Певческие возможности дошкольников: певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Черникова, С. А. Певческие возможности дошкольников: певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата / С. А. Черникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2950/ (дата обращения: 26.12.2024).



Цель:

Развивать певческие способности дошкольников.

Оборудование: Проектор, презентация о лучших вокалистах мира, фортепиано, музыкальный центр — Игра «Щи капустные», методическое пособие «Музыкальная лесенка».

Ход занятия.

Дети свободно входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, как много гостей сегодня в нашем зале. Давайте поздороваемся друг с другом и гостями. (Дети здороваются с педагогом и гостями, пропевая приветствие.)

М. р. Ну вот и поздоровались. А теперь присаживайтесь и послушайте одну историю. (Дети садятся на стульчики.)

М. р. В одном королевстве жила-была принцесса, звали ее Дашенька. Она была очень красивая. У нее был прекрасный голос. Принцесса очень любила петь. Когда Дашенька пела, всё вокруг затихало, и все наслаждались ее пением. Но вот однажды злая колдунья заколдовала принцессу. Уж больно не любила она, когда кто-то поет. Спрятала колдунья Дашеньку в избушке и усыпила ее. С тех пор спит принцесса в этом домике и никто не может ее разбудить. А разбудить ее могут только прекрасные детские голоса. Красивое пение. Давайте сегодня постараемся научиться петь красиво, правильно и может быть, нам удастся разбудить принцессу.

М.Р. Для этого нам нужно потрудиться. У каждого из вас есть голос, который вам дала природа. У кого-то громкий голос, у кого-то тихий. У всех голоса разные. Для развития голоса существует множество способов и упражнений, которые мы сегодня с вами будем выполнять. Но сначала вы мне скажите, как нужно беречь свой голос?

Дети отвечают:( не кричать очень громко, не кушать зимой мороженное на улице, не пить холодную воду, закалять горло.)

М.р. Давайте послушаем стихотворения о том, что же нужно для пения.

Сядем прямо, ровно и споем спокойно Ноги ровно в пол упрем— пальчики в замок запрем.

Если хочешь стоя петь, головою не вертеть. Плечи вверх не поднимай, глаза в пол не опускай.

— Делать легкий вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом. –Да смотри, не отвлекайся, сделал вдох замри потом. –Выдох делай тихим, плавным, как кружение листа. Вот и выйдет песня славной, и свободна, и чиста.

М.р. Для того чтобы научится петь, нужно научиться держать правильную осанку. Для этого мы выполним несколько упражнений. (Двигательные)

  1. Встать ровно, руки вдоль туловища, подниматься и опускаться на носочках.
  2. Поднять с пола «арбуз», не удержав его- бросить.(имитация)
  3. «Примерка пиджака» (двигать плечами, как будто одеваем и снимаем пиджак)
  4. «Березка»- поднимать и опускать руки , раскачиваясь, как ветви на ветру.

М.р. Для красивого четкого пения нужна артикуляционная гимнастика, чтобы все звуки и слова артикуляционная произносились четко и точно.

  1. «Язычок проснулся» (толкать язычком щеки вправо, влево)
  2. «Язычок покажись» (покусывать кончик языка)
  3. «Не боимся зубов» (высовывать язык вперед- назад)
  4. «Зубы кусаются» (покусывать верхнюю и нижнюю губу)
  5. «Губки смеются» (улыбаться)
  6. «Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу)
  7. «Вкусный язычок» (пожевать язычок)
  8. «Чистые зубки» (провести языком по верхним и нижним зубам)

М.р. — Самая главная составляющая в развитии певческих навыков это — дыхание. Очень важно уметь правильно брать дыхание. Сейчас мы с вами будем делать дыхательную гимнастику.

  1. «Ветерок» (рисуем дыханием различные геометрические фигуры в воздухе, задуваем свечи на торте, рисуем линии)
  2. «Сердитая кошка» (на выдохе произносить резко шипящие)
  3. «Горячая картошка» (дуть на руки короткими выдохами)
  4. «Зима» (кто больше произнесет слово «зима» на выдохе)
  5. «Егорка» («Как на горке на пригорке жили 33 Егорки» — дети на выдохе считают: раз Егорка, два Егорка…..
  6. «Комарик» (руки в стороны, на выдохе произносится звук «з», руки медленно сдвигаются)
  7. «Комарик падает» (дети произносят звук «з» на выдохе, останавливаясь по сигналу педагога)
  8. «Вальс бабочек» (дети дуют на бумажных бабочек под музыку вальса)

Развивающие игры с голосом.

Дети садятся на стульчики.

М.р. — Ребята, вы хотите поиграть со своим голосом? Мы будем подражать человеческим звукам: смех, плач, крик. А теперь звукам животного мира: собака, лягушка, кукушка, кошка, корова.

Усиление звука

  1. (считать от 1 до 10, постепенно усиливая громкость и уменьшая)
  2. «Раздаем конфеты» (дети рукой, как-будто кидают конфеты, при этом выкрикивают имя того кому кидают)
  3. «Волшебная кисточка» (рисуют воображаемой кисточкой на звук «Р» вверх-вниз).

М-р. — Давайте немножко отдохнем (дети показывают пантомиму: силач, доктор, художник, повар, водитель)

Ритмодекламация

М-р. — Для того чтобы при пении вы умели выдерживать правильно ритмический рисунок, нужно тренировать ритмичность голоса и слуха.

  1. «Жук» — дети спрашивают у «жука»

«Жук, жук где твой дом?»

«Жук» (ребенок) отвечает:

Мой дом под кустом.

(дети должны четко и ритмично произнести все слова сменяя низкий тембр голоса на высокий).

  1. Игра-Скороговорка

«Два дровосека, два дроворуба

Два дровокола — рубили лес»

(дети четко и ритмично поют скороговорку)

М-р. — Важнейшим этапом в развитии вокальных навыков является распевание.

Даже самые именитые известные профессиональные вокалисты перед тем как начать петь должны хорошенько распеть свой голос.

Мы сейчас тоже будем с вами распеваться.

  1. «Вверх- вниз» — дети поют гласные «и», «а» поднимаясь от ноты «до»- первой октавы до ноты «соль», а потом спускаются от «соль» до «до».
  2. «Здравствуй, здравствуй Белоснежка»

(дети поют гамму от ноты «до» до ноты «до» словами)

Музыкально-дидактические игры.

  1. «Птички»

Прилетайте птички к нам, к нам, к нам (петь высоким голосом)

Зернышки я птичкам дам, дам, дам. (петь низким голосом)

Поклевали птички клюю, клюю, клюю. (петь высоким голосом)

Я смотрю на птичек и пою. (петь низким голосом)

(дети поют попевку, выделяя слова в высоком и низком регистре)

Песенное творчество.

М-р.- Сейчас мы с вами поиграем в игру «щи капустные» (это веселая и радостная игра)

(Дети встают в круг.)

М-р. Поет 2 строчки из песенки. Ребята, внимательно прослушав остальные 2 строчки, показывают пальцами, какие будут щи. Поем весело и задорно. (мажор)

Я капусту порубила

И в кастрюльку положила

До чего же вкусные (до чего не вкусные)

Будут щи капустные.

Дети поют весело и задорно, показывая мажорный лад распевки.

М.р. -Ребята! Мы с вами знаем, что музыка бывает веселая и радостная, и бывает грустная и печальная. Сейчас мы с вами с грустной интонацией споем попевку «Кукла».

Дети исполняют попевку «Кукла».

Кукла под дождем ходила,

Кукла платье намочила.

Будем куклу раздевать,

Чтобы платье постирать.

Ой, ой, ой-ой-ой

Чтобы платье постирать.

М.р.- Как вы думаете, мы уже немножко научились петь правильно? Давайте попробуем спеть попурри из ваших любимых песен.

Дети поют веселые песни.

М.р.-Вам конечно еще очень много нужно учиться и заниматься, чтобы уметь правильно и красиво петь. Но кое- чему вы уже научились. Мы подготовили с вами подготовили веселую песню «Я, ты, он, она». Давайте постараемся спеть ее красиво . Может нам удастся разбудить принцессу.

Дети исполняют песню.

После окончания песни из домика выходит принцесса Дашенька.

Принцесса: — Ой, как долго я спала. Здравствуйте! Кто же здесь так красиво поет? Чьи это звонкие голоса? Ваше волшебное пение расколдовало меня!

М.р. — Это детки из подготовительной группы детского сада «Малышок».Они учатся петь. Развивают свои певческие данные.

Принцесса — Мне кажется, что они уже многому научились, ведь им удалось расколдовать меня. И в благодарность за это я хочу им сделать подарок.

Принцесса исполняет песню. (по выбору муз. руководителя)

ПринцессаРебята, пойдемте со мной. Я могу вас еще многому научить, ведь я тоже очень люблю петь. Давайте все вместе попрощаемся с гостями.

Дети поют: «Дос-ви- да- ния».

Дети уходят с принцессой в свою группу.

Литература:

  1. Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет».
  2. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  3. Журналы «Музыкальный руководитель»- № 5/2009,№ 7/2011,№ 1/2012, № 4/2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, принцесса, голос, выдох, высокий голос, звук, нижняя губа, Ребята, рука.

Похожие статьи

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Оздоровительный эффект разных видов музыкальной деятельности для дошкольников в ДОУ

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования звуковой культуры речи на материале малых фольклорных форм

Похожие статьи

Роль воспитателя в использовании музыкально-ритмических упражнений для успешного формирования пространственной ориентировки у дошкольников

Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся

Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников

Развитие речевых и коммуникативных навыков старших дошкольников в певческой деятельности

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Оздоровительный эффект разных видов музыкальной деятельности для дошкольников в ДОУ

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования звуковой культуры речи на материале малых фольклорных форм

Задать вопрос