К вопросу формирования профессиональных компетенций посредством организации деловых игр в образовательных организациях среднего профессионального образования
Автор: Селиванов Евгений Иванович
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.
Дата публикации: 05.03.2016
Статья просмотрена: 214 раз
Библиографическое описание:
Селиванов, Е. И. К вопросу формирования профессиональных компетенций посредством организации деловых игр в образовательных организациях среднего профессионального образования / Е. И. Селиванов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/787/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются варианты построения междисциплинарной деловой игры, в результате проведения которой будут сформированы требуемые образовательным стандартом профессиональные компетенции. Предложен пошаговый алгоритм разработки контента игры по конкретному виду деятельности.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, педагогическое сообщество, деловая игра.
Реализация требований ФГОС СПО по формированию профессиональных компетенций определяет ответственность образовательной организации за качество подготовки специалистов среднего звена. Исходя из этого, актуализация контента всех видов учебной деятельности, формирующих требуемые компетенции, является насущной задачей при организации образовательного процесса. Существенную помощь в этом оказывают междисциплинарные деловые игры. Известно, что подготовка и проведение деловой игры — процесс, требующий значительных усилий. Кроме того, в междисциплинарной деловой игре должно быть задействовано несколько педагогов, работающих на единый результат, требующий наличие необходимых компетенций. Однако, если игра выстроена правильно, то ее алгоритм обеспечит высокий эффект обратной связи.
Например, согласно ФГОС СПО по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) для формирования профессиональных компетенций (ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3) в рамках подготовки к виду деятельности: Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования при строительстве, содержании и ремонте дорог, педагогическому коллективу необходимо выстроить взаимосвязь между всеми частями учебных циклов, разделов и модулей программы подготовки специалистов среднего звена [1]. Матричная увязка позволяет избежать повторов и создает условия для разработки сквозной междисциплинарной деловой игры, формирующей необходимые профессиональные компетенции по конкретному виду деятельности. Если рассматривать применительно к нашему примеру, то профессиональные компетенции ПК 1.1. Обеспечивать безопасность движения транспортных средств при производстве работ, ПК 1.2. Обеспечивать безопасное и качественное выполнение работ при использовании подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и механизмов, ПК 1.3. Выполнять требования нормативно-технической документации по организации эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог, должны быть сформированы при изучении учебных элементов, систематизированных в табл. 1.
Таблица 1
Перечень учебных элементов, формирующих профессиональные компетенции для работы по виду деятельности: Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин иоборудования при строительстве, содержании иремонте дорог
Коды профессиональных компетенций |
||
ПК 1.1. |
ПК 1.2. |
ПК 1.3. |
ОП.03. Электротехника и электроника |
ОП.03. Электротехника и электроника |
ЕН.01. Математика |
ОП.05. Метрология и стандартизация |
ОП.05. Метрология и стандартизация |
ОП.05. Метрология и стандартизация |
ОП.04. Материаловедение |
ОП.06. Структура транспортной системы |
|
ОП.07. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОП.07. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОП.07. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОП.09. Охрана труда |
ОП.09. Охрана труда |
ОП.09. Охрана труда |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
МДК.01.01. Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений |
МДК.01.01. Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений |
МДК.01.01. Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений |
МДК.01.02. Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов |
МДК.01.02. Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов |
МДК.01.02. Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов |
Перед педагогическим коллективом образовательной организации стоит сложная задача — «просеять» содержание учебных элементов для составления заданий, формирующих профессиональные компетенции, лежащие в основе трудовых функций выбранной специальности. По мнению Е.В Панюшкиной, «обучающиеся измеряют полезность и качество полученной образовательной услуги, в первую очередь, своей востребованностью на рынке труда» [2, с. 171].
Таблица 2
Матрица распределения учебных элементов по семестрам всего периода обучения
Перечень учебных элементов |
Учебные семестры |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
ЕН.01. Математика |
+ |
+ |
|||
ОП.03. Электротехника и электроника |
+ |
+ |
|||
ОП.04. Материаловедение |
+ |
+ |
|||
ОП.05. Метрология и стандартизация |
+ |
||||
ОП.06. Структура транспортной системы |
+ |
||||
ОП.07. Информационные технологии в профессиональной деятельности |
+ |
||||
ОП.08. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
+ |
||||
ОП.09. Охрана труда |
+ |
||||
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
+ |
+ |
|||
ОП.11. Транспортная безопасность (вариатив) |
+ |
||||
МДК.01.01. Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений |
+ |
+ |
|||
МДК.01.02. Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов |
+ |
+ |
|||
УП.01. 01. Учебная практика |
+ |
||||
ПП. 01. 01. Производственная практика |
+ |
||||
Квалификационный экзамен |
+ |
||||
Поэтому, сделав выборку учебных элементов из рассматриваемого нами в качестве примера учебного плана, составим матрицу их распределения по семестрам в целях построения оптимальной модели сквозной междисциплинарной игры, организованной в пяти семестрах (табл.2) [3].
В результате мы видим, что в первом семестре формирование ПК 1.1. осуществляется с помощью пяти учебных элементов программы подготовки специалистов среднего звена: ОП.03. Электротехника и электроника, ОП.05. Метрология и стандартизация, ОП.10. Безопасность жизнедеятельности, МДК.01.01. Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений, УП.01.01. Учебная практика. Следовательно, при составлении заданий сквозной междисциплинарной деловой игры необходимо учесть умения и знания, проверяемые в рамках данной компетенции. Например, типовое задание может выглядеть следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Вариант типового задания для формирования профессиональных компетенций
Вариант типового задания |
Элемент |
Опишите сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях |
ОП.03. |
Рассчитайте основные параметры простых электрических и магнитных цепей |
|
Примените стандарты качества для оценки выполненных работ, используя основные положения государственной системы стандартизации РФ и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов |
ОП.05. |
Окажите первую помощь пострадавшим при сборке электрических цепей, опираясь на знания порядка и правил оказания первой медицинской помощи пострадавшим |
ОП.10. |
Организуйте работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования |
МДК.01.01. |
Научитесь пользоваться мерительным инструментом, техническими средствами контроля и определения параметров |
УП.01.01. |
Таким образом, контент игры можно усложнять, добавляя типовые задания, формирующие профессиональную компетентность ПК 1.2. или ПК 1.3. Главное в этом процессе — взаимопонимание педагогического коллектива и построение алгоритма достижения единых целей.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 г. № 386 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)» ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70569600/#ixzz3xTAFna99
- Панюшкина Е. В. Экономические интересы в системе образования и механизмы их реализации: монография. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2015. — 203 с.
- Учебный план специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (железнодорожный транспорт). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tigt.ru/
Похожие статьи
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития
В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.
Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде
В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно о...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности
Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...
Создание школьной интернет-газеты: инновации в образовании на основе информационных технологий
В статье рассматриваются особенности разработки школьной интернет-газеты, влияние такой работы на обучение и воспитание учеников. Раскрываются особенности такой газеты, возможности создания сайта газеты на основе CMSWordPress,особенности организации ...
Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза
В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
Похожие статьи
Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»
В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...
Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития
В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.
Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде
В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно о...
Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам
В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ...
Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций
В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...
Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности
Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...
Создание школьной интернет-газеты: инновации в образовании на основе информационных технологий
В статье рассматриваются особенности разработки школьной интернет-газеты, влияние такой работы на обучение и воспитание учеников. Раскрываются особенности такой газеты, возможности создания сайта газеты на основе CMSWordPress,особенности организации ...
Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении студентов инженерно-технического вуза
В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку бакалавров техники и технологий, моделируемой с учетом требований, предъявляемых профессиональным сообществом к качеству подготовки современного инженера. Исследуется сущность профессио...
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.