Тип урока: конвергированный, комбинированный (исследовательско-эмоциональный).
Оборудование: фортепиано, экран, презентация, индивидуальные задания на карточках, компьютер, музыкальный центр.
Цели урока:
- Показать роль искусства в годы войны как источника духовной силы, надежды и сопротивления.
- Воспитывать уважение к подвигу народа, формировать гражданскую позицию.
- Развивать эмоциональный отклик, умение анализировать литературные и музыкальные произведения.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с поэзией и песнями времён войны.
Показать роль искусства в сохранении морального духа народа.
Развивающие:
Развивать умение анализировать художественный текст, эмоционально воспринимать музыку.
Формировать навыки работы с историческими источниками и медиаматериалами.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и подвигу народа.
Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству как духовной опоре.
Планируемые результаты
Предметные:
Знание основных песен и литературных произведений Великой Отечественной войны и их истории.
Понимание роли музыки и литературы в поддержании морального духа в военное время.
Метапредметные:
Умение анализировать содержание песен и литературных произведений, делать выводы о их значении.
Способность выражать своё мнение и делиться впечатлениями.
Личностные:
Осознание важности музыкального и литературного наследия как части исторической памяти.
Формирование уважения к подвигу народа.
Ход урока:
Организационный момент
В актовом зале собираются учащиеся и сразу рассаживаются по 3 группам, фоном звучит фонограмма «Журавли».
Учитель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Разрешите Урок Мужества, посвященный 80 годовщине Дня Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне считать открытым. Внимание! Звучит гимн Российской Федерации, Краснодарского края и города Сочи. (учащиеся выносят флаг, все присутствующие исполняют Гимны, затем садятся).
Учитель: «22 июня 1941 года. В этот день началась война. Но вместе с оружием в бой пошли — песня и слово…»
«Когда рушились города и гибли миллионы, народ наш не потерял веру. Эту веру укрепляли песни, стихи, слова, звучавшие с фронта и из тыла. Сегодня мы попробуем понять, как искусство помогло выстоять и победить».
Интерактив «Звуки войны»
Учитель: Сейчас мы обратимся к музыкальным и литературным произведениям, которые сопровождали людей во время войны. Обратите внимание на свои впечатления и попробуйте определить какая фотография передает атмосферу и смысл, которую композиторы и поэты хотели передать слушателю.
Каждая группа получает конверт с историческими фотографиями времён войны. После прослушивания аудио-фрагмента выбирают одну фотографию, которая лучше всего соответствует настроению и атмосфере произведения. Объясняют выбор.
Аудио-фрагменты:
– «Катюша»
– «Темная ночь»
– «Жди меня» (чтение стихотворения К. Симонова)
– «Дороги» (Л. Ошанин)
Учитель: Молодцы, ребята. Прослушанные фрагменты помогают понять, насколько тяжелой была военная повседневность. Цените мир и спокойствие вокруг.
«Голос поэта»
Учитель: Стихи оживают, когда получают голос. Сейчас мы попробуем услышать поэта так, как будто он сам стоит перед нами. Давайте дадим словам дыхание. Получите конверты с заданиями.
Группы получают конверты с стихотворениями, задача каждой команды Прочитать стихотворение выразительно.
В 3–4 предложениях ответить:
–что пытался сказать поэт?
–кому посвящено это стихотворение?
–какие чувства передает?
Выбрать самую сильную строчку и объяснить, почему она важна.
Подготовить небольшую мини-декламацию.
1 группа: Симонов «Жди меня»
Твардовский «Я убит подо Ржевом»
2 группа: Берггольц «Февральский дневник»
Джалиль «Лирическое»
3 группа: Ахматова «Мужество»
Исаковский «Катюша»
Учитель: молодцы ребята, вы нашли интонацию, которая оживила стихотворение. Это и есть сила поэтического голоса.
Музыкальный блок «Звуки истории»
Учитель: Каждая военная песня- это маленькая история о судьбах, любви, разлуке и мужестве. Исполняя их, мы продолжаем хранить память о тех, кто жил в то время. Ребята, получите конверты с заданиями.
Ребята получают конверты с заданиями, где прописано название песен, в каком настроении, темпе они должны его исполнить.
1 группа: Песня: «Священная война»
Задание: Подготовить начало песни как хоровое вступление:
– один участник — начало фразы,
– остальные — поддержка мощным общим звуком.
Попробовать создать глубокое, серьёзное звучание, как настоящий хор.
Сконцентрироваться на ровном дыхании и строгом ритме.
2 группа: Песня: «Смуглянка»
Задание: Подготовить мини-постановку-пение:
– Один «солист» исполняет мелодию,
– остальные создают лёгкий «подтанцовывающий» фон (хлопки, шаги, ритмичные движения).
