Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы
Авторы: Дружинина Виктория Леонидовна, Бунзя Елена Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 4343 раза
Библиографическое описание:
Дружинина, В. Л. Основные аспекты деятельности заместителя заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: опыт работы / В. Л. Дружинина, Е. А. Бунзя. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1768/ (дата обращения: 26.12.2024).
В статье рассмотрены особенности функциональной структуры методической службы в условиях реализации ФГОС ДО. Проанализированы особенности управленческой деятельности заместителя по ВМР и старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО.
Ключевые слова: ФГОС ДО, методическая служба, педагог, развитие, деятельность.
Важным условием к обеспечению ФГОС ДО является научное и методическое сопровождение образовательной деятельности учреждения. Только грамотное методическое сопровождение реализации стандарта технологически обеспечит выход всей образовательной системы ДОУ на новый качественный уровень Функционирования. Соответственно, переход на ФГОС ДО актуализирует необходимость модернизации всей методической службы учреждения, ее нацеленность на педагога, который является основной фигурой в реализации стандарта. Считаем, что важно не просто акцентировать внимание на профессионализме педагога, а создавать условия для его непрерывного профессионального роста.
Структура методической службы нашего МАДОУ представляет собой взаимосвязанную систему, направленную на обеспечение профессионального роста педагога, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности образовательного процесса, на овладение ребенком определенным уровнем развития, определенных компетентностей, способствующих успешному освоению новых знаний в школе.
В начале учебного года участниками наших структурных объединений разрабатывается и утверждается план работы на текущий год, в течение года работа объединений при необходимости корректируется, в конце года подводятся итоги и формулируются задачи на следующий учебный год.
Высшим органом коллективного руководства методической работы является — педагогический совет. В состав которого входят все педагоги и специалисты детского сада.
Педагогический совет МАДОУ осуществляет:
- Стратегическое управление процессом по реализации ФГОС ДО, основной образовательной программы, программы развития.
- Разработку общей методической темы и ее содержание в деятельности МАДОУ.
- Ознакомление с достижениями педагогической науки и передовым педагогическим опытом и внедрение их в практическую деятельность МАДОУ.
- Решение вопросов по организации образовательной деятельности.
- Обсуждение и утверждение плана, образовательных программ, рабочих программ педагогов, годового плана, иную учебно-методическую документацию с учетом требований ФГОС.
- Организует работу по распространению передового педагогического опыта.
- Принимает решение о проведении образовательной деятельности с детьми (в т. ч. платных) по дополнительным образовательным программам.
Научно-методический совет. В него входят педагоги детского сада с высшей квалификационной категорией, имеющие стаж педагогической работы 10 лет и более. НМС отвечает за изучение и анализ ситуации, сложившейся в дошкольном учреждении, за создание условий для успешное решения поставленных на текущий год задач, за разработку фундаментальных проектных документов (программа развития, основная образовательная программа, исследовательские проекты, инновационная деятельность, организация мероприятий по плану работы детского сада в режиме функционирования и развития), проводит экспертизу инновационной методической продукции, созданную педагогами. Результаты работы: созданы:
- Программа развития МАДОУ на 2014–2017 учебный год.
- Основная образовательная программа дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
- Годовой план.
- План и отчеты работы стажировочной площадки.
- Сопровождение и ведение персональных страниц педагогов на сайте «Инфоурок».
- Заключено соглашение с педагогами-психологами из психологической поликлиники Академии психологии и педагогики ЮФУ для психологической поддержки воспитателей по профилактике эмоционального выгорания.
Подготовлены и реализованы:
- Телемост с участниками нашей подготовительной к школе группы и воспитанниками НДОУ «Детский сад № 191 ОАО РЖД» города Ачинска Красноярского края. В рамках участия в Межрегиональном сетевом проекте для детей дошкольного возраста «Мы вместе».
- Мастер-класс для руководителей муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Ростова-на-Дону по теме: «ФГОС ДО: опыт реализации».
- Телемост с детьми подготовительной группы и воспитанниками МБДОУ № 130 Пролетарского района в рамках реализации проекта «Дети и наука». Данный проект долгосрочный, реализуется совместно с Академией педагогики и психологии ЮФУ.
Постоянная творческая группа педагогов — это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории. Данная группа отвечает за создание условий, успешное внедрение и использование новых программ и технологий.
В прошлом и этом учебном году участники группы работают над реализацией проекта областной инновационной площадки по теме: «Подготовка детей к школе средствами художественно-творческой деятельности в условиях автономного дошкольного образовательного учреждения».
Результаты работы:
- Разработана программа и план действий по реализации инновационного проекта.
- Созданы организационно-управленческие структуры, способные обеспечить реализацию проекта: мониторинговая служба ДОУ, рабочая группа.
- Разработана и внедряется система повышения профессиональной компетентности педагогов в области художественно-эстетического развития детей.
- Разработаны и апробируются педагогом-психологом методические рекомендации для воспитателей направленные на развитие художественного потенциала во взаимодействии с детьми.
Также структурными компонентами методической службы нашего детского сада является психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра. Основная задача службы — обеспечение профессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов, родителей по запросам, анализ собственной деятельности.
Таким образом, функционирование инновационных групп а, следовательно, и работа всего педагогического коллектива в целом (все педагоги равномерно распределены по подразделениям), способствуют повышению качества образовательной деятельности детей, компетентности педагогов, их профессионального мастерства. Каждый педагог в течение учебного года участвует во многих мероприятиях, причем не только в качестве слушателя или участника, но и в роли организатора или докладчика. У каждого педагога, благодаря использованию такой модели организации методической работы в детском саду, появляется свой имидж, желание быть увиденным и услышанным, мотив для профессионального, творческого и личностного роста.
Кроме участия педагогов в работе объединений в детском саду, разработана и реализуется целая система самообразования, включающая следующие формы:
- Дистанционные курсы повышения квалификации.
- Посещение районных методических объединений, сообществ и мероприятий.
- Самообразование педагогов по индивидуальной методической теме, разработанной с учетом профессиональной потребности каждого педагога.
- Обеспечен свободный доступ к образовательным интернет — ресурсам.
- Аттестация педагогов, как необходимое условие подтверждения пригодности к занимаемой должности посредством оценивания профессиональной деятельности.
В нашем детском саду традиционно работали воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре. За последние годы в целях повышения качества образовательной деятельности и за счет внебюджетных средств, к реализации образовательных программ удалось привлечь 2 педагогов, имеющих научную степень «кандидат психологических наук» и логопеда отделения Детской областной больницы.
В стремлении эффективного использования трудовых и материальных ресурсов в условиях реализации ФГОС, а также опираясь на фактическую численность воспитанников МАДОУ, с 01.01.2015 в рамках средств, выделенных на выполнение муниципального задания, в штатное расписание были дополнительно введены:
- 0,5 ставки инструктора по физкультуре.
- 0,5 ставки педагога-психолога.
- 1 ставка заместителя заведующего по ВМР.
- 1 ставка заведующего по ХР.
Считаем, что такое существенное усиление педагогического коллектива новыми высококвалифицированными работниками не только повышает конкурентоспособность педагогического коллектива, но и открывает дополнительные возможности для функционирования ДОУ на инновационной основе с широким использованием передовых идей передового педагогического опыта.
ФГОС ДО — основной нормативный акт, обеспечивающий кардинальные изменения образовательной деятельности ДОУ. Поэтому, переход на ФГОС влечет за собой необходимость принятия новых управленческих решений, которые должны привести к инновационному развитию образовательного учреждения.
Решение данной задачи осложняется несоответствием содержания функций существующей системы управления педагогическим коллективом требованиями государства к условиям реализации Стандарта ДО. Данная проблема обусловлена противоречием между «старым» и «новым»:
- Противоречие: низкий уровень технологической и информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников и новыми квалификационными требованиями.
- Противоречие: управление функционированием ДОУ и необходимостью управлять его инновационным развитием на основе ФГОС.
- Противоречие: компетентность управленческого аппарата в вопросах тактического управления и необходимостью обеспечения стратегического управления современным ДОУ.
