Я — социальный педагог
Автор: Зайцева Марина Борисовна
Рубрика: Педагогика социальной работы
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 04.04.2015
Статья просмотрена: 2660 раз
Библиографическое описание:
Зайцева, М. Б. Я — социальный педагог / М. Б. Зайцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 69-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/113/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мерой нашего солнечного света является тот блеск, который мы зажигаем в глазах других людей.
П. Брэгг
Это моё признание в любви всем тем, кто сегодня со мной, тем, кто живёт в этом доме, который называется школой. Всё начинается с любви… Жизнь начинается с неё, первые шаги и зрелость — всё подчинено стремлению любить и быть любимыми. Это чувство осветило мою жизнь, мой путь. Путь, на который я встала, будучи 13-летней девчонкой, — быть учителем. Любимая учительница, школа, родители — те составляющие, которые привели меня в педагогический колледж, а затем на «сладкую каторгу». Первые занятия, первые ученики, которых, кажется, невозможно запомнить. Запомнила, подружилась, полюбила. Вот уже, который год работы в школе, я ловлю себя на мысли, что вокруг меня нет плохих людей. Мне удивительно повезло с интересными детьми, увлекающимися педагогами. Мне хорошо с ними, они мне дороги.
Школа — частица детской жизни длиной в 11 лет. Чем станет для ребёнка она? Каким выйдет в жизнь этот человечек?
Эти вопросы я часто задаю себе. Какова моя мечта? Она очень понятна всем учителям и родителям. Я хочу, чтобы дети любили жизнь, чтобы были устойчивы к её превратностям и поворотам, чтобы всегда стремились к совершенствованию себя, чтобы дарили радость и тепло всем, кто рядом. Что могу сделать я? Напомню притчу. На высокой горе орёл увидел маленькую птичку, лежащую на спине. Орёл спрашивает, что она делает, и та отвечает:
— Держу небо!
— Но ведь оно такое большое, а ты такая маленькая.
— Ну и что, делаю, что могу, — ответила храбрая птичка.
Так и я изо всех сил делаю, что могу.
Сегодня я — социальный педагог, а значит, я могу сделать немало.
Педагоги моей школы считают, что социальный педагог — это человек, на котором держится половина успеха, и продолжают: «Если считать, что школа только учит ребёнка, без такого педагога можно обойтись: если иметь в виду, что учебное заведение — дом для растущего человека, как можно обойтись без социального педагога?». Кто же он, социальный педагог? Это человек, который пришел на смену инспектору по делам несовершеннолетних, ибо в нормальном гражданском обществе детьми с отклонениями в поведении занимаются именно педагоги, а не полиция. Он же работает с семьёй, помогает решать семейные проблемы. И, наконец, это организатор внешкольного досуга и детского движения.
В каждом классном коллективе кипит жизнь. Кто-то ругается, кто-то мирится, кто-то участвует в спортивных соревнованиях, кто-то пишет записки, кто-то их передаёт.… И события, на первый взгляд никак не связанные между собой, создают атмосферу, которая царит в классе. Жизнь кипит, и при таком темпе она должна касаться всех.
Но каждый опытный учитель, зайдя в класс и бросив один — единственный взгляд, сразу обнаружит тех, кто из этой жизни как бы исключён. В этом шумном детском мире есть свои недетские проблемы — «проблемы отверженных детей». Некоторые думают, что это проблемы нашего времени. Ошибаются…
Вспоминаю себя около 10 лет назад… Девочку с косичками из благополучной семьи, с хорошим воспитанием. Однажды классный руководитель решила посадить меня с мальчиком по кличке Череп, который считался «отверженным». Класс затих, с интересом ожидая, что будет дальше. Если сяду, сразу перейду в разряд «заразы», но и не сесть — будут проблемы с «классной дамой». Мысли забегали, и молниеносно пришло решение. Беру стул и сажусь в проход рядом с партой. Вроде бы и села, вроде бы и нет. Класс оценил мой героический поступок. «Отверженный» остался «отверженным». Но когда я увидела его глаза… Боже мой, в них были слёзы и такое отчаяние. В первый момент я хотела передумать и сесть рядом с ним за парту и что-нибудь у него спросить, просто так…
Но, представив последствия своего поступка, я, сквасив гримасу, демонстративно отвернулась. Прошло много лет, но чувство стыда до сих пор жжёт мои уши и не даёт мне покоя. Может, именно поэтому я и стала заниматься этой проблемой.
Таких детей в каждом классе один, два. Но как страшно это одиночество среди сверстников, когда невозможно пробить эту глухую стену непонимания.
Попросите ребят объяснить причину их «неприятия». Они не смогут её назвать или назовут что-то вроде «грязнуля», от него «дурно пахнет». Хотя часто это бывает не так. Действительно, в разряд таких детей часто попадают дети из «неблагополучных» семей. Возможно, где-то кем-то оброненная фраза: «А что с него взять, сын алкашей» в присутствии одноклассников сыграла свою роль. Как знать?
Проблема не в том, с чего началось, а как помочь этому ребёнку. Я прекрасно понимаю, что это тяжёлый кропотливый труд, результаты которого проявляются не сразу. И когда опускаются руки, я вспоминаю глаза одноклассника.
Кроме «отверженных», в классах есть «трудные дети». К ним относят «педагогически трудных», «труднообучаемых» и «социально запущенных». Невозможно помочь таким детям, не решая проблем семьи.
В микрорайоне нашей школы много неблагополучных семей. Конечно, груз экономических тягот, пришедшийся на сегодняшний день, способен сломить и не слабого человека. Иногда для того, чтобы возрождение семьи состоялось, достаточно, чтобы появился кто-то и сказал другому, слабому, теряющему надежду, безответственному: «Я за тебя отвечаю!». И так радостно видеть в его глазах загорающийся огонёк надежды. Я убеждена, что не нужно ждать, когда обратятся за помощью, нужно самому выходить на контакт с ребёнком и его семьёй.
Моя деятельность не сводится к работе только с трудными детьми и неблагополучными семьями. Одной из важных задач является здоровье детей: и физическое, и психическое, и нравственное. Все изъяны школы учащиеся унесут во взрослую жизнь, что во многом определит наш будущий нравственный климат. Среди них будут и «мои» — трудные дети. Очень хочется, чтобы это были счастливые люди. А счастье — это когда тебя понимают. И если дети будут счастливы в школе, они пронесут этот эмоциональный заряд через всю жизнь, как бы она ни сложилась.
Без социального педагога у Школы радости (и такой она должна быть для каждого ребёнка) меньше шансов соответствовать своему определению. Такие педагоги — защитники интересов детей, они помогают растущему человеку разобраться с собой, окружающими, обстоятельствами. Это важно даже психологически: учителя, ученики и родители знают, что в школе есть конкретный взрослый, который хочет понять проблемы детей и ищет их решения.
Моё счастье в том, что я нужна…
Хорошо быть лестницей для детей,
Которым хочется в хмурый день
дорасти до солнца.
Хорошо быть дверью для всех,
кто хочет войти…
И окном, в котором не гаснет свет…