Инновационный проект «Тьюториальное сопровождение высокомотивированных учащихся по биологии»
Автор: Иванченко Ирина Ивановна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 10.04.2015
Статья просмотрена: 1221 раз
Библиографическое описание:
Иванченко, И. И. Инновационный проект «Тьюториальное сопровождение высокомотивированных учащихся по биологии» / И. И. Иванченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/120/ (дата обращения: 17.12.2024).
Актуальность темы исследования
В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос, поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества.Социальные современные условия требуют сегодня от человека не только высокой активности, но и его умения и способности нестандартного решения проблем. Социальный запрос государства отражен в Национальной образовательной политике «Наша новая школа»:«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
Запросы учащихся, их семей, работодателей, вузов делают актуальной внедрение индивидуализации обучения путем предоставления высокомотивированным старшеклассникам возможностей для всестороннего развития, самореализации на основе индивидуальных учебных планов и всесторонней целенаправленной работы с талантливыми учащимися в урочное и внеурочное время.
Предмет исследования — педагогическое сопровождение высокомотивированных школьников по биологии в образовательном процессе школы при подготовке к олимпиадам и научно-исследовательским конкурсам.
Объект исследования: деятельность тьютора, учителя предметника, направленная на создание психолого-педагогических условий работы с высокомотивированными учащимися по биологии
Цель проекта: обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие компетентности в области биологии в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями учащихся.
Задачи: обеспечить высокое качество образования, разнообразие и мобильность образовательных услуг, удовлетворяющих запросам учащихся и их родителей; разработать методическое сопровождение по подготовке к теоретическому и практическому туру олимпиады по биологии; создать условия для развития ребенка с высокой мотивацией по индивидуальной траектории обучения путем создания ИУП; расширить связи образовательного учреждения с Центрами дистанционного образования по биологии и экологии; способствовать реализации творческого потенциала высокомотивированных учащихся при выборе их будущей профессии.
Направления проекта: модернизация системы образования через создание образовательной среды, максимально способствующей интеллектуальному, духовному и физическому развитию одаренных учащихся, обеспечивающей формирование ключевых компетенций личности школьника, профессиональное самоопределение и самореализацию.
Рабочая гипотеза проекта: если обеспечить организацию индивидуального обучения и наладить систему работы с высокомотивированными учащимися, то это позволит успешно решить задачу самоопределения и самореализации выпускников при выборе профессии.
Ожидаемые результаты: повышение уровня биологической компетентности ученика на старшей ступени обучения; презентация результатов самостоятельной исследовательской и проектной деятельности одаренных учащихся на школьном, муниципальном, региональном уровнях; позитивная динамика качества знаний ЕГЭ по биологии; повышение процента самоопределения выпускников в соответствии с запланированными личными интересами; увеличение числа учащихся — победителей олимпиад; достижение оптимального взаимодействия систем образования основного дополнительного, взаимодействия с СУЗами и ВУЗами
Стратегическая цель проекта: организовать систему работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности в реализации интересов.
Дидактическая цель проекта: повысить профессиональную компетентность учителя при введении системы работы с одарёнными детьми. Найти объективную методическую систему работы с детьми с высоким уровнем интеллекта, направленную на развитие у них ключевых компетенций.
Новизна проекта: развитие предметной компетенции, индивидуализации образования и свободного самоопределения обучающихся путем разработки и реализации программы работы с высокомотивированными учащимися по биологии конкретного образовательного учреждения.
Основная идея проекта: по оценкам ученых из разных стран мира, около 15–25 % учащихся нуждаются в специальном обучении, которое ориентировано на одаренных. Школа должна дать выпускнику возможность раскрыть свои способности, сформировать ключевые компетенции, помочь адаптироваться в обществе.Данный проект направлен \на создание благоприятных развивающих условий для интеллектуального и личностного роста детей.
Характеристика проблем проекта.
Система школьных олимпиад, позволяющих выявить наиболее развитых в интеллектуальном плане детей, стала серьезным стимулом в их развитии. Однако создание системы адресного мониторинга и сопровождения учащихся-победителей олимпиад, конкурсов различного уровня остается на низком уровне и является на сегодняшний день проблемой и приоритетным направлением работы школы.
В современных условиях обучение должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности ученика, мотивированным. Но поток информации настолько велик и многообразен, что школьник у без помощи учителя, порой не в состоянии выделить главное на уроке, и к тому же каждый учитель считает, что ничего важнее нет его предмета. В итоге у ребят появляется неуверенность в своих силах, растерянность и нежелание преодолеть трудности. Казалось бы, механизм выявления талантливого ребёнка отработан годами — это предметные олимпиады школьников. Всем известно, что победитель любого этапа — это сильнейший. Более объективную систему отбора придумать трудно. В муниципальных олимпиадах участвует каждый десятый школьник. Но до финала доходит один из ста. А что делать с теми, кто остался за бортом. Не факт, что на низших уровнях участвуют дети слабее, не факт, что в финале выявлен лучший. Учителя, работающие с одарёнными детьми, чаще всего «варятся в собственном соку», хотя могли бы объединить свои усилия, делиться опытом, обмениваться информацией. Учитель по большому счету находится в изоляции и вынужден пользоваться девизом «Помоги себе сам».
Известно, что одарённые дети отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них осваивают учебную программу эффективнее и быстрее одноклассников, другие могут учиться плохо. В последнем случае речь идёт об отсутствии внимания к ребёнку со стороны педагогов и родителей, в результате чего одарённые школьники теряют интерес к занятиям. Ведь понятия одарённости и успеваемости отнюдь не тождественны: одарённость — это потенциал, или возможности учащегося, а успеваемость — результативность процесса обучения. Чтобы потенциал переходил в высокую успеваемость, необходимо систематическое обучение одаренных, которое не всегда прослеживается в наших школах.
Методика подготовки школьника к олимпиаде в корне отличается от обычной, урочной. Необходимы несколько иные условия, при которых этот процесс будет осуществляться максимально эффективно.
Технологичность представляемого педагогического.
Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования. На сегодняшний день в России наиболее полно представлены три практики тьюторства: тьюторство в дистанционном обучении; тьюторство как сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов школьников (методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио); тьюторство в открытом образовании (проектирование).
Варианты тьторства в старшей школе: развитие тьюторской компетенции учителей –предметников; тьютор профильной группы; тьютор — координатор составления и реализации ИОП в пространстве школы, района для группы учащихся; тьюторское сопровождение самостоятельной работы учащихся; реализация тьюторских проектов по расширению образовательного пространства школы.
Одним из главных условий является личность учителя. Учитель, работающий с одарённым ребёнком, должен обладать нестандартным мышлением, быть компетентным, творчески подходить к учебному процессу. Учителю необходимо осознавать, что материала школьной программы недостаточно для работы с одарённым ребёнком. Для этого нужно располагать обширной дополнительной информацией. Учитель должен непрерывно работать над собой, постоянно заниматься самообразованием, повышать свою компетентность. Накопив обширную информационную базу для работы с одарёнными детьми, он будет ею регулярно пользоваться, обновлять и пополнять ее. У педагога должен быть систематизированный набор олимпиадных заданий школьного, районного, регионального и всероссийского уровней. Работая с одаренными детьми, учитель сам выполняет эти задания и учит этому детей. Наличие программы подготовки к олимпиаде по биологии, которую можно реализовать за счет индивидуальных или групповых занятий, окажет помощь учителю предметнику в подготовке высокомотивированного учащегося, сформируются условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения; увеличится число детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью в области естественных наук.
Основные этапы проекта и результаты.
В процессе исследования на I этапе проекта в течение 2011–2012 учебного года были проведены следующие мероприятия:с октября месяца 2011г., на базе МБОУ СОШ № 12, проводились занятия с учащимися разных школ по подготовке к теоретическому и практическому туру Всероссийских олимпиад по биологии и экологии; проведено тестирование среди учащихся 9–11 классов, в результате которого выяснено, что 30 % учащихся нашей школы выбирают специальность, где востребованы знания по биологии и экологии; проанализирована методическая и научная литература проекта; пополнена материально- техническая база кабинета; разработана и реализуется с 2011 учебного года программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Живой организм» и тематическое планирование для проведения занятий тьютора на муниципальном уровне, на базе нашей школы. завершении 1 этапа проекта школе присвоен статус муниципальной площадки.
На II экспериментальном этапе в течение 2012–2013 учебного года, велась работа по подготовке к школьному, муниципальному и региональному этапу олимпиад по биологии и экологии. Особое внимание было направлено на создании методического сопровождения выполнения практической части олимпиады по биологии и экологии. Для формирования практических навыков выполнения олимпиадных заданий по биологии, проведены занятия, в лаборатории ЦРБ Ленинградского района, по определению групп крови; совершена экскурсия в ботанический сад Кубанского государственного университета; использовалась материально- техническая база кабинета биологии; поддерживалась тесная связь с КубГУ.
На III заключительном этапе проекта создан практикум по ботанике, биохимии, микробиологии для подготовки к практическому туру. Всероссийской олимпиаде по биологии, созданы презентации, накоплен банк олимпиадных заданий регионального, российского и международного этапов обобщен и транслирован опыт работы.Работа с одаренными детьми в этом учебном заведении ведется на протяжении долгого времени, более того, это стало доброй традицией школы. Результаты работы вдохновляют новые поколения учащихся и оставляют это направление педагогической деятельности приоритетным для педагогов. Регулярные успехи учеников на предметных олимпиадах самого разного уровня заставили обратиться к обобщению опыта работы с одаренными детьми, а это, в свою очередь, привело к внедрению технологии тьюторского сопровождения.
Оценка результативности
Критерии |
Показатели |
Самооценка личности |
Стремление к познанию и проявлению своих возможностей |
Конкурентоспособность талантливых учащихся |
Эффективность участия учащихся и педагога в конкурсах, олимпиадах различного уровня, увеличение количества выпускников, сдающих ЕГЭ по биологии и поступающих в ВУЗы и СУЗы естественного профиля. |
Риски и методы их коррекции
Неготовность педагогов работать с одаренными детьми |
Создание банка данных методической литературы, создание программы подготовки учащихся к олимпиаде по биологии, выпуск методического сборника или размещение материала на сайте |
Недостаточно сформированная материальная база кабинета |
Оснащение материально технической базы кабинета, использование интернет ресурсов |
Недостаточно налажена связь с ВУЗОМ |
Использование дистанционного обучения, онлайн олимпиад |
Финансово-экономическое обоснование проекта: обновление материально-технической базы кабинет; расходы на участие детей и учителей-наставников в региональных конкурсах и олимпиадах, оплата дистанционного обучения; материальные премии учителям и учащимся, победителям конкурсов и муниципального и регионального этапов
Форма представления результатов проекта: экспертное заключение по результатам работы, публикации, публичная защита
Вывод: тьюторское сопровождение позволит так модернизировать образовательный процесс, при котором мы получим модель выпускника с четко сформулированным индивидуальным образом своего будущего, способным к осознанному анализу своей деятельности и самостоятельным действиям; творчески активного и ответственного за результаты выполненной работы, отвечающего запросом современного общества.
Литература:
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утв. Указом Президента РФ 04 февраля 2010 г.Пр-271)
2. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017г. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761)
3. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск, 2001.
4. Бочкарева С. М. Модель тьюторской деятельности как средство сопровождения индивидуальной траектории развития // Образование. 2011. — № 2. — с.71–72
5. Ковалева Т. М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения // Теоретические исследования.: Москва, 2005.
6. Хуторской А. В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании, г. Москва.2011