Имитационно-ролевой поединок как воспитательная технология
Авторы: Мамаева Ирина Алексеевна, Зырин Илья Сергеевич
Рубрика: Медицинские и педагогические инновации
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 13.09.2016
Статья просмотрена: 290 раз
Библиографическое описание:
Мамаева, И. А. Имитационно-ролевой поединок как воспитательная технология / И. А. Мамаева, И. С. Зырин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 69-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1203/ (дата обращения: 30.10.2024).
The possibility of using directed duels for solving training problems is examined. On the basis of this, during methodological alteration role-playing duels have been developed and descriptions of these have been established as a training technique.
Key words: education, university, training, technique, role-playing duel, directed duel
Сегодня при поступлении в вуз после окончания школы студенты на начальном этапе обучения испытывают целый ряд трудностей, связанных с не достаточно развитыми личностными качествами: организованностью, самостоятельностью, инициативностью, уверенностью в себе, отсутствием навыков общения и поведения во встречающихся проблемных ситуациях, в частности, отсутствуют умения определять учебные проблемы и способы их решения. Все это может происходить на фоне психологических потребностей в достижении успеха у субъектов образовательного пространства [5, С. 99; 7, С. 143]. При этом, если планируемый успех не достигается, студент может попасть в стрессовую ситуацию, которая негативно сказывается на качестве и эффективности обучения и может стать одной из причин отчисления студентов, как по собственному желанию, так и в связи с академической неуспеваемостью. Вот почему вопрос о воспитании востребованных вузом личностных качеств остается актуальным.
В ходе анализа современных педагогических технологий [6; 9; 4 и др.], представленных в работах не только как технологии обучения (дидактические технологии), но и как технологии воспитания [3, С. 331], используемые с целью развития тех личностных качеств студентов, которые необходимы для успешного обучения и последующей профессиональной деятельности, обнаружено, что не существует работ, посвященных использованию управленческого поединка в качестве воспитательной технологии. В исследованиях рассматриваются вопросы однозначного переноса технологии управленческого поединка, применяемого в менеджменте, в процесс проведения занятия [1]. Целесообразность знакомства будущих менеджеров с управленческим поединком не вызывает сомнений, так как он обучает успешному взаимодействию партнеров по бизнесу. Однако, управленческий поединок, после определенного методического преобразования, может выступить в качестве воспитательной технологии. При этом он может позволить решить образовательные задачи разного вида. Например, можно использовать его для ситуаций, непосредственно связанных с процессом воспитания значимых для студента личностных качеств или др.
Технология управленческого поединка изначально была разработана как инструмент оценки и способ обучения менеджеров [8]. Управленческий поединок — это игровая технология, которая позволяет отрабатывать механизмы и приемы управления. Она учит сохранять отношения, не конфликтовать с людьми, уважать и понимать позицию другой стороны, отрабатывать профессиональные, коммуникативные и управленческие навыки, и при этом успешно вести борьбу за перехват и удержание управления. Изначально она была разработана с целью оценки навыков и умений управленческого персонала. Сегодня технология стала не только инструментом оценки, но и эффективным способом обучения менеджеров. Управленческий поединок проходит в форме публичных переговоров двух участников, каждый из которых стремится показать свое управленческое преимущество над партнером. Социальное пространство, в котором разворачивается поединок, задается ситуацией конфликтного характера, роли рождаются самой ситуацией. Классический управленческий поединок позволяет приобрести: уникальную обратную связь, которую невозможно создать в реальной жизни; навыки создания собственной технологии подготовки к переговорам, что позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно в сложных ситуациях; умение прогнозировать поведение оппонента; подготовку к успешной линии поведения в неожиданных ситуациях; освоение выигрышных переговорных стратегий; расширение персонального спектра ролей; значительный рост скорости ориентирования в ситуациях; понимание наработанных годами стереотипов поведения, которые зачастую мешают человеку достичь более высокого профессионального уровня.
Анализируя возможности использования управленческого поединка в качестве воспитательной технологии, можно заметить, что для этого случая изменяются его задачи и содержание. Задачами могут стать: задачи воспитания ответственности, формирования умения определять проблемы в своей образовательной деятельности, в коммуникациях, осуществления поиска их разрешения, формирования навыков общения и ведения переговоров [2]. Содержание поединка используемого в качестве воспитательной технологии будет в значительной степени отличаться от содержания поединка, обучающего взаимодействию в бизнес-среде, именно этот момент указывает на необходимость замены термина «управленческий поединок» на более корректный — «имитационно-ролевой поединок» (ИРП).
Сущность имитационно-ролевого поединка отражена в форме и правилах его проведения. Он проходит в форме публичных переговоров двух участников, каждый из которых стремится решить поставленную перед собой задачу путем переговоров. Участники отчасти ограничены в своих действиях конкретной предысторией конфликта, то есть заданной ситуацией, они не могут оспаривать самого факта наличия заданного прошлого. Кроме этого они ограничены временем проведения диалога (5 минут). Однако они свободны в своем конструировании будущего и могут ставить перед собой такие цели, которые поставили бы и в реальной жизни, окажись они в подобной роли и в подобной ситуации.
Любую педагогическую технологию, в том числе и воспитательную, должны характеризовать диагностическое целеобразование, воспроизводимость, диагностические процедуры оценки результатов [3, С. 331–332]. Рассмотрим эти составляющие воспитательной технологии на примере ИРП, разработанного для решения одной из возможных проблемных ситуаций — возникновения академической задолженности у студента.
К диагностируемым целям ИРП «Ликвидация академической задолженности» могут быть отнесены:
- получение студентами навыков постановки проблемы и поисков её решения;
- предоставление студентам возможности оценить свою деятельность с точки зрения преподавателя, куратора, родителей (взгляд «со стороны»);
- получение студентами навыков общения, ведения переговоров.
Воспроизведение технологии не возможно без её описания [4, С. 12]. Для воспроизводимости воспитательной технологии целесообразно опираться на такой обобщенный сценарий, который можно представить как последовательность определенных действий. Обобщенный сценарий ИРП «Ликвидация академической задолженности» может быть следующим: перед началом поединка объяснить студентам правила проведения ИРП; предложить студентам разбиться на малые группы; определить роли, подготавливаемые студентами каждой малой группы; выдать вспомогательный материал; выделить время для подготовки; провести имитационно-ролевой поединок; обсудить результаты поединка. Если поединок является полисубъектным, то представляется целесообразным в начале поединка представить студентам схему субъект-субъектного взаимодействия. Схема усиливает эффективность наглядного представления ИРП.
Вспомогательный материал должен служить цели воспроизводимости воспитательной технологии, в содержание его в рассматриваемом случае предлагается включить общие и частные позиции (общие позиции выделены курсивом).
- Наименование ИРП — «Ликвидация академических задолженностей».
- Краткая справка о сущности ИРП.
-
Порядок проведения имитационно-ролевого поединка:
- Получить задание, внимательно прочитать предложенную ситуацию и разобраться в ней.
- Выделить участников (персонажей) конфликтной ситуации, определить их цели и задачи.
- Сопоставить цели и задачи персонажей поединка, выделить проблему (проблемы).
- В соответствии с выбранной ролью обдумать сильные и слабые стороны вашего персонажа в предложенной ситуации.
- Обдумать (желательно — законспектировать) стратегию и тактику поведения вашего персонажа в диалоге (поединке) и основные доводы, которые вы собираетесь использовать для защиты позиции вашего персонажа перед оппонентом.
- Попробовать спрогнозировать стратегию и тактику поведения вашего оппонента в диалоге (поединке) и основные доводы, которые он может использовать для защиты позиции своего персонажа, обдумать возможные варианты ответа и выбрать наиболее выгодные для вас.
- По вызову ведущего поединка занять место за столом переговоров. Принять участие в поединке, пытаясь защитить позицию своего персонажа, стараясь решить поставленную перед собой задачу. Поединок начинает один из участников фразой, предусмотренной сценарием поединка, за которой следует ответ второго участника и последующий диалог. В ходе диалога (поединка) рекомендуется следовать правилам делового этикета, не следует перебивать оппонента, напротив, нужно предоставлять ему возможность для ответа. Продолжительность диалога — 5 минут, однако диалог может быть закончен досрочно при достижении сторонами договоренности.
- Внимательно следить за диалогами других участников поединка, проанализировать их и, затем, вместе с ведущим поединка и его участниками принять участие в обсуждении.
- Описание ситуации. Студент не сдал экзамен и готов бросить вуз. Преподаватель не желает с ним заниматься дополнительно, поскольку студент прогулял половину учебных занятий в семестре, на которых присутствовал — бездельничал. Студент ничего не сообщил родителям и они не знают о его проблеме.
-
Участники диалогов и их задачи:
- КУРАТОР — сохранить коллектив группы и добиться ликвидации задолженностей в минимально короткий срок.
- ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — не ставить оценки без знаний на соответствующем уровне, как можно меньше времени уделить студенту для ликвидации задолженности в установленный срок.
- РОДИТЕЛИ: — убедить сына (дочь) в необходимости успешного окончания обучения и получения диплома, сохранить в глазах всех образ хорошего родителя.
- СТУДЕНТ: — убедить родителей не переживать по поводу этой ситуации, договориться с преподавателем о дополнительных занятиях или о прохождении ДКИ (дополнительное контрольное испытание) в ближайшее время.
- Схема субъект-субъектного взаимодействия (см. рисунок, в данном случае диалоги могут меняться местами, поэтому перед началом поединка необходимо договориться с участниками об их последовательности).
Рис. 1. Схема субъект-субъектного взаимодействия
-
Начальные фразы диалогов.
- Диалог 1 (Куратор — Родители).
Куратор: — Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын не сдал экзамен, в случае, если он не ликвидирует задолженность в установленный срок, он будет отчислен. Как Вы думаете, сын сможет ликвидировать задолженности в отведенные сроки? Чем Вы можете помочь ему?
Родители: –...
7.2. Диалог 2 (Куратор — Студент).
Куратор: — Вы не сдали экзамен. Как вы собираетесь ликвидировать задолженности? Что Вам может помочь пройти ДКИ в отведенный срок?
Студент: –...
7.3. Диалог 3 (Родители — Студент).
Родители: — Мне позвонил куратор, сообщил, что ты не сдал экзамен и если задолженности не будут ликвидированы в установленное время, то ты будешь отчислен! Если не желаешь учиться — иди работать!
Студент: –...
7.4. Диалог 4 (Преподаватель — Студент).
Преподаватель: — У меня нет возможности заниматься с каждым студентом индивидуально. Весь семестр Вы бездельничали, я не хочу с Вами разговаривать!
Студент: –...
7.5. Диалог 5 (Куратор — Преподаватель).
Преподаватель: — Я бы и рад помочь студенту в освоении дисциплины, но сомневаюсь, что он, в отведенный деканатом срок, освоит программу материала, который он пропустил.
Куратор: — …
Отметим, что описание ситуации ИРП, как и управленческого поединка [8] состоит из двух частей: статической и динамической, на которые необходимо обратить внимание студентов до начала проведения поединка. Статическая часть — это краткое письменное описание ситуации, выдаваемое участникам перед поединком (бывает и накануне), содержащее перечень основных и дополнительных ролей. Динамическая часть — это правомерные дополнения к описанию ситуации, которые делают участники по ходу поединка. Дополнения считаются правомерными, если они не противоречат статической части и не противоречат правомерным дополнениям, уже ранее сделанным любым из участников в данном диалоге. Частным случаем дополнений могут быть и дополнительные роли. Целесообразно, обучая студентам правилам проведения ИРП привести примеры правомерного, неправомерного и проблематичного дополнений. Примеры могут быть взяты из технологии управленческого поединка.
После завершения поединка необходимо обсудить его результаты, разобратьдопущенные ошибки, возможные иные решения. Сделать это помогают вопросы следующего типа.
- Встречалась ли подобная ситуация в Вашей образовательной деятельности?
- Кто из персонажей справился с поставленной задачей?
- Кто из персонажей показал себя наиболее убедительно?
- Кто из персонажей поединка находится изначально в самых сложных (простых) условиях?
- Как Вы себя чувствовали в роли …?
- Что было трудным, сложным в игре? Что было легко сделать?
- Чем участие в этом ролевом поединке стало полезным для Вас? Чему Вы научились, какой приобрели опыт?
- Понравилось ли Вам участвовать в имитационно-ролевом поединке? (что понравилось и/или не понравилось, что было интересным или др.)? Что бы Вы хотели изменить в поединке, чтобы сделать его более интересным и полезным для Вас?
В ходе наблюдения за диалогами и на основании ответов на вопросы можно сделать вывод о том, достигнуты ли цели ИРП:
- получены ли студентами навыки постановки проблемы и поисков её решения — анализ содержания диалогов и поведения студентов;
- могут ли студенты оценить свою деятельность с точки зрения преподавателя, куратора, родителей — анализ ответов на вопросы 2, 3, 4, 5;
- получены ли студентами навыки общения, ведения переговоров — анализ ответов на вопросы — 6, 7.
Отвечая на 8-й вопрос, студенты выступали с предложениями рассмотреть другие возможные проблемные ситуации с помощью ИРП.
Идея применения ИРП в качестве воспитательной технологии была апробирована в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА. Апробация показала:
− рассмотрение проблемной ситуации с различных позиций и активное участие в моделируемых диалогах, а также заключительное обсуждение результатов поединка позволили студентам приобрести умение определять проблему в субъект-субъектном взаимодействии и находить её решение;
− работа в малых группах способствовала развитию коммуникативных качеств студентов;
− при участии в диалогах от лица персонажей поединка, студенты ощущали отсутствие реальной ответственности за последствия диалога, что позволило им чувствовать себя более уверенно, появление уверенности способствовало увеличению инициативности;
− студенты «вживались в роль» и пытались копировать стиль общения своих персонажей, заимствованный из реальной жизни (в диалоге «куратор» и «преподаватель» общались вежливо, обращаясь друг к другу «на Вы», по имени и отчеству), что способствовало росту культуры общения;
− участие в ролевом поединке позволило создать модель поведения студента в конфликтной ситуации с целью эффективного ее преодоления.
Выводы:
- В ходе анализа современных педагогических технологий обнаружено, что не существует работ, посвященных использованию управленческого поединка в качестве воспитательной технологии.
- Управленческий поединок после определенного методического преобразования может выступить в качестве воспитательной технологии, при этом, содержание поединка, используемого в качестве воспитательной технологии, будет в значительной степени отличаться от содержания управленческого поединка, обучающего взаимодействию в бизнес-среде. Именно этот момент указывает на необходимость замены термина «управленческий поединок» на более корректный в рассматриваемом случае — «имитационно-ролевой поединок» (ИРП).
- Технология ИРП может решать воспитательные задачи, нацеленные на обучение преодоления стрессовых ситуаций, встречающихся в образовательном процессе. Решаемые задачи воспитания в вузе, как правило, предполагают полисубъектную форму проведения ИРП.
- Практическая апробация ИРП «Ликвидация академической задолженности» показала эффективность использования подобной формы субъект-субъектного взаимодействия, рассматриваемого в качестве воспитательной технологии и показала, что ИРП может служить цели развития личностных и деловых качеств студентов.
Литература:
- Дубинина И. А., Попова Л. Л. Управленческий поединок как образовательная технология. Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 197–199.
- Мамаева И. А., Зырин И. С., Степанова А.С Интерактивные формы кураторского часа // Образовательная деятельность вуза в современных условиях [Электронный ресурс]: материалы международной научно-методической конференции (26–27 мая 2016 г.). — Электрон. дан. — Караваево: Костромская ГСХА, 2016.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
- Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т. П. Сальникова. — ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
- Психология высшей школы/ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. — 4016 с.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, Интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
- Управленческие поединки. [Электронный ресурс] Официальный сайт ООО «Тренинг-студия «Окно» г. Сургут; режим доступа: http://tsokno.com/club/proektyi/upravlencheskie-poedinki/ Заглавие с экрана.
- Щуркова Е. Н. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.
Ключевые слова
вуз, технология, задача, воспитание, образование, имитационно-ролевой поединок (ИРП), управленческий поединокПохожие статьи
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Применение метода «эвристическая задача» на занятиях в военных вузах
Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Автором статьи продемонстрирован фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» те...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев
В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов
В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе
Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Похожие статьи
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов
Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...
Применение метода «эвристическая задача» на занятиях в военных вузах
Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Автором статьи продемонстрирован фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» те...
Проектная деятельность на уроках технологии в общеобразовательной школе
В данной статье задачами проектной деятельности являются обучение методам творческих проектов в образовательной области «технология», а также, формирование у учащихся: технологической грамотности, т. е. способности осознанно и творчески выбирать опти...
Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания суворовцев
В статье рассматриваются особенности применения технологии этического диалога для достижения целей духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов
В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...
Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики
В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики а...
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Использование игр для организации эффективного взаимодействия на уроке
Статья посвящена актуальной проблеме оптимизации взаимодействия на уроке. Значительное внимание уделяется работе педагогов по организации и формированию навыков сотрудничества. В статье представлен практический опыт работы, представлена таблица по ис...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Педагогическое сопровождение планирования воспитательной работы в классе
Целью представленной работы является исследование педагогического сопровождения планирования воспитательной работы в классе. Методы исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.