В связи с чем, а также в целях устранения «кадрового дефицита» на уровне управления ДОУ, в штатное расписание нашего детского сада были внесены изменения. А именно, вместо должности старшего воспитателя была введена должность заместителя заведующего по воспитательной и методической работе.
Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», должность заместителя по воспитательной и методической работе отнесена к категории руководящих работников с 40-часовой рабочей неделей, а должность старшего воспитателя к категории педагогических работников с 36-часовой рабочей неделей.
Должностные обязанности:
Функции заместителя заведующего по воспитательной иметодической работе |
Функции старшего воспитателя |
Наряду с воспитательно-образовательной работой координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений, а именно: |
Занимается исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса, а именно: |
Руководит профессиональным обучением педагогов и планирует эту работу |
Руководит работой воспитателей |
Координирует работу воспитателей и других педагогических работников по выполнению программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации |
Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации, развитию творческих инициатив |
Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства |
Привлекает к участию в работе с детьми представителей общественных организаций, работников учреждений дополнительного образования |
Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента воспитанников |
Организует и проводит работу с детьми в тесном контакте с советом образовательного учреждения |
Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки воспитанников |
Планирует воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение |
Принимает меры по оснащению помещений современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения |
Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы |
Таким образом, мы видим, что заместитель заведующего по ВМР — это ключевая фигура в системе управления образовательной деятельностью ДОУ с четко определенными функциями и полномочиями. Фактически, заместитель заведующего по ВМР является связующим звеном между менеджером в лице заведующего детским садом и педагогическим коллективом, обеспечивающий между ними прямую связь (приказы, распоряжения заведующего, контроль за их исполнением на уровне педагогов) и обратную связь (информация о проблемных ситуациях в образовательной деятельности детского сада и мерах, принятых для их решения на уровне заместителя заведующего).
Заключение. Методическая служба в условиях реализации ФГОС ДО является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу и обеспечивающим результаты образовательной деятельности, из чего следует, что к ее планированию и реализации необходимо относиться очень ответственно.
Все выше сказанное позволяет утверждать, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует серьезного сопровождения каждого педагога в различных направлениях. При этом, главным результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т. п.
Методическая и психологическая поддержка педагогов поможет им не только понять и принять новый ФГОС ДО, но и успешно реализовать его в своей профессиональной деятельности.
Литература:
- Аншукова Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. //Управление ДОУ. — 2004. — № 3. с. 29–32.
- Багаутдинова С. Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. //Управление ДОУ. — 2004. — № 3. с. 82–85.
- Белая К. Ю. методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
- Закон РФ от 20 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. Октября 2013 г. № 1155 г. «От утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Москва.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Похожие статьи
Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...
Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.
Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада
В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...
Организация и управление самостоятельной работой учащихся
В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ВО при организации самостоятельной работы студентов.
Управленческая деятельность и личные компетенции молодого руководителя дошкольной образовательной организации
В данной статье мы провели исследование современной управленческой деятельности в дошкольном учреждении. Было проведено исследование термина управления, отмечены его ключевые инструменты в рамках образовательной организации. Так же были отмечены осно...
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ
В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Похожие статьи
Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...
Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.
Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....
Мониторинг качества освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
В статье особое место уделяется проблеме оценивания качества образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования.
Методическое сопровождение организации культурных практик в образовательном процессе детского сада
В статье рассматривается необходимость методического сопровождения организации культурных практик в образовательном процессе детского сада в условиях введения ФГОС ДО и обновления содержания дошкольного образования. Представлен анализ понятия «методи...
Организация и управление самостоятельной работой учащихся
В статье сделан анализ проблем реализации ФГОС ВО при организации самостоятельной работы студентов.
Управленческая деятельность и личные компетенции молодого руководителя дошкольной образовательной организации
В данной статье мы провели исследование современной управленческой деятельности в дошкольном учреждении. Было проведено исследование термина управления, отмечены его ключевые инструменты в рамках образовательной организации. Так же были отмечены осно...
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Организация и содержание деятельности консультационного пункта в ДОУ
В данной статье рассматривается опыт работы по организации деятельности консультационного пункта для родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сформулированы цели и задачи деятельности консультационного пункта, раскрыты ос...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...