Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Библиографическое описание:

Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1769/ (дата обращения: 19.10.2018).



В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации.

В современной философии, социологии, психологии и педагогике социализация представляет собой целостный и универсальный процесс в единстве фило- и онтогенеза. (С. С. Батенин, О. И. Иванов, И. С. Кон, В.Момов, Б. П. Парыгин и др.; Е. Н. Сорочинская, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. Н. Шиянов и др.). Проблема социализации личности для отечественной педагогики была темой недоступной, мало разработанной по причине идеологических установок существовавших в обществе. В Национальной доктрине образования отмечалось, что наряду с обучением и воспитанием необходимо решать задачи социализации нового поколения детей и молодежи — обеспечить условия адаптации выпускников различных ступеней образования к социальному окружению; развивать способность детей к самоопределению в изменяющемся обществе. В отечественной психологической науке решаются вопросы интеграции социализации и образования, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания. Образование, по утверждению М. И. Шиловой, призвано определять условия, в которых осуществляется социализация — национальные ценности, цели, способы, формы культурного самоопределения и т. п., а также формировать нормативно-организационную основу образовательной деятельности влияющей на процессы воспитания.

Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения. Именно они определяют социокультурную среду, становление личности, развивают способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретать опыт самореализации, самовоспитания, самоопределения. Приобретение опыта адаптации к реалиям социальной жизни в процессе получения образования помогает ребенку быть успешным, находиться в центре общественных событий. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования, определяя приоритет общечеловеческих ценностей, призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях.

В исследованиях Н. Ф. Головиной были выделены несколько подходов характеризующих социализацию в психолого-педагогическом аспекте [1]:

-социологический — рассматривающий социализацию, как механизм трансляции культуры от поколения к поколению, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные процессы воспитания и образования;

-факторно-институционный — определяющий социализацию как совокупность факторов, институтов и агентов социализации;

-интеракционисский — раскрывающий социализацию как межличностное взаимодействие, общения, определяющих становление личности и ее внутреннюю картину мира (ценностей, норм, установок, стереотипов);

-интраиндивидуальный — определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию.

Понятие «социализация» было введено в психологию в 40–50-е гг. А. Бандурой и Дж. Кольманом. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в экзистенциальной психологии — как само-актуализация «Я — концепции». Психоаналитической традицией социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей.

Большой интерес для теории социализации представляют работы Т. Парсонса. Согласно его взглядам индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Относительно теории Т. Парсонса, любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т. к. его исполнение роли подвергается оценки сначала со стороны социализатора, а, в конечном счете, и собственной самооценки. Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, в создании субкультур компенсирующих, вовсе отвергающих или переориентирующих достиженческий ценностный комплекс (различные молодежные движения, теории, концепции, группы, группировки и пр.). Это краткая характеристика теории Т. Парсонса, но, безусловно, ни одна теория не претендует на роль всеобщей.

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако, сплошь и рядом, мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, не готовых и не способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на неё. Отсюда возникает проблема пассивной социализации, обусловленная нынешним состоянием нашего общества.

В зарубежных исследованиях сложились такие направления в раскрытии вопросов социализации как биопсихологизированное (А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), социологизированное (Ч. Кули и др.), «гуманистическая» социализация (Э. Клейн, Э. Фромм и др.). Представители первого направления считают, что процесс социализации диктуется природой личности и решает в связи с этим индивидуальные задачи развития; вторые — представляют социализацию как результат межличностного общения, где происходит «социальная репродукция» поведения; третьи — социализацию рассматривают в контексте межличностного общения. В отечественной науке были определены онтогенетический (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. А. Лентьев и др.) и филогенетический (С. С. Батенин, И. С. Кон, Б. П. Парыгин и др.) подходы к социализации. Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй — определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности, между двумя этими подходами связующим звеном выступает взаимодействие, в котором индивид присваивает определенные нормы и ценности, социальные роли, обеспечивая тем самым результаты социокультурного и психического развития.

Содержание процесса социализации определяется интеграцией социокультурного опыта определенной среды и социального опыта общения. Средствами социализации выступают факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, организации, средства массовой коммуникации); различного типа отношения. Из названных средств мы акцентируем внимание на семье, социокультурной среде дошкольной организации и отношениях, которые создают определенную систему социальных связей, позволяющих ребенку идентифицироваться, взаимодействовать, противостоять. Именно эта система взаимосвязей — личность — семья — среда дошкольной образовательной организации выступают определенным механизмом социализации. А. В. Мудрик определяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционный, обеспечивающий индивиду присвоение норм, эталонов поведения; институциональный, определяющий отношения с различными институтами социализации и оказывающего влияние на становление поведения; стилизованный, действующий в рамках субкультуры (морально-психологические черты, поведение, соответствующее возрасту) и способствующего становлению стиля жизни; межличностный, обеспечивающий идентификацию личности; рефлексивный, помогающий личности принимать или отвергать ценности, транслирующие в данном сообществе. На наш взгляд, для социализации личности дошкольника особое значение приобретают механизмы межличностный, традиционный, но включение интеграции всех их в педагогическом процессе сделает его управляемым и результативным. По утверждению психологов, к социально-психологическим факторам относятся идентификация, подражание, имитация, внушение, конформизм, стыд и чувство вины (А. В. Петровский, Н. И. Шевандрин, Э. Эриксон и др.). С нашей точки зрения, разработка методов психолого-педагогической поддержки в рамках функционирования механизмов социализации обеспечит возможности дошкольнику адаптироваться в условиях дошкольной жизнедеятельности.

Социализация понимается как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями — адаптация, самореализация, интеграция. Эти стадии позволяют педагогам и психологам создать систему дифференцированных методов психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста в процессе их адаптации к дошкольному коллективу. Взаимодействие всех составляющих процесса социализации представляют собой определенную систему, состоящую из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Наиболее сложным в педагогической науке и в меньшей степени разработанным является вопрос критериев и показателей эффективности социализации. С точки зрения М. И. Шиловой, три критерия могут выступить показателем эффективности социализации: когнитивный (характеризуется осознанием цели социальной деятельности и интериоризацией социального опыта); мотивационный или эмоциональный (отношения к результатам деятельности, удовлетворенность межличностными отношениями, стремление к самоопределению); деятельностный (интенсивность участия в деятельности, поиск путей и способов самореализации). Процесс социализации определяется множеством факторов, понимаемых как причины, имеющие значение для определенного процесса. И. С. Кон, А. В. Мудрик выделяют макрофакторы (космос, земля, общественно-политический строй и т. п.), мезофакторы (этнос, город, село и т. п.), микрофакторы (семья, группа, детский сад, среда сверстников). Знание характеристик макрофакторов позволяет психологам и педагогам разрабатывать научно обоснованные программы социализации подрастающего поколения в целом.

Воспитание в процессе социализации можно рассматривать как двуплановое явление: государство через воспитание стремится сформировать определенный тип гражданина; воспитатели и родители имеют собственные взгляды на цели воспитания, на его методы; сами дети с довольно раннего возраста то же имеют собственные (не сформулированные) концепции личности, отражающие влияние менталитета нации, специфически преломляющегося в связи с особенностями конкретной семьи, ближайшего социального окружения. Именно эти представления и определяют активность детей, определяют складывающийся у них образ «Я», их отношение к миру, к себе и с самим собой. В период общественных «ломок» происходит значительная переоценка ценностей у взрослых и у детей, что так же крайне усложняет процессы социализации личности.

Таким образом, как институт социализации семья отражает всю совокупность социальных отношений — к обществу, труду, людям, друзьям, соседям, животным и т. д. По мнению Д. Т. Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению. К сожалению, эти позитивные тенденции на современном этапе развития общества слабо проявляются в сфере нашей жизни. Дошкольная образовательная организация, как институт социализации, может выступить фактором, который будет способен корректировать социальные ориентации ребенка, освоенные в семье и оказать ему психолого-педагогическую поддержку в социальной адаптации и социальном самоутверждении в среде сверстников.

Литература:

  1. Головина Н. Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н. Ф. Головина. — СПб., 2004.
  2. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2013.
  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): социализация, институт социализации, процесс социализации, дошкольный возраст, отношение, семья, дошкольная образовательная организация, межличностное общение, психолого-педагогическая поддержка, социальный опыт.

Ключевые слова

социализация, личность, социальные отношения, ребенок дошкольного возраста, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации

Похожие статьи

Роль детского сада в процессе социализации личности

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании...

Именно в семье происходит первичная социализация

‒ оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении

Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возрастапроцесс длительный и многоплановый.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Процесс социализации у многих протекает нелегко.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: социальный опыт, старший дошкольный возраст, индивидуальный образовательный маршрут.

Понятие социального опыта в социологической литературе неизменно связывается с понятием социализации.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей младшего дошкольного возраста... В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль детского сада в процессе социализации личности

Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.

Социализация личноcти ребенка-дошкольника на основании...

Именно в семье происходит первичная социализация

‒ оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении

Наиболее эффективными формами вовлечения родителей в образовательный процесс, процесс социализации и...

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

В качестве еще одного социального института социализации детей раннего возраста выступает дошкольное образовательное учреждение с возможностью организации взаимодействия с родителями для вовлечения их как социальных партнеров в...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возрастапроцесс длительный и многоплановый.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.

Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации...

Процесс социализации у многих протекает нелегко.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного...

Ключевые слова: социальный опыт, старший дошкольный возраст, индивидуальный образовательный маршрут.

Понятие социального опыта в социологической литературе неизменно связывается с понятием социализации.

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

Социализация детей младшего дошкольного возраста... В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

межличностное общение, старший дошкольный возраст, ребенок, сверстник, школьное обучение, взрослый, дошкольник, общение, умение.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос