Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Логинова Л. А. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 184-187. — URL https://moluch.ru/archive/182/46843/ (дата обращения: 22.10.2018).



Современная дошкольная педагогика подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия, диапазоне осваиваемых им ценностей.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни — не хотят воспитывать ребенка; другие — не умеют этого делать; третьи — не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОО. Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и у нас, меняет отношение к детским садам. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОО должна пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создания единого пространства для его развития. В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе мс просто ценностью, а ценностью номер один, что это и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо направлять все усилия на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи [1].

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развитии, особую ценность приобретает и активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Условия и истоки успешной социализации личности кроются в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка [3]. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей [2].

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, когда дети усваивают принятые в обществе нормы и правила поведения, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Процесс социализации у многих протекает нелегко. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, повышении педагогической культуры родителей. Успех такого взаимодействия повышает и успех семейного, домашнего воспитания [2].

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает только семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе должен опираться на родителей не только как на своих помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание целостной личности [4].

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями.

Как сложно бывает «достучаться» до пап и мам! Как нелегко порой объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» — эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад [7]. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает как раз подобное мнение. Как же привлечь внимание родителей к ценным советам воспитателей, предотвратить отчуждение семьи от ДОО, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка?

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку их правильного поведения, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе ДОО. Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи и взаимопонимании, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей.

Очень эффективны различные методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка в ДОО должны соблюдаться следующие условия:

‒ содержание образовательного процесса должно строиться с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;

‒ необходимо придерживаться условия природосообразности (учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей);

‒ нужно выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОО и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия [6].

Существует множество причин материального, социального, нравственного порядка, создающих препятствия для полноценной реализации обществом своих обязанностей перед детьми. Среди них — отсутствие согласованной воспитательной среды ДОО и семьи.

Поэтому цель нашей работы — вовлечение родителей в единое образовательное пространство «детский сад — семья», предупреждение возникновения отчуждения между ребенком и его семьей.

Для решения поставленной задачи был составлен перспективный план работы с родителями с целью реализации намеченной программы по улучшению взаимодействия между семьей и детским садом, в процессе социализации воспитанников.

При реализации плана определились следующие группы задач:

‒ психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогической компетенции;

‒ изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Основные методы реализации поставленных задач:

‒ индивидуальное или групповое консультирование;

‒ просмотр родителями занятий и режимных моментов;

‒ привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;

‒ анкетирование;

‒ опросы;

‒ беседы с членами семьи;

‒ наблюдение за ребенком (спонтанное и целенаправленное);

‒ выявление социометрического статуса ребенка. Основные формы работы:

‒ ежедневные непосредственные контакты с родителями воспитанников;

‒ неформальные беседы о детях или запланированные встречи с родителями с целью обсуждения достигнутых успехов независимо от конкретных проблем;

‒ ознакомление родителей с подготовленной воспитателями информацией о детях;

‒ посещение родителями ДОО для наблюдения за деятельностью детского сада, чтобы увидеть, как и чем занимается их ребенок («Недели открытых дверей»);

‒ решение вопросов, касающихся детей (на заседаниях родительского комитета);

‒ участие в праздничных и досуговых мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми;

‒ участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.

Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, удается наладить эффективную работу, решая запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности, уровень включения родителей в деятельность ДОО, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОО.

Литература:

  1. Апарина И. И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. М., 2000.
  2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М„ 2001.
  3. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт,- сост.: Т. А. Данилина и др. М., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, ребенок, родитель, воспитание детей, полноценное развитие ребенка, перспективный план работы, педагогическая культура родителей, образовательный процесс, совместная работа.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Перспективный план работы «Педагогической гостиной». месяц. мероприятие.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура родителей, эффективное партнерское взаимодействие, воспитательный процесс.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма...

Перспективный план работы «Педагогической гостиной». месяц. мероприятие.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической...

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как...

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура родителей, эффективное партнерское взаимодействие, воспитательный процесс.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

ребенок, детский сад, семья, родитель, физическая культура, физическое воспитание, мероприятие, игра, социальный опыт, физическое развитие.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение, семья, семья детей, психолого-педагогическое условие взаимодействия, взаимодействие, взаимное доверие.

Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС

родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.

Организация взаимодействия педагога и родителя в условиях ДОУ

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель воспитанников, совместная деятельность, круглый стол, долгое ожидание, общественный транспорт, педагогическое взаимодействие.

Задать вопрос