок. Описывается роль пословиц и поговорок, как материала для лингвистических исследований, их значимость для понимания языковой картины м...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Проблемы филологического исследования в рамках математической лингвистики (на примере поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

В данной статье акцентируется внимание на проблеме филологического исследования в рамках математической лингвистики. Также на примере художественного текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» представлен анализ практического применения некоторых матем...

Похожие статьи

Организация «диалога культур» на уроке английского языка на основе сказки П.П. Ершова «Конёк-горбунок»

Статья посвящена теоретическому обоснованию использования сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в качестве основы для организации диалога культур на уроках английского языка. Автор также приводит примеры методических приемов, которые могут быть реализо...

Приёмы эйдетики как способ формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

В статье рассматривается формирование лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому языку, а также эйдетические приёмы в качестве способа формирования лексических навыков обучающихся на начальном этапе обучения английскому я...

Проблемы переводимости русскоязычного художественного текста на английский язык (на примере переводов рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»)

В работе рассматриваются как общие теоретические вопросы переводоведения, так и сравнительный анализ переводов, способы и приемы работы с лексическим материалом, представляющим наибольшие трудности для перевода. Для сравнительного анализа были взяты ...

Особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе

В статье анализируются особенности развития диалогической речи в неязыковом (техническом) вузе. Рассматриваются проблемы обучения диалогической речи на иностранном языке: подбор материала и методов обучения. Приводятся структурные варианты диалогичес...

Трудности в обучении китайских стажёров публицистическому стилю речи

Настоящая статья обнаруживает своей целью характеристику основных трудностей, с которыми сталкиваются китайские стажёры при освоении ими публицистического стиля русского языка. В работе очерчивается круг проблем в усвоении китайскими обучающимися лек...

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Методические аспекты изучения в школе гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В статье представлено осмысление возможностей изучения гастрономических пристрастий героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. Рассмотрены методические аспекты изучения романа, а также проанализированы подходы к исследованию гастрономических...

Специфика языковой объективации труда в русских паремиях

В статье рассматривается проблематика языковой объективации труда в русском языке, в контексте пословиц и поговорок. Описывается роль пословиц и поговорок, как материала для лингвистических исследований, их значимость для понимания языковой картины м...

Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...

Проблемы филологического исследования в рамках математической лингвистики (на примере поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

В данной статье акцентируется внимание на проблеме филологического исследования в рамках математической лингвистики. Также на примере художественного текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» представлен анализ практического применения некоторых матем...

Задать вопрос