Условия существования имплицитного обучения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, Е. А. Условия существования имплицитного обучения / Е. А. Пономарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 100-104. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1702/ (дата обращения: 22.12.2024).



The article considers the problem of implicit learning in physics lessons. The necessary and sufficient conditions, means of implicit learning and forms of organization of classes.

Keywords: implicit learning, the necessary and sufficient conditions for the existence of the implicit means of learning, forms of organization of classes

Наше исследование посвящено проблеме организации имплицитного обучения школьному курсу физики. Рассматривая особенности имплицитного обучения, мы опираемся на наработки зарубежных и отечественных исследователей, поскольку идеи бессознательного скрытого обучения сегодня плодотворно разрабатываются в России и во многих зарубежных странах. Так ученые из Южной Кореи Хванг Б. В. и Ким М. С. изучают неявное обучение с опорой на ассоциативность и реакцию-стимул в обучении; в Норвегии исследователь Норман Е. разрабатывает методы стратегического управления традиционно использующихся в качестве критерия для определения того, является ли приобретенное знание сознательным или бессознательным; американские ученые Бертелз Ж., Дестребекж А., Франко А. занимаются проблемами установления влияния различных факторов на сознательный бессознательный характер полученных знаний. В отечественной науке проблемами близкими к имплицитному обучению занимаются И. И. Нурминский [9], изучая статистические закономерности формирования знаний и умений, и А. Н. Крутский [4;5;6], под руководством которого активно разрабатывается новое направление в педагогике и методике обучения физике — психодидактика.

В своих исследованиях мы изначально опирались на сложную психо-нейрофизиологическую природу обучения, затем беря во внимание бессознательную природу когнитивных процессов рассмотрели теорию имплицитного обучения [2;12;13;14;15], на основе чего нами была построена методика имплицитного обучения и прописаны этапы освоения методики имплицитного обучения учителем физики [16]. В данной работе мы обозначим необходимые и достаточные условия осуществления имплицитного обучения на уроках физике в школе, поскольку для того чтобы говорить о реализации на практике учителем имплицитного обучения необходимо в начале рассмотреть какие условия необходимы и достаточны для осуществления данной методики.

Определим вначале что будем понимать под термином «условие». При неоднозначной интерпретации термина, в большинстве словарей и авторских работ прослеживается понимание условия, как уговора, соглашения, статьи договора, требования, как обстоятельства, как договоренность, как правила. Несмотря на различие взглядов, можно выделить общие положения о понимании термина «условие» в различных словарях:

‒ взаимосвязь и зависимость компонентов, о которой говорят С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Д. Н. Ушаков, Л. Ф. Ильичев, А. М. Новиков, Р. С. Немов [10;18;7;8;19];

‒ наличие влияния на тот или иной процесс, объясняют В. М. Полонский, А. М. Новиков, Р. С. Немов [7;8;11].

Для нашего исследования ближе педагогическое понимание условия, определенное А. М. Новиковым и В. М. Полонским, однако, для осуществления имплицитных условий мы соглашаемся с математической трактовкой Н. И. Кондакова [3], о выделении необходимых и достаточных условий.

Таким образом, осуществление имплицитного воздействия на уроке физики реализуется на основе взаимосвязи и зависимости компонентов педагогической среды через требования, соглашения, договоренности, правила, определяющие тем самым необходимые и достаточные условия имплицитного обучения.

Определим необходимые условия осуществления методики имплицитного обучения физике, как те условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие. Достаточные условия — те, которые непременно вызывают данное действие.

Мы считаем, что для осуществления условий имплицитного воздействия на уроке необходимо наличие взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов педагогической среды (учитель-ученик), а также использование ряда соглашений, норм, правил, требований, методов, приемов и средств, обеспечивающих процесс имплицитного обучения на уроке физики. (см.рис.1)

Рис. 1. Условие осуществления методики имплицитного обучения на учебных занятиях по физике в школе

Для успешной реализации методики имплицитного обучения физике необходимы средства, позволяющие осуществить имплицитное воздействие на уроке. Отметим средства обучения на уроке физике, обладающие имплицитными возможностями, а также формы организации имплицитного обучения, беря за основу работы С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской [17, с. 154], а так же Е. Н. Горячкина [1, с. 65–92].

Под средствами имплицитного обучения, мы будем понимать источники информации, с помощью которых учитель может организовать имплицитное преподавание (научить), а ученик может участвовать в имплицитном учении (учиться):

‒ наглядные (схемы, фреймы, чертежи, рисунки, фотографии, демонстрации, графики, таблицы, диаграммы, картины (настенные и раздаточные), портреты);

‒ вербальные (эмоционально-насыщенная речь учителя, ярко, красочно и выразительно оформленные учебники, пособия, справочники, задачники);

‒ специальные (физические приборы, действующие модели, схематичные модели, макеты, монтажи, установки, различные физические коллекции);

‒ технические (звуковые, визуальные (экранные проекции, теневые проекции, кодоскоп), аудио-видео, компьютер, кино).

Безусловно для выполнения необходимых и достаточных условий существования методики имплицитного обучения требуется пространственно-временная организация посредством различных форм учебных занятий по физике. Обозначим организационные формы обучения физике, позволяющие в большей степени проявить действие методики имплицитного обучения.

Под организационной формой имплицитного обученияпо физике мы понимаем, такую организацию процесса имплицитного обучения, при которой компоненты системы учебного занятия (имплицитное содержание учебного материала, имплицитные методы обучения, имплицитные средства обучения и формы их имплицитной организации) находятся в строгой взаимосвязи, подчинены и определены целью учебного занятия.

Обозначим организационные формы имплицитного обучения, с учетом различных видов основной формы учебного занятия-урока:

‒ урок-экскурсия;

‒ урок-лабораторная работа;

‒ урок-игра;

‒ урок-беседа;

‒ урок-лекция;

‒ урок-выполнения практических работ (поискового типа);

‒ урок-решения задач.

Эффективной формой, предоставляющей хорошие условия для реализации имплицитного обучения, является внеурочная работа по физике. А именно:

‒ дополнительные лабораторные работы;

‒ посещение производства;

‒ подготовка демонстраций и лабораторных работ;

‒ проведение вечеров занимательной физики;

‒ проведение недель физики;

‒ выпуск стенгазет и молний по физике;

‒ участие в кружковой работе;

‒ участие в физических конкурсах, олимпиадах, конференциях;

‒ выполнение индивидуальной или групповой творческой работы (решение различных физических задач, конструирование, моделирование, монтаж и т. д.).

Применение методики имплицитного обучения адресуется тем учителям, которые работают в классах, где преобладают слабо мотивированные к изучению физики дети, где доминируют слабоуспевающие и отстающие учащиеся. Методику имплицитного обучения и ее элементы в обучении физике возможно применять на уроке физики, когда:

‒ ученики не замотивированы на изучение физики;

‒ большинство учащихся в классе имеют гуманитарный склад ума;

‒ профиль класса не является физико-математическим;

‒ на уроке для понимания/запоминания вынесен большой или трудный для учащихся объем предметной информации;

‒ необходимо более глубокое и детальное понимание физического явления/процесса;

‒ необходимо четкое, прочное и быстрое запоминание формул, формулировок, последовательностей и т. д.

Литература:

  1. Горячкин, Е. Н. Методика преподавания физики в семилетней школе Том I Общие вопросы методики физики. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР,1948.-496с.
  2. Искандеров Н. Ф. Структура, функции и принципы имплицитного обучения//МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL. № 6 (48) 2016 Часть 3 Июнь.-С.37–40 ISSN 2303–9868 PRINTISSN 2227–6017 ONLINE
  3. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник.-М.: Наука, 1975.-720 с.
  4. Крутский А. Н., Косихина О. С. Понятие о психодидактике// Физика в школе, 2010, № 3, С.30–34.
  5. Крутский А. Н., Косихина О. С. Технология системного усвоения знаний по физике и управления учебной деятельностью учащихся//Физика в школе, 2010, № 3, С.34–45.
  6. Крутский, А. Н. Психодидактическая технология системного усвоения знаний. -Барнаул: Издательство БГПУ. -54с
  7. Немов, Р.С Психология: словарь-справочник: в 2 ч.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-Ч.2.-352с.
  8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. –М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.
  9. Нурминский И. И., Гладышева Н. К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. -М.: Педагогика,1991.-224с. ISBN 5–7155–0422–8
  10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.-4-е издание., дополненное.-М.:Азбуковник,1999.-944с.
  11. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике/В. М. Полонский.-М.:Высш.шк.2004.-512с.
  12. Пономарева Е. А. Анализ методов и приемов, содержащих имплицитные признаки при обучении физике [Текст]/ Е. А. Пономарева// Международный научно-исследовательский журнал № 7 (49) Часть 2 Июль,2016 С.51–55 ISSN 2303–9868 (PRINT) ISSN 2227–6017 (ONLINE)
  13. Пономарева Е. А. Изучение педагогический понятий, связанный с терминами «эксплицитный» и «имплицитный» [Текст]/ Е. А. Пономарева// Мир науки, культуры, образования № 2(51), 2015,С.133–138. ISSN 1991–5497.
  14. Пономарева Е. А. Искандеров Н. Ф. Дидактические основы эксплицитной и имплицитной методики обучения [Текст]/ Н. Ф. Искандеров, Е. А. Пономарева// Историческая и социально-образовательная мысль Том 7 № 5 часть 2,2015, С.214–222 ISSN2075–9908 (PRINT) ISSN2219–6048 (ONLINE)
  15. Пономарева Е. А., Искандеров Н.Ф Обоснование возможности использования эксплицитных и имплицитных методов обучения в преподавании физики [Текст]/ Искандеров Н.Ф,Е. А. Пономарева// Zbiorraportownaukowych. «KNOWLENGE SOCIETY». (30.10.2014–31.10.2014)-Warszawa: Sp.zo.o. «Diamond trading tour»,2014.-S.88–96 ISBN:978–83–64652–70–7(t.3)
  16. Пономарева Е. А. Искандеров Н. Ф. Структура деятельности и основные этапы освоения учителем имплицитной методики обучения физике в школе [Текст]/ Н. Ф. Искандеров, Е. А. Пономарева// Материалы II Международной научно-методической конференции «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 1.-М.:МПГУ, «Onebook.ru»,2016.-С.111–115 ISBN 978–5-00077–407–6(ч.1) ISBN 978–5-00077–406–9 (общий)
  17. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред.С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой.-М.:Издательский центр «Академия», 2000.-368с. ISBN5–7695–0327–0
  18. Толковый словарь современного русского языка, Д. Н. Ушаков-М.: «Аделант»,2013.-800с. ISBN 978–5-93642–345–1
  19. Философский энциклопедический словарь/Гл.редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов-М.: Сов.Энциклопедия,1983.-840с.
Основные термины (генерируются автоматически): имплицитное обучение, физик, имплицитное воздействие, урок физики, зависимость компонентов, изучение физики, педагогическая среда, работа, урок, учебное занятие.

Ключевые слова

имплицитное обучение, необходимые и достаточные условия существования, средства имплицитного обучения, формы организации занятий

Похожие статьи

Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе

Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы

В данной статье описаны педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы.

Методы подготовки к практическим занятиям для студентов юридических вузов

Цель данной работы — подбор оптимальных средств и способов подготовки к практическому занятию для студентов юридических вузов. Для этого мы решим следующие задачи: 1) выстроим систему методов для подготовки к практическим занятиям; 2) конкретизируем ...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Использование активных методов обучения как важнейшее направление совершенствования преподавания иностранного языка

Раскрываются сущность и значение активных методов обучения. Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Похожие статьи

Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе

Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы

В данной статье описаны педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы.

Методы подготовки к практическим занятиям для студентов юридических вузов

Цель данной работы — подбор оптимальных средств и способов подготовки к практическому занятию для студентов юридических вузов. Для этого мы решим следующие задачи: 1) выстроим систему методов для подготовки к практическим занятиям; 2) конкретизируем ...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Использование активных методов обучения как важнейшее направление совершенствования преподавания иностранного языка

Раскрываются сущность и значение активных методов обучения. Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

В этой статье излагаются некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики и даны рекомендации их применения на уроках с целью развития творческой самостоятельности учащихся.

Элективные курсы в профильном математическом образовании

В данной статье обосновывается, что элективные курсы являются одним из эффективных средств повышения качества математического образования. Выделены типы и сформулированы принципы элективных математических курсов, направленных на реализацию профильног...

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Задать вопрос