Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Консультация для воспитателей на тему «Причины возникновения заикания в дошкольном возрасте» / С. П. Кузнецова, М. Ю. Соловых, Е. И. Бирюкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2812/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема заикания многоаспектна. Психологический аспект мы рассмотрим подробнее. Впервые подход к определению заикания с позиций характеристики уровня общения ребенка и анализа внеречевых процессов, участвующих в акте общения, был осуществлен Р. Е. Левиной и ее учениками (Н. А. Чевелева, С. А. Миронова, А. В. Ястребова, О. С. Шукурова, С. А Игнатьева и др.). В рамках данного подхода заикание рассматривается, «как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции» [24]. Формирование коммуникативной деятельности теснейшим образом связано с формированием регуляторных механизмов, обеспечивающих правильное взаимодействие интеллектуальных и аффективных компонентов речевого акта.

Одной из уязвимых групп, в плане общения являются дети с речевыми нарушениями, в том числе заикающиеся дети. Заикание появляется в период овладения фразовой обобщенной речью. По мнению Р. Е. Левиной в возрасте от 2–5 лет дошкольник переходит от ситуативной речи к контекстной и наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится осуществлять выбор стратегии речи. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является благоприятной почвой для возникновения заикания [25].

В литературе заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах, так считают Н. А. Власова, Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, И. О. Калачева [2,3,8].

По мнению Л. Я. Миссуловина, Б. Д. Карвасарского с возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2–5,3 к 1 [34, 20].

До настоящего времени причины, и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В. М. Шкловского, не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным [58]. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами, значение которых у детей дошкольного возраста обычно невелико, а у взрослых они часто становятся доминирующими. Большинство авторов, таких как Н. М. Асатиани, Л. И. Белякова, И. О. Калачева и др. разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии [2, 3]. Заикание — следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать «срыв» речи — заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы (38). К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще не родившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы [58]. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь, по мнению Е. М. Мастюковой, предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме [31].

Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности двигательной сферы и определенные особенности личности (акцентуации), которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18 %. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32 %, а у монозиготных — в 77 %. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22 %, а дочерей — 9 %, а для женщины соответственно — 36 % и 17 % [3].

Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций. Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз. Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения заикания [3]. Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции. Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание. Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей. Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Внешние предрасполагающие причины порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т. п.), большое скопление людей, духота и т. п. — все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам. Одной из наиболее частых внешних производящих причин заикания является острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, семейными ссорами, физическими травмами и медицинскими манипуляциями [34].В настоящее время, как указывает Б. Д. Карвасарский, большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. Чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания [20]. Освещая проблему психогений, способствующих возникновению у детей заикания, Н. А. Власова наряду с острой психической травматизацией придает значение и хроническим конфликтным ситуациям, которые непосредственно связаны с высокой эмоциональной возбудимостью детей дошкольного возраста [8].

Как указывал В. И. Селиверстов, в возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен с одной стороны, состоянием нервной системы, ее «готовностью» к отклонениям от нормы. С другой стороны нервный срыв может быть вызван неблагоприятными экзогенными факторами [49]. С позиций современной нейрофизиологии состояние нервной системы заикающегося ребенка характеризует преобладание процессов возбуждения над торможением. Слабость тормозных механизмов, обусловленная конституционально или перенесенной патологии центральной нервной системы, облегчает формирование очагов застойного возбуждения в отделах речедвигательной подсистемы, которые являются своеобразными генераторами судорожной активности. Такого рода объекты по Г. Н. Крыжановскому называются генераторами патологически усиленного возбуждения и представляют универсальный механизм формирования патологической системы при многих заболеваниях нервной системы [22].

Изучение и уточнение этиопатогенетических основ заикания во всем их многообразии представляет не только значительный научный интерес, но, прежде всего, является необходимым при дифференцированном подходе к клиническим проявлениям этого нарушения речи и психоневротических заболеваний, на фоне которых оно, как правило, протекает. Только такой подход может обеспечить дальнейшее плодотворное исследование заикания и даст возможность проводить патогенетически обоснованную комплексную терапию больных, страдающих этим дефектом речи.

Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена «трудных» слов «легкими» (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия) [3, 8, 11].

Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь. Выделяют тонические и клонические судороги мышц речевого аппарата. Тонические речевые судороги характеризуются резким повышением тонуса мышц в нескольких группах, что акустически проявляется длительной паузой в речи или протяжной вокализацией. При этом наблюдается общая скованность заикающегося, лицо его отражает напряжение, рот либо полуоткрыт, либо закрыт с плотно сомкнутыми губами. Клонические речевые судороги проявляются многократными ритмичными сокращениями мышц речевого аппарата, что сопровождается повторением отдельных звуков, слогов или слов [10, 29].

У заикающихся выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно — смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Речь заикающегося обычно сопровождается сопутствующими движениями, которые могут иметь насильственный или уловочный характер. У ряда больных с акцентуациями личности по тревожно-мнительному типу уловочные движения перерастают в двигательные ритуалы.

Различают два вида заикания — эволюционное, развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2–6 лет, и симптоматическое, возникающее в различном возрасте при заболеваниях центральной нервной системы — черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др. [29, 37]. В зависимости от того, возникает ли эволюционное заикание на невротической основе или на фоне признаков органического поражения головного мозга, выделяют невротическую и неврозоподбную формы заболевания. Сочетанное действие указанных факторов характерно для смешанной формы заикания. По течению эволюционное заикание бывает стационарным, прогредиентным, регредиентным и рецидивирующим.

Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2–6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм [10, 12, 40].

Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Собственно речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Четко выражено ситуационно — обусловленное усиление заикания. Личностная реакция на дефект проявляется в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. Дефекты произношения в виде дислалии имеют место, но сравнительно легко поддаются коррекции.

Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротическая симптоматика также носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми остаются практически без изменений [10]. Как отмечает автор, движения детей, страдающих невротическим заиканием, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы незначительно. Отмечается хорошая динамическая координация, переключаемость и одновременность, и одновременность движений, достаточное развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве, высокая упражняемость в моторных навыках. Сопутствующие речи движения сравнительно легко поддаются коррекции.

Кроме того, неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом. Последний проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. В некоторых случаях диагностируется психопатоподобный синдром, который характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности [10, 29].

Заикание возникает в возрасте 3–4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Речь ухудшается при утомлении и после соматогений. Заикание имеет тенденцию к стойкому монотонному или прогредиентному течению. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием обнаруживают наличие стертой формы дизартрии или выраженной дислалии. В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Личностная реакция на дефект выражена слабо. Условия речевого общения не влияют на качество речи.

Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, обнаруживают разнообразные нарушения. Больные затрудняются с выполнением проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Характерна недостаточность речевых движений по силе, точности, объему, переключаемости. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики [12].

Таким образом, рассмотрев и проанализировав виды и механизмы нарушения заикания, ряд авторов указывает на то, что у заикающихся детей в становлении и развитии речи происходят следующие особенности. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов (эмболофазия), подмена «трудных» слов «легкими» (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп наблюдается страх речи (логофобия).

У заикающихся детей выявляются значительные нарушения речевого дыхания. Недостаточный вдох не обеспечивает целостного произнесения интонационно смыслового отрезка сообщения. Заикающиеся могут говорить на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

Л. С. Волкова указывает на захлёбывающийся голос при речи на вдохе, резкий крикливый голос при сильном выдохе, твёрдую атаку голоса при заикании. Речевое дыхание у заикающихся не сформировано, поверхностное, зачастую речевой поток осуществляется в момент вдоха [10]. Исследованиями Э. А. Арутюняна, Л. А. Чистович, В. А. Кожевникова, Р. Л. Шейкина и др. была выявлена зависимость организации речевого дыхания от содержания высказывания и интонационного характера речи (20). Доказано, что речевое дыхание следует за темпом мышления в процессе устной речи, т. е. оно является физиологической основой реализации плавной устной речи. Все это в свою очередь влияет на формирование коммуникативных навыков.

