Развитие профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.12.2017

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Наумова, С. И. Развитие профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы / С. И. Наумова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2928/ (дата обращения: 27.04.2024).



В настоящее время, которое характеризуется существенным ростом и повсеместным использованием информационных технологий, цифровизацией образования, экономики, промышленности, сферы услуг, всё большее внимание уделяется исследованию гуманистического развития и роли людей в обществе. В данном контексте следует отметить, что в первую очередь рассматриваются вопросы адаптации, приспособленности, реагирования, готовности людей к общественным отношениям с учётом высокой переменчивости и нестационарности внешней среды.

Особо важную роль в этом направлении играет язык, без которого возникают существенные ограничения в обучении, развитии и использовании разнообразных современных и перспективных технологий во всех сферах жизни человека.

Именно русский язык выполняет функцию межкультурного средства общения, что сложилось исторически. Однако в существующих условиях развития, в том числе активного использования новомодных информационных технологий, постоянно сокращается доля людей, полноценно владеющих русским языком и знающих на достойном уровне русскую литературу.

Вместе с тем активно прогрессирует внутреннее формирование и продвижение национальных культур и народов в России, что подтверждает необходимость развития и использования русского языка и литературы как сущностей, объединяющих общество государства на основе принципов устранения противоречий, разногласий, синтеза общей для всех культурно-языковой среды взаимодействия, общения и понимания, а также формирования общепризнанных норм и устоев поведения людей в обществе.

Учитывая важность русского языка и литературы в России, особое внимание в настоящее время следует уделять его преподаванию. Тем более что данный процесс имеет такие текущие характеристики:

– претерпел изменения статус русского языка: он изучается как родной и неродной;

– изменились численность людей, изучающих русский язык и литературу, а также количество преподавателей в этой сфере;

– созданы новые условия для осуществления образовательной деятельности по русскому языку и литературе (появилась поликультурная аудитория);

– осуществляется воздействие государственных органов власти и государственной политики в направлении преподавания русского языка и литературы;

– создаются и внедряются новые государственные образовательные стандарты;

– формируются современные авторские программы обучения и преподавания по русскому языку и литературе;

– применяются новые виды аттестации.

Таким образом, на лицо тот факт, что преподаватели русского языка и литературы на сегодняшний день находятся в новых трансформированных условиях функционирования образования, которые требуют соответствующей подготовки, обеспеченности и реализации как образовательной деятельности, так и развития потенциала преподавателей.

Этот вопрос является актуальным в настоящее время, поскольку существует необходимость:

– более тщательного исследования текущих условий и тенденций преподавания русского языка и литературы;

– изучения и анализа потребностей людей, изучающих русский язык и литературу;

– обмена опытом между преподавателями русского языка и литературы;

– синтеза новых современных подходов к осуществлению преподавательской деятельности по русскому языку и литературе, а также механизмов и инструментов оценки образования;

– формирования устойчивых взаимодействий (методических, информационных, организационных, личных) в среде преподавателей русского языка и литературы с целью постоянного активного обмена опытом, совершенствования практик преподавания, обучения;

– мониторинга и выбора наиболее современных и подходящих технологий преподавания русского языка и литературы в различных образовательных организациях;

– создания и внедрения в практику функционирования образовательных организаций современных технологий преподавания русского языка и литературы, в том числе тех, которые основаны на информационно-коммуникационных технологиях, что обеспечит создание более совершенных и адаптированных учебно-методических комплексов и пособий для преподавания;

– организации и проведения повышения квалификации и переподготовки преподавателей русского языка и литературы с учётом формирования устойчивых коммуникационных и методических связей педагогов на основе современных информационных технологий;

– качественное информационное обеспечение профессиональной деятельности преподавателей русского языка и литературы, а также в целом образовательного процесса со своевременным предоставлением необходимой информации;

– создания, поддержания и развития функционирования разнонаправленных сообществ (в том числе сетевых) преподавателей русского языка и литературы, задачами которых являлись бы обмен опытом, информацией, методическими наработками, практиками преподавания, совместное изучение актуальных вопросов текущего состояния и направлений развития русского языка и литературы, разработка рекомендаций по совершенствованию ситуации с русским языком, формирование предложений для государственных органов управления;

– отражение результатов профессиональной деятельности, специфики и результатов преподавания, а также методической базы, публикаций, научных наработок на информационных сайтах, посвящённых вопросам организации продвижения обучения и развития методик преподавания русского языка и литературы.

В таких условиях необходимым является поддержание профессионального уровня преподавателей русского языка и литературы на основе предоставления соответствующего информационного и организационного обеспечения, совершенствования, развития и использования механизмов взаимодействия, повышения квалификации, переподготовки преподавателей в различных образовательных организациях для разных аудиторий, в том числе с использованием современных информационных технологий.

В настоящее время одними из механизмов интеграции взаимодействия и профессионального общения преподавателей русского языка и литературы являются создание и функционирование различных обществ и сообществ.

Так, одним из них является Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) — некоммерческое партнёрство, являющееся неправительственной бесприбыльной организацией, созданной для популяризации, сохранения, развития и изучения русского языка и литературы как части мировой культуры (https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_общество_преподавателей_русского_языка_и_литературы).

Целями РОПРЯЛ являются:

– содействовать изучению в России, СНГ и других странах мира русского языка как средства межкультурного общения и международного сотрудничества;

– развивать профессиональные связи и гуманитарные контакты между преподавателями и другими специалистами, занимающимися проблемами русского языка, литературы, культуры;

– содействовать:

  • установлению контактов между людьми, изучающими русский язык, литературу, культуру;
  • трудоустройству преподавателей русского языка, литературы и культуры в порядке международного обмена;
  • созданию единого информационного пространства для специалистов, изучающих, преподающих и распространяющих русский язык, литературу и культуру, с целью продвижения передовых научно-методических технологий и их всесторонней апробации;

– участвовать в развитии и совершенствовании государственных образовательных стандартов, содействовать их повсеместному внедрению в практику преподавания;

– совершенствовать государственную политику в области русского языка и его статуса;

– освещать в СМИ работу специалистов-филологов, историков, искусствоведов, культурологов по охране и развитию духовного потенциала российского общества.

Задачи РОПРЯЛ:

– способствовать обмену информацией и опытом в области:

  • русской филологии, страноведения;
  • методики преподавания русской литературы, русского и других языков;
  • разработки и применения наиболее эффективных методов и приёмов обучения;
  • использования технических средств при обучении русскому языку и литературе;
  • разработки и реализации международных исследовательских проектов;

– организация и проведение конгрессов, симпозиумов, выставок и других мероприятий;

– подготовка и издание научных публикаций, учебно-методических пособий;

– сбор информации и создание банка данных по тематике деятельности общества;

– издание и распространение справочно-информационных материалов, периодических изданий и другой печатной продукции;

– организация обмена преподавателями и научными сотрудниками, специализирующимися в области русистики, а также лицами, изучающими русский язык и литературу (школьниками, студентами);

– аттестация форм обучения, учебных материалов, исследовательских проектов.

РОПРЯЛ имеет свой официальный сайт (http://ropryal.ru), где отмечено, что, опираясь на обширную сеть региональных представителей, РОПРЯЛ проводит конкретные социологические исследования, направленные на изучение динамики языковых процессов в современной России, определение ключевых тенденций развития современного русского языка, описание новых областей его функционирования. Экспертные заключения, разрабатываемые РОПРЯЛ в рамках этих исследований, могут использоваться органами государственной власти при выработке государственной языковой политики, а также академическими структурами при внедрении новых учебных программ, методических подходов, образовательных концепций. Также у РОПРЯЛ есть свой научно-методический журнал «Мир русского слова».

Существует также Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), которая является неправительственным общественным объединением, созданным с целью популяризации, сохранения, развития и изучения русского языка и литературы как части мировой культуры (https://ru.mapryal.org). Она решает следующие основные задачи:

– содействует успешному преподаванию русского языка и литературы, обмену информацией и опытом в области разработки и применения наиболее эффективных методов и приёмов обучения;

– способствует обмену опытом научных исследований в области русской филологии, страноведения, методики преподавания русского языка и русской литературы, а также разработке и реализации международных исследовательских проектов;

– организует и проводит симпозиумы, конгрессы, выставки и другие мероприятия под эгидой МАПРЯЛ, участвует в профессиональных встречах других международных организаций;

– содействует подготовке и изданию научных публикаций и учебно-методических пособий по русскому языку, литературе, методике их преподавания, издаёт и распространяет справочно-информационные материалы и периодические издания;

– содействует распространению в мире культурных и духовных ценностей, которые в течение веков накапливались, благодаря труду лучших представителей русского народа.

В настоящее время создано, активно развивается и функционирует Профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы интернет-площадка для обобщения и распространения педагогического опыта в преподавании русского языка и литературы, для организации дистанционной работы и повышения квалификации специалистов СПО, ВПО и ДПО. Профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы (http://spo.altden.ru) открыто для педагогической общественности и всех заинтересованных лиц, что позволяет:

– получить сертификат тьютора (лица, организовывающего и ведущего обучающие мероприятия);

– подобрать авторитетного тьютора;

– получить доступ к интересным материалам;

– участвовать в дистанционных образовательных мероприятиях;

– стать тьютором и быть организатором образовательных мероприятий;

– активно включиться в мероприятия сообщества преподавателей русского языка и литературы.

Являясь участником данного профессионального сообщества, преподаватели русского языка и литературы размещают на сайте свои научно-методические работы, могут воспользоваться коллекцией публикаций, аудио- и видео-материалов по русскому языку и литературе, участвуют в мероприятиях (вебинарах, семинарах, на которых могут повысить свой профессиональный уровень), делятся опытом, общаются, дискутируют, участвуют в курсах повышения квалификации, конкурсах педагогического мастерства.

У сообщества существует также электронная библиотека, которая представляет собой базу авторских материалов участников Профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы, где собраны лучшие методические разработки преподавателей русского языка и литературы, в том числе победителей и лауреатов всероссийских конкурсов.

Обновление теоретических и практических знаний преподавателей русского языка и литературы осуществляется на интерактивной основе в дистанционной форме. Слушателями программ повышения квалификации тьюторов-преподавателей, например такой, как «Использование дистанционных технологий в преподавании русского языка и литературы, могут быть специалисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования, преподаватели русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Задачами обучения являются:

– формирование актуальной и современной системы знаний о передовых методах, технологиях обучения русскому языку и литературе с использованием дистанционных технологий;

– формирование общих и профессиональных компетенций в области обеспечения процесса преподавания русского языка и литературы в СПО с использованием дистанционных технологий.

В целом функционал Профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы оказывает существенную квалифицированную поддержку его участникам.

Следует отметить, что основной его отличительной характеристикой, по сравнению с другими заявленными сообществами, является наличие возможности активной обратной связи и полноценного дистанционного общения преподавателей русского языка и литературы друг с другом и с лицами, заинтересованными в обучении.

Несмотря на реализованные шаги в направлении профессионального развития преподавателей русского языка и литературы, данная сфера деятельности всё ещё нуждается в совершенствовании и активном росте. Преподавание и изучение русского языка и литературы должны осуществляться на должном уровне, который соответствует переменчивым потребностям в обучении людей и перспективным мероприятиям по развитию российского образования и общества.

Популяризация русского языка и литературы, повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы должны подкрепляться модернизацией содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, технологий и методик преподавания русского языка и литературы, а также развитием общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников.

Развитие Профессионального сообщества преподавателей русского языка и литературы, организация и проведение повышения квалификации преподавателей и переподготовки кадров в сфере русского языка и литературы являются важными задачами современной системы образования. Активность участников этой сферы свидетельствует о наличии глубокого интереса к укреплению статуса русского языка, к развитию и распространению процессов социальной интеграции на основе овладения русским языком и русской культурой в России и за её пределами. Несомненно, Профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы является стержнем консолидации преподавателей России.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, литература, Профессиональное сообщество преподавателей, Россия, методика преподавания, обмен опытом, преподаватель, развитие, русская литература, государственная политика.

Похожие статьи

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

(Сообщество учителей информатики, Сообщество учителей русского языка и литературы, Сообщество учителей иностранного языка и др.). - Надпредметные сообщества представляют собой совместную деятельность учащихся и учителя

Проблемы совершенствования подготовки учителей русского...

В этот молодой тогда вуз были направлены работать лучшие языковеды, литературоведы и специалисты по методике преподавания русского языка и литературы. В те же годы учителям русского языка и литературы...

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Профессиональные сообщества преподавателей русского языка и литературы (в том числе, сетевые).

Преподаватели русского языка и литературы ОО, реализующие образовательные программы СПО на основе современной единой...

Опыт методики преподавания русского языка как иностранного

В настоящее время актуальность преподавания русского языка как иностранного обусловлена необходимостью налаживания межнационального

Преподаватель задает перевести небольшой текст на родной язык, а затем — пересказать его на русском языке своими словами.

Динамика развития преподавания русского языка...

История преподавания русского языка как иностранного насчитывает более 1000 лет. Периоды и этапы развития методики отражают изменения, происходящие в общественной, политической и социально-экономической жизни России...

Подготовка студентов педагогического колледжа...

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах».

Формирование профессиональных компетенций учителя...

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы. Автор: Сиренко Александр Николаевич. Рубрика: Филология.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

развивающее обучение, процесс обучения, урок, ближайшее развитие, учащийся, русский язык, развитие, преподаватель, обучение, учебный процесс. Применение инновационных технологий обучения на уроках...

Фактор культуры в преподавании русского языка как иностранного

Преподавание русского языка как иностранного придерживается принципа постепенности, перехода от простого к сложному.

В методику преподавания русского языка введены новые концепции и новые методы.

Литература: Чжан Чжани.

Похожие статьи

Сетевые педагогические сообщества как форма повышения...

(Сообщество учителей информатики, Сообщество учителей русского языка и литературы, Сообщество учителей иностранного языка и др.). - Надпредметные сообщества представляют собой совместную деятельность учащихся и учителя

Проблемы совершенствования подготовки учителей русского...

В этот молодой тогда вуз были направлены работать лучшие языковеды, литературоведы и специалисты по методике преподавания русского языка и литературы. В те же годы учителям русского языка и литературы...

Модель повышения квалификации и профессиональной...

Профессиональные сообщества преподавателей русского языка и литературы (в том числе, сетевые).

Преподаватели русского языка и литературы ОО, реализующие образовательные программы СПО на основе современной единой...

Опыт методики преподавания русского языка как иностранного

В настоящее время актуальность преподавания русского языка как иностранного обусловлена необходимостью налаживания межнационального

Преподаватель задает перевести небольшой текст на родной язык, а затем — пересказать его на русском языке своими словами.

Динамика развития преподавания русского языка...

История преподавания русского языка как иностранного насчитывает более 1000 лет. Периоды и этапы развития методики отражают изменения, происходящие в общественной, политической и социально-экономической жизни России...

Подготовка студентов педагогического колледжа...

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах».

Формирование профессиональных компетенций учителя...

Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы. Автор: Сиренко Александр Николаевич. Рубрика: Филология.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

развивающее обучение, процесс обучения, урок, ближайшее развитие, учащийся, русский язык, развитие, преподаватель, обучение, учебный процесс. Применение инновационных технологий обучения на уроках...

Фактор культуры в преподавании русского языка как иностранного

Преподавание русского языка как иностранного придерживается принципа постепенности, перехода от простого к сложному.

В методику преподавания русского языка введены новые концепции и новые методы.

Литература: Чжан Чжани.

Задать вопрос