Инновационный проект «Тьюториальное сопровождение высокомотивированных учащихся по биологии» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

Дата публикации: 10.04.2015

Статья просмотрена: 1218 раз

Библиографическое описание:

Иванченко, И. И. Инновационный проект «Тьюториальное сопровождение высокомотивированных учащихся по биологии» / И. И. Иванченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/120/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность темы исследования

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос, поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества.Социальные современные условия требуют сегодня от человека не только высокой активности, но и его умения и способности нестандартного решения проблем. Социальный запрос государства отражен в Национальной образовательной политике «Наша новая школа»:«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Запросы учащихся, их семей, работодателей, вузов делают актуальной внедрение индивидуализации обучения путем предоставления высокомотивированным старшеклассникам возможностей для всестороннего развития, самореализации на основе индивидуальных учебных планов и всесторонней целенаправленной работы с талантливыми учащимися в урочное и внеурочное время.

Предмет исследования — педагогическое сопровождение высокомотивированных школьников по биологии в образовательном процессе школы при подготовке к олимпиадам и научно-исследовательским конкурсам.

Объект исследования: деятельность тьютора, учителя предметника, направленная на создание психолого-педагогических условий работы с высокомотивированными учащимися по биологии

Цель проекта: обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие компетентности в области биологии в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями учащихся.

Задачи: обеспечить высокое качество образования, разнообразие и мобильность образовательных услуг, удовлетворяющих запросам учащихся и их родителей; разработать методическое сопровождение по подготовке к теоретическому и практическому туру олимпиады по биологии; создать условия для развития ребенка с высокой мотивацией по индивидуальной траектории обучения путем создания ИУП; расширить связи образовательного учреждения с Центрами дистанционного образования по биологии и экологии; способствовать реализации творческого потенциала высокомотивированных учащихся при выборе их будущей профессии.

Направления проекта: модернизация системы образования через создание образовательной среды, максимально способствующей интеллектуальному, духовному и физическому развитию одаренных учащихся, обеспечивающей формирование ключевых компетенций личности школьника, профессиональное самоопределение и самореализацию.

Рабочая гипотеза проекта: если обеспечить организацию индивидуального обучения и наладить систему работы с высокомотивированными учащимися, то это позволит успешно решить задачу самоопределения и самореализации выпускников при выборе профессии.

Ожидаемые результаты: повышение уровня биологической компетентности ученика на старшей ступени обучения; презентация результатов самостоятельной исследовательской и проектной деятельности одаренных учащихся на школьном, муниципальном, региональном уровнях; позитивная динамика качества знаний ЕГЭ по биологии; повышение процента самоопределения выпускников в соответствии с запланированными личными интересами; увеличение числа учащихся — победителей олимпиад; достижение оптимального взаимодействия систем образования основного дополнительного, взаимодействия с СУЗами и ВУЗами

Стратегическая цель проекта: организовать систему работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности в реализации интересов.

Дидактическая цель проекта: повысить профессиональную компетентность учителя при введении системы работы с одарёнными детьми. Найти объективную методическую систему работы с детьми с высоким уровнем интеллекта, направленную на развитие у них ключевых компетенций.

Новизна проекта: развитие предметной компетенции, индивидуализации образования и свободного самоопределения обучающихся путем разработки и реализации программы работы с высокомотивированными учащимися по биологии конкретного образовательного учреждения.

Основная идея проекта: по оценкам ученых из разных стран мира, около 15–25 % учащихся нуждаются в специальном обучении, которое ориентировано на одаренных. Школа должна дать выпускнику возможность раскрыть свои способности, сформировать ключевые компетенции, помочь адаптироваться в обществе.Данный проект направлен \на создание благоприятных развивающих условий для интеллектуального и личностного роста детей.

Характеристика проблем проекта.

Система школьных олимпиад, позволяющих выявить наиболее развитых в интеллектуальном плане детей, стала серьезным стимулом в их развитии. Однако создание системы адресного мониторинга и сопровождения учащихся-победителей олимпиад, конкурсов различного уровня остается на низком уровне и является на сегодняшний день проблемой и приоритетным направлением работы школы.

В современных условиях обучение должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности ученика, мотивированным. Но поток информации настолько велик и многообразен, что школьник у без помощи учителя, порой не в состоянии выделить главное на уроке, и к тому же каждый учитель считает, что ничего важнее нет его предмета. В итоге у ребят появляется неуверенность в своих силах, растерянность и нежелание преодолеть трудности. Казалось бы, механизм выявления талантливого ребёнка отработан годами — это предметные олимпиады школьников. Всем известно, что победитель любого этапа — это сильнейший. Более объективную систему отбора придумать трудно. В муниципальных олимпиадах участвует каждый десятый школьник. Но до финала доходит один из ста. А что делать с теми, кто остался за бортом. Не факт, что на низших уровнях участвуют дети слабее, не факт, что в финале выявлен лучший. Учителя, работающие с одарёнными детьми, чаще всего «варятся в собственном соку», хотя могли бы объединить свои усилия, делиться опытом, обмениваться информацией. Учитель по большому счету находится в изоляции и вынужден пользоваться девизом «Помоги себе сам».

Известно, что одарённые дети отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них осваивают учебную программу эффективнее и быстрее одноклассников, другие могут учиться плохо. В последнем случае речь идёт об отсутствии внимания к ребёнку со стороны педагогов и родителей, в результате чего одарённые школьники теряют интерес к занятиям. Ведь понятия одарённости и успеваемости отнюдь не тождественны: одарённость — это потенциал, или возможности учащегося, а успеваемость — результативность процесса обучения. Чтобы потенциал переходил в высокую успеваемость, необходимо систематическое обучение одаренных, которое не всегда прослеживается в наших школах.

Методика подготовки школьника к олимпиаде в корне отличается от обычной, урочной. Необходимы несколько иные условия, при которых этот процесс будет осуществляться максимально эффективно.

Технологичность представляемого педагогического.

Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования. На сегодняшний день в России наиболее полно представлены три практики тьюторства: тьюторство в дистанционном обучении; тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов школьников (методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио); тьюторство в открытом образовании (проектирование).

Варианты тьторства в старшей школе: развитие тьюторской компетенции учителей –предметников; тьютор профильной группы; тьютор — координатор составления и реализации ИОП в пространстве школы, района для группы учащихся; тьюторское сопровождение самостоятельной работы учащихся; реализация тьюторских проектов по расширению образовательного пространства школы.

Одним из главных условий является личность учителя. Учитель, работающий с одарённым ребёнком, должен обладать нестандартным мышлением, быть компетентным, творчески подходить к учебному процессу. Учителю необходимо осознавать, что материала школьной программы недостаточно для работы с одарённым ребёнком. Для этого нужно располагать обширной дополнительной информацией. Учитель должен непрерывно работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, повышать свою компетентность. Накопив обширную информационную базу для работы с одарёнными детьми, он будет ею регулярно пользоваться, обновлять и пополнять ее. У педагога должен быть систематизированный набор олимпиадных заданий школьного, районного, регионального и всероссийского уровней. Работая с одаренными детьми, учитель сам выполняет эти задания и учит этому детей. Наличие программы подготовки к олимпиаде по биологии, которую можно реализовать за счет индивидуальных или групповых занятий, окажет помощь учителю предметнику в подготовке высокомотивированного учащегося, сформируются условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения; увеличится число детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью в области естественных наук.

Основные этапы проекта и результаты.

В процессе исследования на I этапе проекта в течение 2011–2012 учебного года были проведены следующие мероприятия:с октября месяца 2011г., на базе МБОУ СОШ № 12, проводились занятия с учащимися разных школ по подготовке к теоретическому и практическому туру Всероссийских олимпиад по биологии и экологии; проведено тестирование среди учащихся 9–11 классов, в результате которого выяснено, что 30 % учащихся нашей школы выбирают специальность, где востребованы знания по биологии и экологии; проанализирована методическая и научная литература проекта; пополнена материально- техническая база кабинета; разработана и реализуется с 2011 учебного года программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Живой организм» и тематическое планирование для проведения занятий тьютора на муниципальном уровне, на базе нашей школы. завершении 1 этапа проекта школе присвоен статус муниципальной площадки.

На II экспериментальном этапе в течение 2012–2013 учебного года, велась работа по подготовке к школьному, муниципальному и региональному этапу олимпиад по биологии и экологии. Особое внимание было направлено на создании методического сопровождения выполнения практической части олимпиады по биологии и экологии. Для формирования практических навыков выполнения олимпиадных заданий по биологии, проведены занятия, в лаборатории ЦРБ Ленинградского района, по определению групп крови; совершена экскурсия в ботанический сад Кубанского государственного университета; использовалась материально- техническая база кабинета биологии; поддерживалась тесная связь с КубГУ.

На III заключительном этапе проекта создан практикум по ботанике, биохимии, микробиологии для подготовки к практическому туру. Всероссийской олимпиаде по биологии, созданы презентации, накоплен банк олимпиадных заданий регионального, российского и международного этапов обобщен и транслирован опыт работы.Работа с одаренными детьми в этом учебном заведении ведется на протяжении долгого времени, более того, это стало доброй традицией школы. Результаты работы вдохновляют новые поколения учащихся и оставляют это направление педагогической деятельности приоритетным для педагогов. Регулярные успехи учеников на предметных олимпиадах самого разного уровня заставили обратиться к обобщению опыта работы с одаренными детьми, а это, в свою очередь, привело к внедрению технологии тьюторского сопровождения.

Оценка результативности

Критерии

Показатели

Самооценка личности

Стремление к познанию и проявлению своих возможностей

Конкурентоспособность талантливых учащихся

Эффективность участия учащихся и педагога в конкурсах, олимпиадах различного уровня, увеличение количества выпускников, сдающих ЕГЭ по биологии и поступающих в ВУЗы и СУЗы естественного профиля.

 

Риски и методы их коррекции

Неготовность педагогов работать с одаренными детьми

Создание банка данных методической литературы, создание программы подготовки учащихся к олимпиаде по биологии, выпуск методического сборника или размещение материала на сайте

Недостаточно сформированная материальная база кабинета

Оснащение материально технической базы кабинета, использование интернет ресурсов

Недостаточно налажена связь с ВУЗОМ

Использование дистанционного обучения, онлайн олимпиад

 

Финансово-экономическое обоснование проекта: обновление материально-технической базы кабинет; расходы на участие детей и учителей-наставников в региональных конкурсах и олимпиадах, оплата дистанционного обучения; материальные премии учителям и учащимся, победителям конкурсов и муниципального и регионального этапов

Форма представления результатов проекта: экспертное заключение по результатам работы, публикации, публичная защита

Вывод: тьюторское сопровождение позволит так модернизировать образовательный процесс, при котором мы получим модель выпускника с четко сформулированным индивидуальным образом своего будущего, способным к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям; творчески активного и ответственного за результаты выполненной работы, отвечающего запросом современного общества.

 

Литература:

 

1.                  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утв. Указом Президента РФ 04 февраля 2010 г.Пр-271)

2.                  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017г. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)

3.                  Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск, 2001.

4.                  Бочкарева С. М. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития // Образование. 2011. — № 2. — с.71–72

5.                  Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования.: Москва, 2005.

6.                  Хуторской А. В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании, г. Москва.2011

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, биология, олимпиада, учащийся, учитель, III, дистанционное обучение, одаренный ребенок, профессиональное самоопределение, различный уровень.

Похожие статьи

Проект «Развитие экологической культуры обучающихся 5 классов при использовании кейсов в обучении биологии»

Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Этот удивительный мир насекомых»

Инновационный педагогический проект «Самореализация одарённых детей через изобразительное творчество»

Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Конспект подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития «Космическое путешествие»

Стимуляция исследовательской деятельности школьников в проекте «Экоидея»

Методическая разработка «Интеллектуальная игра «Аукцион талантов»

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Похожие статьи

Проект «Развитие экологической культуры обучающихся 5 классов при использовании кейсов в обучении биологии»

Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Этот удивительный мир насекомых»

Инновационный педагогический проект «Самореализация одарённых детей через изобразительное творчество»

Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»

Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»

Конспект подгрупповой коррекционно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития «Космическое путешествие»

Стимуляция исследовательской деятельности школьников в проекте «Экоидея»

Методическая разработка «Интеллектуальная игра «Аукцион талантов»

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Задать вопрос