Литература:

  1. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива М., 1927.
  2. Асатиани Н. М., Белякова Л. И., Калачева И. О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. — 1978. — № 1. — С.25–30.
  3. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.
  4. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Боскис Р. М., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
  7. Бычкова С. С Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. — М.: АРКТИ, 2002. — 96 с.
  8. Власова Н. А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. — 1974. — № 7. — С.82–85.
  9. Власова Т. А. О влиянии нарушений слуха на развитие ребенка // К вопросу комплектования вспомогательных школ. М., 1954.
  10. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
  11. Волкова Г. А. Психолого-педагогическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. — СПб., 1993.
  12. Ворошилова Е. Л. Коммуникативные особенности заикающихся детей старшего дошкольного возраста. // Логопедия. –– 2005 № 3(9), с.41–46.
  13. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М., 1921.
  14. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Вопросы дефектологии. 1931. № 1.
  15. Гальперин Н. Р. Письменная речь у детей. СПб, 1997 г. — 199с
  16. Голубева И. В., Трошин О. В. театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития.// Презентация опыта. — 2006. № 1.
  17. Дель С. В. Исследование невербальных средств общения у младших школьников с заиканием, «Логопед» Научно-методический журнал, 2005, № 3.
  18. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций. — СПб., 1913. — С. 5.
  19. Жинкин Н. И. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста. М., «Владос», 1998 г. — 195 с.
  20. Карвасарский Б. Д. Неврозы. — М.: Медицина, 1990. — 576с.
  21. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. Пособие. — 2-е изд., доп. — Мн.: Театра Системс, 2000. — 432 с.
  22. Крыжановский Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. — М.: Медицина, 1997. — 352с
  23. Кулиев Э. М. Особенности произвольного внимания заикающихся детей: Автореф. Дис. Канд пед. Наук. — М. 1968.
  24. Ладыжская Т. А. Виды речи. М., «Владос», 2001–232 с.
  25. Левина Р. Е. О генезисе заикания у детей// Симпозиум по вопросам заикания у детей. Тезисы докладов. — М.
  26. Левина Р.Е Особенности коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. Тезисы докладов. — М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1963.
  27. Левина Р. Е. Свойства личности и овладение речью в норме и патологии // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
  28. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А. Г. Рузской. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 384 с.
  29. Лубовский В. И. Общение и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6.
  30. Маркова Т. А. Дошкольное воспитание. М., 1973.
  31. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М: ВЛАДОС, 1997. — 304с.
  32. Меньшикова С. В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. — Казань: «Лиана», 1999. — 112с.
  33. Микляева Н. В. фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов / Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Рдионова — 3 изд. — М.: Айрис-пресс, 2006–112с.
  34. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО «СЛП», 1997. — 144с.
  35. Миронова С. А. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа. — М.: Владос, 1998.
  36. Нечаева В. Г. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста М., 1968.
  37. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Книга для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. С. А. Миронова. — М.: Просвещение, 1987.
  38. Психологические исследования общения / Под ред. Ломова Б. Ф. — М. 1985.
  39. Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам. — М.: Просвещение, 1995. — 176с.
  40. Поварова И. А. Практикум для заикающихся. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): заикание, ребенок, дошкольный возраст, речевое дыхание, речь, центральная нервная система, возникновение заикания, нервная система, речевой аппарат, головной мозг.

Похожие статьи

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки»

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду»

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почему бывают драки» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Похожие статьи

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Методическая рекомендация педагогическим работникам и родителям на тему «Развитие эмоционального интеллекта средствами музыки»

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Консультация для воспитателей «Обучение лепке в детском саду»

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Почему бывают драки» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Задать вопрос