Показать игровое настроение песни — весело, живо, танцевально.
Важно передать дух молодости и романтики военного времени.
3 группа: Песня: «Журавли»
Задание: Выбрать небольшой фрагмент песни и исполнить его тихо и проникновенно, как молитву памяти.
Один участник может читать вступительные строки как стихотворение, остальные начинают петь.
Передать чувство скорби и благодарности павшим героям.
Учитель: Каждое исполнение сегодня стало маленьким мостом к прошлому и уважение к подвигу.
«Литература в тылу: надежда для детей и матерей»
Учитель:Во время войны литература была не просто развлечением-т она давала надежду, помогала переживать трудные дни и поддерживала дух. Книги, письма и рассказы дарили детям и матерям частичку мира, радости и веры в будущее. Сегодня мы попробуем почувствовать, как слова могут стать опорой в трудные времена, и создадим свои маленькие произведения памяти и надежды. Получите свои конверты.
Каждая группа получает конверт с заданиями:
1 группа: «Чтение писем с фронта»
Ученики получают фрагменты фронтовых писем, задача выбрать одно письмо и прочитать его эмоционально, подчеркнув чувства автора.
2 группа: «Военный дневник»
Каждый ученик пишет страницу дневника от лица ребенка или взрослого, живущего в тылу. Детям важно почувствовать, как литература отражает повседневную жизнь и эмоции людей.
3 группа: «Письмо в будущее»
Ребята пишут письма от лица человека, жившего во время войны, современным детям. Включая в рассказ, чувства, надежды и мысли о Победе.
Учитель: молодцы ребята. Мы убедились, что литература и художественное слово были настоящим огнем надежды в тылу, согревая сердца матерей, детей, поддерживая дух и веру в будущее
Рефлексия «Теплое слово»
Учитель: в завершении нашего Урока Мужества мы зажжем свечу памяти. Ее огонь- это символ того света, который несут в себе подвиг, мужество и любовь наших предков. Пусть каждый из нас на мгновение остановится и вспомнит тех, кто защищал Родину, кто верил, надеялся и боролся за будущее.
Ученики по кругу передают свечу и произносят одно доброе слово, которое, как они считают, помогало людям выстоять: надежда, семья, верность, память, мужество, любовь, вера, жизнь…
Учитель: Из ваших слов получилось целое пламя, которое согревает и объединяет нас с прошлым и хранит память для будущих поколений. Таким же пламенем жила и страна в годы войны
Итог урока — «Наследники Победы»
На экране — слова:
«Песня — это душа народа. А душу не убить.»
Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить великий день, который навсегда вошёл в историю нашей страны — День Победы. Прошло 80 лет, но подвиг тех, кто отдал свои жизни за свободу, живёт в наших сердцах, в наших песнях и стихах. Исполняя эти произведения, мы не просто поём — мы слышим эхо героизма, мужество и надежду прошлых поколений. Пусть каждый аккорд, каждое слово станет мостом между прошлым и настоящим, между теми, кто боролся за мир, и нами, кто хранит память о их великой Победе».
Давайте вместе исполним «День Победы»!
Все ребята исполняют песню «День Победы»
Литература:
1. Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2020.
2. Берггольц О. Ф. Лирика военных лет. — СПб.: Азбука, 2019.
3. Джалиль М. Мужество: Стихи и поэмы. — Казань: Татарское книжное издательство, 2018.
4. Исаковский М. В. Стихи военных лет. — М.: Молодая гвардия, 2015.
5. Симонов К. М. Стихи о войне. — М.: АСТ, 2020.
6. Твардовский А. Т. Стихотворения. «Я убит подо Ржевом». — М.: ОЛМА-пресс, 2017.
7. Александров А. В. «Священная война». — Государственный ансамбль имени А. В. Александрова.
8. Песня «Смуглянка». Музыка А.Новикова, слова Я.Шведова.
9. Песня «Журавли». Музыка Я.Френкеля, слова Р. Гамзатова и Н. Гребнева.
10. Песня «Катюша». Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.
11. Песня «День Победы». Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.
12. Письма с фронта. 1941–1945. Сборник. — М.: Воениздат, 2015.
13. Дневники блокадного Ленинграда. — СПб.: Лимбус Пресс, 2017.
14. История Великой Отечественной войны. 1941–1945. — М.: Наука, 2012.
15. Мультимедийные материалы и фотографии Центрального музея Великой Отечественной войны.
16. Российская электронная школа (РЭШ): материалы о поэзии и музыке военного времени.
17. Портал «Память народа» — архивные документы и фотографии времён ВОВ.
18. Методические рекомендации по проведению уроков памяти и мужества. — М.: Просвещение, 2020.

