Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика
Авторы: Хусаенова Альбина Ауфатовна, Насретдинова Ляля Минигалеевна, Богданов Ринат Радикович
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 30.08.2016
Статья просмотрена: 2290 раз
Библиографическое описание:
Хусаенова, А. А. Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1206/ (дата обращения: 16.12.2024).
Выявление сущности профессиональной компетенции как критерия профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена позволяет перейти к анализу путей его формирования в образовательном процессе медицинской образовательной организации. Анализ психолого-педагогической и специальной медицинской литературы, а также изучение массовой практики показывают, что формирование профессиональной компетенции будущего медицинского работника предполагает внесение ряда изменений в образовательный процесс медицинской образовательной организации, включающих:
а) содержательное и технологическое изменение всей системы учебной и учебно-производственной деятельности, ее функций и иерархического строения, в ходе чего вырабатываются мануальные навыки, происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, т. е. формируется индивидуальный стиль деятельности;
б) изменение личности будущего специалиста, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения медицинского работника;
в) изменение соответствующих компонентов установки будущего специалиста-медика по отношению к объекту деятельности (пациенту), что проявляется в когнитивной сфере (в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости); в эмоциональной сфере (в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности); в практической сфере (в осознании своих реальных возможностей помочь пациенту).
Указанные изменения могут произойти в том случае, если будет эффективно перестроена сама организация образовательного процесса, в которой ведущее место отводится учебной и производственной практике студентов-медиков на базе медицинских учреждений. Основные изменения содержания среднего специального профессионального медицинского образования затрагивают, в первую очередь, практическую составляющую подготовки будущих медицинских кадров. Это связано с тем, что только достижение подлинной фундаментализации знаний за счет их закрепления в практической деятельности и осмысления в процессе профессиональной адаптации может обеспечит готовность будущих медицинских работников к самостоятельному и компетентному решению профессиональных задач. В этих условиях основными текущими и перспективными задачами учебно-производственной практики на базе лечебно-профилактических учреждений являются:
‒ углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
‒ формирование и закрепление основных профессиональных медицинских умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов среднего специального медицинского образования и квалификационной характеристики специалиста;
‒ развитие у будущих работников медицинских учреждений сознания и профессионально значимых качеств личности;
‒ развитие профессиональной культуры, ценностных ориентаций, деонтологических качеств и клинического мышления;
‒ выработка основ владения профессиональными технологиями и медицинской техникой;
‒ обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его в практику медицинских учреждений и усвоения его на уровне субъекта учебно-производственной практики;
‒ формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;
‒ профориентация и профессиональное воспитание, развитие и закрепление интереса к уходу, лечебной деятельности и общей психологической работе с пациентами;
‒ выработка умений осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к пациентам;
‒ овладение студентами методикой изучения пациентов и разновозрастного контингента больных;
‒ развитие потребности в профессиональном самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;
‒ профессиональная диагностика пригодности к избранной профессии, осуществляемая с поправкой на результаты самой деятельности студента;
‒ изучение современного состояния и перспектив лечебно-профилактической работы в различных типах учреждений здравоохранении и медицинского образования, передового и нетрадиционного опыта.
Организация учебной и производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях с целью формирования профессиональной компетенции будущего медицинского работника имеет свою специфику, которая определяется предметом труда, его задачами, средствами, условиями и результатами труда, наличием профессионально важных качества, необходимых для труда медицинских работников. В этой профессии неодинаково легко и быстро могут осуществляться переходы от адаптации к мастерству и творчеству, может проявляться индивидуализация труда и по-разному складываться соотношение саморазвития и самосохранения.
Исходя из этого, можно говорить о том, что главной функцией учебно-производственной практики студентов-медиков в медицинских учреждениях является профессионально-развивающая функция, имеющая целью формирование профессионализма будущего медицинского работника.
Специфика профессионализма в разных профессиях наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель специалиста, заложенную в содержание образовательных стандартов. В профессиограмме содержатся указания на нормативные характеристики деятельности медицинских работников (предмет, средства, результат труда, составляющие опыта и др.) и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать медицинский работник для осуществления данного вида труда, что может, в свою очередь, быть основой для выявления специфики труда в профессии, для сопоставления профессий.
Анализ стандартов различных образований направлений дает нам основание утверждать, что не для всех профессий разработаны профессиограммы, хотя в литературе отмечается необходимость создания банка профессиограмм для решения многих прикладных вопросов (профессиональное обучение, профотбор, профессиональная аттестация и др.).
Вследствие того, что формирование профессиональной компетенции будущих специалистов-медиков идет в непосредственной связи с формированием их профессионализма, рассмотрим основные задачи организации и осуществления учебно-производственной практики:
‒ изменение всей системы учебно-производственной (практической) деятельности в связи с необходимостью ее интенсификации в соответствии с требованиями стандартов и изменяющихся функций и иерархического строения;
‒ направленность на формирование первоначальных элементов профессионального клинического опыта, которые заключаются в общих и специфических видах и формах деятельности медицинского работника;
‒ изменение компонентов учебно-производственной практики, начиная от содержания, формы и заканчивая изменением всей инфраструктуры учебно-производственной базы с целью реализации главной задачи, заключающейся в том, чтобы вывести студентов на позицию субъектов образовательной и профессиональной деятельности.
Исходя из этого, мы выделили несколько аспектов профессиональной подготовки, освоение которых в ходе учебно-производственной практики способствует формированию профессиональной компетенции будущего специалиста-медика:
‒ теоретические знания интегративного характера, являющиеся базой как общего, так и клинического опыта;
‒ профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии и выступающие главным условием перспективной практической деятельности медицинского работника;
‒ интеллектуальные и мануальные навыки медицинского работника, рассматриваемые нами как умения, доведенные до автоматизма, без чего невозможно оперативное решение текущих задач профессиональной деятельности среднего медицинского работника;
‒ адаптированность, рассматриваемая нами как личностное качество, позволяющее воспринимать поле профессиональной деятельности с точки зрения достигнутого уровня профессиональной подготовки;
‒ развитая потребностно-мотивационная сфера будущего специалиста, которая раскрывает весь диапазон психологических образований в логике «потребности — мотивы — интересы — ценностные ориентации — жизненные смыслы», вызывает интерес к будущей профессии и желание соответствовать современному уровню развития медицинской науки и практики.