Роль методической службы школы в самореализации и развитии творческого потенциала педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мустафина, А. А. Роль методической службы школы в самореализации и развитии творческого потенциала педагога / А. А. Мустафина, А. А. Нургожина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9770/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Сложившаяся в стране и мире в начале XXI века ситуация в качестве одного из приоритетов образования диктует становление и развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.Огромная роль в этих процессах принадлежит педагогу, которого мы представляем как профессионала с высоким уровнем культуры, чувством личного и профессионального достоинства, готового и способного к творческому самосовершенствованию.

Профессионально-личностное становление и развитие педагога соответствуют задачам, определённым в Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым, где он выделил три главных направления модернизации системы образования в Казахстане: 1) оптимизация образовательных учреждений; 2) модернизация учебно-воспитательного процесса; 3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг [1].

Поэтому наша цель — создание условий для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.

В соответствии с методической проблемой школы «Пути повышения эффективности социальной адаптации школьников» методическая служба школы решает следующие задачи: диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи; консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства; организация семинаров по запросам педагогов; изучение, обобщение и распространение опыта учителей; организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения положительной мотивации учащихся и развития их креативности; организация информационного обеспечения педагогов, ознакомление педагогов с достижениями в области педагогики и психологии с использованием возможностей Интернета; организация работы с молодыми педагогами с привлечением педагога — психолога школы; повышение профессионального уровня педагогов как необходимого условия модернизации системы образования; изучение и использование современных технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания.

Основными формами методической работы являются: тематические педагогические советы; методический совет; методические семинары; работа учителей над темами самообразования; методические объединения; предметные методические декады; взаимопосещение и анализ уроков; открытые уроки, их анализ; аттестация учителей; курсовая переподготовка (организация и контроль); обобщение и ознакомление с передовым педагогическим опытом (ППО); участие в конкурсах и фестивалях педагогических инноваций; участие во внутришкольных конкурсах педмастерства; привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах и фестивалях, спортивных состезаниях различных уровней.

Ежегодно проводятся три тематических педагогических совета. Все педагогические советы готовятся и проводятся с использованием таких приемов как: работа творческих групп учителей по подготовке к педсовету; работа совместных творческих групп классных руководителей и учителей-предметников; демонстрация фрагментов уроков по теме педсовета с комментариями учителя; анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива; представление презентаций.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит методическому совету. Методический совет (МС) является не только главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса, но и экспертным советом при анализе и утверждении учебных планов, программ, положений и т. д. В состав Методсовета входят руководители методобъединении (МО), руководители творческих групп, представители администрации, учителя. В среднем, ежегодно, проходит 5–6 заседаний МС.

Методическая учеба ведется и с педагогическим коллективом в целом, и с отдельными учителями. Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за последние годы, благодаря активному участию учителей в методических семинарах, совещаниях, заседаниях, проводимых в школе. Подготовили и провели семинары, семинары-практикумы, мастер-классы на республиканском, областном уровне. На базе нашей школы регулярно проводятся открытые уроки и воспитательные мероприятия для педагогов области. Все семинары связаны с методической темой школы и имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В соответствии с методической темой школы была продолжена работа педагогов над темами самообразования и внедрением новых технологий или элементов из них. В то время, когда учителя выбирают темы для самообразования, планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий.

Новые технологии или элементы из них применяют 94 % учителей. На сегодняшний день у 87 % учителей темы по самообразованию тесно связаны с методической темой, проблемами и задачами школы. Методическая работа учителя по совершенствованию педагогического мастерства не остаётся незамеченной. Новой формой является работа по формированию портфолио учителя, которые в дальнейшем помогают проанализировать работу педагога в динамике, являются ценным документом при прохождении аттестации, оказывают помощь при самоанализе учителем своей работы. Эффективной формой можно назвать проведение индивидуальных и групповых консультаций, как для учителей, так и руководителей МО. В ходе беседы зачастую решаются вопросы олигофренопедагогики и специальной психологии, отдельные вопросы методики преподавания предмета, проводится анализ посещенного урока и самоанализ урока учителем. Обсуждаются при этом вопросы по специфике предмета, оказывается помощь при анализе результатов обучения и воспитания школьников за определённый период. Индивидуальные и групповые консультации являются средством оказания оперативной помощи учителю.Традиционной в работе по повышению профессионального мастерства учителей является деятельность МО учителей — предметников. Для успешной реализации задач, поставленных перед методической службы, разработаны положения, определяющие их цели, содержание деятельности, права и обязанности.

Все МО проводят предметные декады. Они включают в себя открытые уроки, интеллектуальные игры, предметные олимпиады (для классов ЗПР), творческие марафоны, викторины, вечера, брейн-ринги, конкурсы и др. Надо отметить, что проведение таких мероприятий стало в школе традицией и вносит праздничную атмосферу в учебный процесс. Итоги работы методических объединений (МО) подводятся на общешкольном творческом отчёте. Каждое МО представляет свои достижения в форме презентаций, выставок методических разработок, буклетов и пр.Практически все учителя школы (95 %) при подготовке к урокам, непосредственно на уроках, внеклассных мероприятиях активно используют интерактивные методы.

Одним из главных вопросов системы работы по повышению педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. С каждым годом процесс аттестации выдвигает все новые требования к деятельности учителя. Учителя школы успешно проходят аттестацию и повышают или подтверждают свой профессиональный статус. Повышению педагогического мастерства учителя, росту его профессионализма способствуют курсы повышения квалификации (100 % прошли педагогов). За успехи в труде педагоги наши были награждены Почетными грамотами и благодарностями Министерства образования и науки Республики Казахстан, обласного управления образования. 80 % педагогов обобщили свой опыт через средства массовой информации.

Показателем того, что система методической работы в школе вышла на высокий качественный уровень, явилось систематическое вовлечение учащихся в конкурсы профессионального мастерства, предметные олимпиады, творческие конкурсы и спортивные соревнования. Где учащиеся нашей школы показали высокие результаты в международных, республиканских, областных, городских конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках декоративно-прикладного искусства и др.

 

Литература:

 

  1.              Назарбаев Н. А. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». http://www.kazpravda.kz
  2.              ВоробьеваС. В. Основы управления образовательными системами.-М.:ACADEMIA,2008.-345 с.
  3.              Герасимов Г. И., Илюхина Л. В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. — Ростов н/Д, 1999.- 300 с.
  4.              Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.-296 с.
  5.              Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 21–30
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, педагогический коллектив, учитель, школа, Казахстан, методический совет, педагог, педагогическое мастерство, работа, учитель школы.

Похожие статьи

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Ценности и смыслы в развитии творческой личности педагога

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Похожие статьи

Роль учебно-методического комплекса в формировании ценностных ориентаций педагога

Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Ценности и смыслы в развитии творческой личности педагога

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала будущих учителей технологий

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников