Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ
Автор: Павлова Марина Юрьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (47) ноябрь 2021 г.
Дата публикации: 27.10.2021
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Павлова, М. Ю. Дыхательные практики как основа правильной речи у детей с ОВЗ / М. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6693/ (дата обращения: 17.12.2024).
Форма проведения занятия: подгрупповое занятие — путешествие с детьми с ОВЗ с множественными нарушениями в развитии с сочетанными диагнозами.
Возрастная группа : дети с ОВЗ 6–7 лет
Цель: Формировать у детей умение управлять органами дыхания, повысить интерес к играм на развитие речевого дыхания
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- Активизировать просодическую сторону речи.
- Формировать навыки правильного речевого дыхания.
Коррекционно-развивающие
- Развивать плавный речевой выдох.
- Нормализировать просодические компоненты речи.
- Формировать силу, плавность и целенаправленность воздушной струи.
Коррекционно-воспитательные
- Формирование навыков сотрудничества.
- Воспитание взаимопонимания, доброжелательности.
Ход занятия
I . Орг. момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Улыбнемся гостям, чтобы у нас у всех было хорошее настроение.
II. Основная часть
Дорогие ребята! Жители Центра! Здравствуйте! (выходит лягушка)
Помогите мне, злой волшебник заколдовал меня и превратил в лягушку. Мне поможет только «Волшебная страна». А оказаться там можно, только пройдя 8 испытаний. Помогите мне пройти эти испытания!!!
— Ребята, мы поможем заколдованной лягушке?
Отправимся в «Волшебную страну?»
— Но чтобы мы очутились в Волшебной стране, нам нужно пройти испытания. У меня есть карта, и за каждое пройденное испытание мы будем получать по жетону. Когда все 8 жетонов будут у нас, мы окажемся в волшебной стране.
— А сейчас давайте построимся в круг и пойдем, шагая друг за другом на встречу, приключениям.
Песня «Город Изумрудный»
Испытание. Загадка
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
— Без чего мы жить не можем?
— Зачем нам нужен воздух? Правильно для полноценного существования на земле живых организмов. Человек может прожить без воздуха, кислорода 5 минут.
— Молодцы! У вас 1 жетон.
— Дышать нужно тоже правильно. Давайте проверим, как мы умеем дышать.
Подуем в мой дыхательный тренажёр.
— Ой ребята, мы дуем, а воздух у нас идет в щеки и плечи поднимаются.
— Надо нам выучить правила дыхания.
Правила дыхания
|
|
|
— Давайте учиться правильно дышать!
— Сейчас мы с вами превратимся в веселых роботов.
Руки согнули в локтях, ладоши обращены к лицу, начинаем нюхать ладошку, вдох шумный, резко втягиваем воздух. Плечи не поднимаем. Выдох свободный.
Молодцы!
—А теперь попробуем сделать 2 вдоха у каждой ладошки, плавный спокойный выдох.
Молодцы! И мы получаем 2 жетон.
- Физ. Минутка
«Бабочка» + мяч «Су-джок»
Словно бант у нашей Ани.
Это бабочка краса.
Кружит, вьется над цветами,
Где, как мед блестит роса.
— Замечательно! У нас 3 жетон!
Посмотрите, какие к нам бабочки прилетели. Давайте подуем на них. У кого бабочка улетит дальше всех.
— Отлично у нас летают наши бабочки. 4 жетон.
— Еще одно испытание нам надо пройти, и в этом нам помогут волшебные цветы — вертушки.
Песня «Волшебный цветок».
— Волшебный, нежный танец у вас получился. И мы получаем 5 жетон.
— Ну а сейчас испытание будет суперсложное! Нужно взять шумный вдох носом и выдувать воздушную струю в трубочку, направленную на шарик. Шарик должен от нашей воздушной струю перепрыгнуть в другую чашу. Руки за спиной, только дуем!
— Как хорошо, и это трудное испытание мы преодолели! 6 жетон.
— При помощи кислорода, воздуха, дыхания мы с вами не только дышим, но и учимся красиво говорить. Правильное дыхание помогает нам красиво рассказывать стихи, чистоговорки. Я прочитаю вам чистоговорку и покажу, когда я делаю вдох и на выдохе произношу текст.
1 Вдох — руки к груди и на выдохе произносим 1-ую строчку отводим медленно руки от груди.
— Еле-еле Лена ела.
2 Вдох — на выдохе вторая строчка скороговорки
— Есть от лени не хотела.
А теперь вы вместе со мной.
Попробуем рассказать по одному.
Отлично! 7 жетон у нас.
— Ребята, нам осталось чуть-чуть, и мы придем в «Волшебную страну».
— В последнем испытании, мы будем играть в футбол, но не в простой. Как можно назвать одним словом апельсин, яблоко?
Правильно, фрукты! А у нас какой будет футбол, отгадайте.
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
— Что это такое?
Вот и мы будем играть во «Фруктовый яблочный футбол». Здесь нам правильное дыхание тоже поможет и коктейльные трубочки.
— Делаем 2 шумных вдоха и сильно дуем в трубочку, стараясь задуть на фрукт и загнать его в ворота.
— Отлично! И с этим испытанием мы тоже справились!
— Вперед к намеченной цели в «Волшебную страну».
Песня «Город Изумрудный»
Дети шагают.
— Ребята, вот мы и пришли в волшебную страну!
— А где наша лягушка?
Лягушка: Ребята я была лягушкой, а придя в волшебную страну, превратилась в прекрасную девочку Эли! Спасибо вам!
— Ребята, давайте мы с вами подарим прекрасной девочке Эли, наш зажигательный танец.
Танец с цветами (с дыхательной гимнастикой)
— Ребята, какие вы молодцы! Вы помогли лягушке. А ещё вы научились правильно дышать, стихи рассказывать, танцевать. И за это Эли нам подарит мыльные пузыри, чтобы вы и дальше продолжали развивать свое дыхание и учили других детей.
Заключительная часть
Ритуал прощания
Вот занятие прошло,
До скорого свидания.
Всем друзьям и взрослым скажем
Дружно «До свидания!»