Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время по предметам искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Титаева, Н. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочное время по предметам искусства / Н. В. Титаева, А. Н. Маркеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7561/ (дата обращения: 16.12.2024).

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Сопоставление ожидаемых результатов от введения ГОС 2004г. и ФГОС 2010г.

С 6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начался новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

(ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785))

В чем отличие стандарта 2004 г. и ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

-        требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

-        требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

-        требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

1.      В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования — темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

-        личностным

-        метапредметным

-        предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД — совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

2.      Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов — формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

3.      Отличие стандартов — это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества. Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

В основе ФГОС лежит системно — деятельностный подход, который обеспечивает:

-        формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-        проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

-        активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-        построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

1.      Предметные универсальные учебные действия — лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2.      Метапредметные универсальные действия — центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3.      Личностные универсальные учебные действия — эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты ФГОС по предметам

ИЗО

МУЗЫКА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, -формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-   целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-   компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

-   коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-   принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-   эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-   умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-   умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; -развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

- формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-   сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

-   сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-   развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

-   сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-   воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-   расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-   овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-   приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-   сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

Реализации взаимосвязи музыки и ИЗО служит рациональная организация активной деятельности учащихся на занятии. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки и ИЗО, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.

 

Литература:

 

1.      К. П. Александров Внеурочная деятельность школьников, М.Просвещение, 2013г.

2.      А. Д. Данилюк Организация внеурочной деятельности, М.Просвещение, 2013г.

3.      http://ext.spb.ru/ Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Основные термины (генерируются автоматически): стандарт, результат освоения, учебный предмет, изобразительное искусство, процесс освоения, общее образование, путь достижения целей, художественная культура, познавательная деятельность, ответственное отношение, основное общее образование, основная образовательная программа, ассоциативное мышление, общая духовная культура, музыкальное искусство, личностный выбор, коммуникативная компетентность, качественное свойство учащихся, задача, заботливое отношение.

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование исследовательских умений учащихся во внеурочной деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Формирование универсальных учебных действий в ходе проведения классных часов

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения