Библиографическое описание:

Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. — 2017. — №1.1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1769/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации.

В современной философии, социологии, психологии и педагогике социализация представляет собой целостный и универсальный процесс в единстве фило- и онтогенеза. (С. С. Батенин, О. И. Иванов, И. С. Кон, В.Момов, Б. П. Парыгин и др.; Е. Н. Сорочинская, Л. С. Выготский, М. М. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. Н. Шиянов и др.). Проблема социализации личности для отечественной педагогики была темой недоступной, мало разработанной по причине идеологических установок существовавших в обществе. В Национальной доктрине образования отмечалось, что наряду с обучением и воспитанием необходимо решать задачи социализации нового поколения детей и молодежи — обеспечить условия адаптации выпускников различных ступеней образования к социальному окружению; развивать способность детей к самоопределению в изменяющемся обществе. В отечественной психологической науке решаются вопросы интеграции социализации и образования, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания. Образование, по утверждению М. И. Шиловой, призвано определять условия, в которых осуществляется социализация — национальные ценности, цели, способы, формы культурного самоопределения и т. п., а также формировать нормативно-организационную основу образовательной деятельности влияющей на процессы воспитания.

Социализация как явление, рассматривается в аспекте процессуальном и результативном, где основным ядром выступают социальные отношения. Именно они определяют социокультурную среду, становление личности, развивают способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретать опыт самореализации, самовоспитания, самоопределения. Приобретение опыта адаптации к реалиям социальной жизни в процессе получения образования помогает ребенку быть успешным, находиться в центре общественных событий. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что гуманизация образования, определяя приоритет общечеловеческих ценностей, призвана развивать способность детей ориентироваться в социальных ситуациях.

В исследованиях Н. Ф. Головиной были выделены несколько подходов характеризующих социализацию в психолого-педагогическом аспекте [1]:

-социологический — рассматривающий социализацию, как механизм трансляции культуры от поколения к поколению, охватывающий стихийные взаимодействия и организованные процессы воспитания и образования;

-факторно-институционный — определяющий социализацию как совокупность факторов, институтов и агентов социализации;

-интеракционисский — раскрывающий социализацию как межличностное взаимодействие, общения, определяющих становление личности и ее внутреннюю картину мира (ценностей, норм, установок, стереотипов);

-интраиндивидуальный — определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию.

Понятие «социализация» было введено в психологию в 40–50-е гг. А. Бандурой и Дж. Кольманом. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное научение, в школе символического интеракционизма — как результат социального взаимодействия, в экзистенциальной психологии — как само-актуализация «Я — концепции». Психоаналитической традицией социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. В русле интеракционизма она трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей.

Большой интерес для теории социализации представляют работы Т. Парсонса. Согласно его взглядам индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Относительно теории Т. Парсонса, любая социализация в ролях, даже если это половые или возрастные роли, влечет за собой появление у социализируемого чувства неполноценности, т. к. его исполнение роли подвергается оценки сначала со стороны социализатора, а, в конечном счете, и собственной самооценки. Чувство неполноценности находит выражение как в индивидуальном отклоняющемся поведении, в создании субкультур компенсирующих, вовсе отвергающих или переориентирующих достиженческий ценностный комплекс (различные молодежные движения, теории, концепции, группы, группировки и пр.). Это краткая характеристика теории Т. Парсонса, но, безусловно, ни одна теория не претендует на роль всеобщей.

Процесс и результаты социализации заключают в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале социализированный человек должен быть способен в какой-то мере противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако, сплошь и рядом, мы встречаем людей, полностью социализированных, фактически растворившихся в социуме, не готовых и не способных к той активности, которая нужна для противостояния среде, воздействия на неё. Отсюда возникает проблема пассивной социализации, обусловленная нынешним состоянием нашего общества.

В зарубежных исследованиях сложились такие направления в раскрытии вопросов социализации как биопсихологизированное (А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), социологизированное (Ч. Кули и др.), «гуманистическая» социализация (Э. Клейн, Э. Фромм и др.). Представители первого направления считают, что процесс социализации диктуется природой личности и решает в связи с этим индивидуальные задачи развития; вторые — представляют социализацию как результат межличностного общения, где происходит «социальная репродукция» поведения; третьи — социализацию рассматривают в контексте межличностного общения. В отечественной науке были определены онтогенетический (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. А. Лентьев и др.) и филогенетический (С. С. Батенин, И. С. Кон, Б. П. Парыгин и др.) подходы к социализации. Первый — характеризует социализацию как процесс усвоения личностью социального опыта, включение ее в систему общественных отношений; второй — определяет социализацию как специфический способ передачи жизненного опыта от общества к личности, между двумя этими подходами связующим звеном выступает взаимодействие, в котором индивид присваивает определенные нормы и ценности, социальные роли, обеспечивая тем самым результаты социокультурного и психического развития.

Содержание процесса социализации определяется интеграцией социокультурного опыта определенной среды и социального опыта общения. Средствами социализации выступают факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, организации, средства массовой коммуникации); различного типа отношения. Из названных средств мы акцентируем внимание на семье, социокультурной среде дошкольной организации и отношениях, которые создают определенную систему социальных связей, позволяющих ребенку идентифицироваться, взаимодействовать, противостоять. Именно эта система взаимосвязей — личность — семья — среда дошкольной образовательной организации выступают определенным механизмом социализации. А. В. Мудрик определяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционный, обеспечивающий индивиду присвоение норм, эталонов поведения; институциональный, определяющий отношения с различными институтами социализации и оказывающего влияние на становление поведения; стилизованный, действующий в рамках субкультуры (морально-психологические черты, поведение, соответствующее возрасту) и способствующего становлению стиля жизни; межличностный, обеспечивающий идентификацию личности; рефлексивный, помогающий личности принимать или отвергать ценности, транслирующие в данном сообществе. На наш взгляд, для социализации личности дошкольника особое значение приобретают механизмы межличностный, традиционный, но включение интеграции всех их в педагогическом процессе сделает его управляемым и результативным. По утверждению психологов, к социально-психологическим факторам относятся идентификация, подражание, имитация, внушение, конформизм, стыд и чувство вины (А. В. Петровский, Н. И. Шевандрин, Э. Эриксон и др.). С нашей точки зрения, разработка методов психолого-педагогической поддержки в рамках функционирования механизмов социализации обеспечит возможности дошкольнику адаптироваться в условиях дошкольной жизнедеятельности.

Социализация понимается как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями — адаптация, самореализация, интеграция. Эти стадии позволяют педагогам и психологам создать систему дифференцированных методов психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста в процессе их адаптации к дошкольному коллективу. Взаимодействие всех составляющих процесса социализации представляют собой определенную систему, состоящую из целевого, содержательного, деятельностного и результативного компонентов. Наиболее сложным в педагогической науке и в меньшей степени разработанным является вопрос критериев и показателей эффективности социализации. С точки зрения М. И. Шиловой, три критерия могут выступить показателем эффективности социализации: когнитивный (характеризуется осознанием цели социальной деятельности и интериоризацией социального опыта); мотивационный или эмоциональный (отношения к результатам деятельности, удовлетворенность межличностными отношениями, стремление к самоопределению); деятельностный (интенсивность участия в деятельности, поиск путей и способов самореализации). Процесс социализации определяется множеством факторов, понимаемых как причины, имеющие значение для определенного процесса. И. С. Кон, А. В. Мудрик выделяют макрофакторы (космос, земля, общественно-политический строй и т. п.), мезофакторы (этнос, город, село и т. п.), микрофакторы (семья, группа, детский сад, среда сверстников). Знание характеристик макрофакторов позволяет психологам и педагогам разрабатывать научно обоснованные программы социализации подрастающего поколения в целом.

Воспитание в процессе социализации можно рассматривать как двуплановое явление: государство через воспитание стремится сформировать определенный тип гражданина; воспитатели и родители имеют собственные взгляды на цели воспитания, на его методы; сами дети с довольно раннего возраста то же имеют собственные (не сформулированные) концепции личности, отражающие влияние менталитета нации, специфически преломляющегося в связи с особенностями конкретной семьи, ближайшего социального окружения. Именно эти представления и определяют активность детей, определяют складывающийся у них образ «Я», их отношение к миру, к себе и с самим собой. В период общественных «ломок» происходит значительная переоценка ценностей у взрослых и у детей, что так же крайне усложняет процессы социализации личности.

Таким образом, как институт социализации семья отражает всю совокупность социальных отношений — к обществу, труду, людям, друзьям, соседям, животным и т. д. По мнению Д. Т. Лихачева, семья выполняет свои социальные и воспитательные функции в сферах долга любви и интереса. Именно на этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, формируются потребности к самостоятельному самовыражению и самоутверждению. К сожалению, эти позитивные тенденции на современном этапе развития общества слабо проявляются в сфере нашей жизни. Дошкольная образовательная организация, как институт социализации, может выступить фактором, который будет способен корректировать социальные ориентации ребенка, освоенные в семье и оказать ему психолого-педагогическую поддержку в социальной адаптации и социальном самоутверждении в среде сверстников.

Литература:

  1. Головина Н. Ф. Социализация и воспитания ребенка: учеб. пособие / Н. Ф. Головина. — СПб., 2004.
  2. Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Академия, 2013.
  3. Мудрик А. В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): социализации личности, институт социализации, психологические технологии социализации, вопросы интеграции социализации, факторы социализации, процесса социализации, эффективности социализации, Проблема социализации личности, психолого-педагогические аспекты социализации, социализации личности дошкольника, процессы социализации личности, социализации нового поколения, агентов социализации, институт социализации семья, теории социализации, проблема пассивной социализации, результаты социализации, процесс социализации, раскрытии вопросов социализации, определенным механизмом социализации.

Ключевые слова

социализация, личность, социальные отношения, ребенок дошкольного возраста, семья как институт социализации, психолого-педагогические аспекты социализации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос