Формирование общих компетенций через нетрадиционные формы проведения внеклассных мероприятий
Автор: Княжева Вера Витальевна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 30.03.2015
Статья просмотрена: 3021 раз
Библиографическое описание:
Княжева, В. В. Формирование общих компетенций через нетрадиционные формы проведения внеклассных мероприятий / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/102/ (дата обращения: 16.11.2024).
Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. Особое внимание в последнее время уделяется формированию общих компетенций. Реализация компетентностного подхода при соответствующей организации учебных занятий, в том числе и внеклассных мероприятий, является на сегодняшний день одним из актуальных вопросов для изучения обозначенной темы.
Целью данной работы является показать возможность формирования общих компетенций через проведение нетрадиционных форм внеклассных мероприятий.
В педагогической литературе не существует общепринятого определения компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
От отличие от профессиональных компетенций, задачами которых является умение индивида решать задачи профессионального рода деятельности, общие компетенции основной целью определяют способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Основное назначение общих компетенций — обеспечить успешную социализацию выпускника.
Не существует единого согласованного перечня общих компетенций. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.
В разделе V ФГОС по профессиям и специальностям «Требования к освоению основных профессиональных образовательных программ по профессиям и специальностям», в п. 5.1. обозначены требования к выпускникам, освоившим ОПОП: «Выпускник, освоивший основные профессиональные программы начального/среднего профессионального образования, должен обладать общими компетенциями, включающими способность:
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы общих/ключевых компетенций [3]:
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студентов, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования (когнитивная) направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Формирование перечисленных выше компетенций по нашему мнению, возможно в ходе проведения внеклассных мероприятий в нетрадиционной форме. Внеклассное мероприятие — это всегда маленький праздник, как для детей, так и для самого педагога. Педагогу открываются возможности неограниченного творчества и фантазии, детям дается возможность раскрытия и реализации собственного потенциала, который порой остается незамеченным на традиционных уроках и мероприятиях.
Рассмотрим некоторые нетрадиционные формы проведения внеклассных мероприятий, особенно актуальных в образовательном процессе современной системы профессионального образования. Формами проведения внеклассные мероприятия могут быть следующие: путешествия, экскурсии, включая виртуальные, интерактивные игры, телеконференции, телепередачи, «круглые столы», судебные процессы, викторины, сказки, салоны, гостиные, пресс-конференции, брейн-ринги, конкурсы и многие другие, которые могут быть выбраны педагогом с учетом анализа содержания и цели мероприятия. Внеклассные мероприятия с использованием современных форм проведения способствуют развитию у студентов вышеперечисленных видов общих компетенций, таких как ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования, которые являются важными для становления и развития современного выпускника и специалиста. Предложенные формы проведения внеклассных мероприятий нашли свое успешное применение на проведенных нами викторине «Я знаю свои права!», виртуальной экскурсии «Санкт-Петербург — город высокой культуры», интерактивной игре «Лишь музыки серебряные звуки, снимают как рукой мою печаль» и телевизионной передаче «Сотовый телефон. Какова цена прогресса?», «Скажите мне: кто видел край прелестный?».
Содержание викторины «Я знаю свои права!» способствует формированию коммуникативной компетенций и умению работать в коллективе и команде, сотрудничать в малой группе. Викторина — как форма организации мероприятия способствует развитию духу соревнования и сотрудничества в малых группах.
При организации виртуальной экскурсии студентам предварительно были даны задания по поиску информации, с отдельным студентом — соведущим мероприятия совместно разрабатывался сценарий и поиск необходимых материалов о г. Санкт-Петербурге, создавались презентационные материалы, осуществлялся подбор видеороликов, музыкального сопровождения, собирались экспонаты для оформления выставки. Проделанная трудоемкая работа по подготовке к виртуальной экскурсии в итоге позволяет сформировать компетенции информационные, коммуникационные, учит сотрудничать в коллективе, нести ответственность за порученную работу.
Предложенная форма — интерактивная игра, особенно интересна и увлекательна студентам. Во-первых, это современное и оригинальное оформление мероприятия, которое включает автоматизированное управление учебным занятием, а также дает возможность стать активным участником игры и занять призовое место. Такая организация мероприятия формирует общую культуру поведения, активизирует познавательную активность и побуждает к соревнованию и ориентирует на победу. Таким образом, данная форма способствует формированию целого комплекса общих компетенций у студентов — общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, что позволяет педагогу решить сразу же несколько педагогических задач.
Проведение мероприятия в форме телевизионной передачи является одним из малоиспользуемых в педагогической практике форм занятия. Такая форма организации всецело охватывает заложенные стандартом общие компетенции и вызывает большой интерес со стороны студентов. Студенты учатся брать интервью, отвечать на вопросы ведущей передачи, выступая в роли приглашенных специалистов, составлять газету, выступать перед аудиторией. Созданная атмосфера телевизионной студии дисциплинирует студентов, учит хорошим манерам и ведению делового конструктивного диалога.
Педагогами мало отводится внимания к проведению внеклассных мероприятий в форме рекламы, которая является интересной и познавательной для студентов. Для организации подобного рода мероприятия, могут привлекаться обучающиеся, которые готовы работать с интернет-ресурсами, анализировать имеющейся материал, представлять его в форме памяток, рекламных буклетов, проспектов, схем и т. п. Интегрированное мероприятие на тему: «Скажите мне: кто видел край прелестный?» проводилось в кабинете информационных технологий, где индивидуально каждому студенту была предоставлена возможность работать за компьютером с выходом в интернет по рекомендуемых интернет-ссылкам. Педагогами была создана атмосфера туристического агентства, где были представлены рекламные материалы: памятки туриста, рекламные проспекты, туристские путевки, реквизиты, позволяющие создать атмосферу туристической компании. Преподаватели истории и географии выступили в роли туроператоров агентства «Коллекция путешествий». Итогом мероприятия явилось самостоятельный подбор туристического тура в Крым и его презентация. Аналогичного рода мероприятия способствуют формированию целого комплекса общих компетенций у студентов, превращая его в интерактивный познавательный компонент.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость поиска новых подходов к организации и ведению образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Предлагаемые формы проведения внеклассных мероприятий как показывают наши наблюдения и опрос студентов, всегда позитивно воспринимаются обучающимися, активизируют их познавательный процесс, привлекают к практической деятельности и создают ситуацию успеха, что является немаловажным критерием при индивидуальном подходе к каждому студенту. Такой подход планирования внеклассных мероприятий позволяет сформировать общие компетенции и оценить деятельность студентов с помощью включения в учебно-воспитательный процесс, активном и интерактивном участии в мероприятии.
Литература:
1. Сиротюк А. Л. Сергеева М. Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе. — Курск: изд-во РФЭИ, 2011. — 231 с.
2. Сальникова О. А. Ключевые компетенции в современном образовании. — (http://www.school2100.ru/upload/iblock/b03/b03ad044b21107e7e90bae0f10f3912f.pdf).
3. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. — (http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm).