Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова, Н. В. Щергунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 602-604. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14151/ (дата обращения: 18.11.2024).

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Ключевые слова: культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, модель среды неформального образования.

 

В настоящее время во всех развитых странах мира на уровне государственной политики достигнуто признание того, что знания во все возрастающей степени становятся основой развития общества, что необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество «пожизненного обучения». Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования и наиболее полно отражает потенциал и задачи неформального образования, которое, в свою очередь, должно стать одним из механизмов реализации концепции образования на протяжении жизни.

Наиболее подходящим способом «пожизненного обучения», является расширение сферы предоставления услуг по удовлетворению потребностей в неформальном образовании как механизме реализации идеи образования на протяжении жизни. Термин «неформальное образование» используется в области образования взрослых за рубежом для обозначения образовательного процесса, организованного за пределами формальной образовательной системы, часто для удовлетворения познавательных потребностей определенной группы людей. П. Кумбс и М. Ахмед раскрывают содержание понятия неформальное образование, как организованную, систематическую образовательную деятельность, проводящуюся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к специальным подгруппам населения, взрослым и детям. По мнению С. Г. Вершловского, «Неформальное образование — это различные, гибкие по организации и формам образовательные системы, ориентированные на конкретные потребности и интересы обучаемых» [1, с. 1025–1027].

Одной из целей работы на 2014–2015 учебный год коллектива Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» ЗАТО г. Радужный является разработка и дальнейшая апробация модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы.

Проблемы взаимодействия основного и дополнительного образования детей и взрослых, открытости единого образовательного пространства, предоставления возможных условий развития личности детей и взрослых в рамках неформального образования может быть продуктивно и рационально решена, прежде всего, на уровне создания модели образовательной программы, которая может представлять собой интеграцию основного и дополнительного образования, исходя из потребностей детей и взрослых на основе их свободного выбора. Это особенно важно не только в подростковом возрасте, когда интересы ребенка достаточно изменчивы, но и в другиз возрастных периодах характеризуемых нехваткой времени, удаленностью формальных образовательных центров, отсутствием программ и многими другими причинами — неформальное образование может сыграть совершенно особую роль развитии детей и взрослых, предоставляя для этого достаточно широкие возможности.

Исходя из этого, основная идея настоящей модели заключается в том, что сетевая образовательная программа неформального образования может являться в высокой степени многогранной и вариативной, позволять наиболее полно объединить все сферы спортивной деятельности детей и взрослых, организовать среду неформального образования, оказывающей многопрофильные услуги в сфере физической культуры и спорта, круглогодичного досуга и оздоровления, способствующей реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и их дальнейшей социализации. При этом модель неформального образования должна создаваться в процессе самой образовательной деятельности и являться открытой.

Реализация образовательной программы модели неформального образования на базе спортивной школы основывается на:

-          ориентации на культивируемые в школе виды спорта и формировании основных физкультурно-спортивных компетенций детей и взрослых;

-          интеграционных процессах и объединении досуговой, учебной и внеучебной, тренировочной и соревновательной деятельности;

-          выборе обучающимися собственного вида спортивно-досуговой деятельности и индивидуальной траектории их развития и реализации;

-          доступности и открытости, а в зависимости от условий (потребностей и интересов, проблем и результатов, целей и задач участников образовательного процесса) иметь возможность меняться.

В современных условиях непрерывно меняющегося мира, постоянного совершенствования и внедрения новых технологий развитие модели современных образовательных учреждений, соответствующих целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивающей рост благосостояния страны, и, способствующей успешной социализации и адаптации детей и взрослых, приобретает фундаментальное значение. Важнейшим направлением в сфере образования становится выстраивание «кооперации» школ с Интернетом. Выход образования в «сеть» стал для большинства развитых стран фактом. Это требует как прямого участия образования в формировании сетевых проектов и ресурсов, так и использования системой образования и социализации имеющихся сетевых ресурсов. Именно поэтому в МБОУДОД ДЮСШ уже несколько лет функционирует школьный веб сайт, а постоянное присутствие информации о мероприятиях школы в социальных сетях, делает открытой и прозрачной не только ежндневную деятельность, но и планы на будущее.

Создание и апробация эффективной модели среды неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы, позволит внедрить в систему физкультурно-спортивного образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

Успешная реализация проекта «Модель среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы», позволит более полно удовлетворить потребность детей и родителей в многопрофильных услугах в сфере спортивного образования, профессионального спорта, круглогодичного физкультурного досуга и оздоровления, а так же позволит использовать новые ресурсы и возможности в сфере неформального образования.

Таким образом, процесс развития среды неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы, способствует более успешной социализации детей и самореализации взрослых города, обусловлен требованием современного развивающегося общества, модернизацией системы образования и необходимостью повышения общего благосостояния и оздоровления населения страны.

В построении эффективно работающей модели среды неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы, мы исходим из того, что неформальное образование всегда основывается на сетевых принципах взаимодействия. В связи с этим, мы берем за основу построения данной модели теоретические предпосылки Ю. А. Конаржевского, А. И. Адамского, А. М. Цирульникова, А. М. Лобок, М. М. Чучкевич, С. В. Тарасовой и т. д. о сетевом планировании, сетевом взаимодействии и сетевом образовании.

Согласно модели по организации неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы каждый человек (ребенок или взрослый), желающий заниматься физическим самообразованием, имеющий собственную инициативу, становится равноправным членом неформальной физкультурно-спортивной сети. Члены сети для разрешения определенной проблемы, решения задач или достижения определенного коллективного результата формируют неформальные объединения (как правило по видам спорта). Проблема или задача, вокруг которой объединяются члены сети, становится «звеном» сети. Количество «звеньев» зависит от количества задач, которые разрешаются в рамках сети. Каждый член, с одной стороны, вносит свою лепту в развитии сети, и с другой стороны, сам же развивается в процессе реализации того или иного «звена» с другими членами физкультурного сообщества сети.

Реализация модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы состоит из четырех этапов.

I этап. Создание организационных условий поиска участников образовательного процесса в сети:

-          рекламная акция, объявление набора занимающихся в группы по видам спорта;

-          проведение спортивных соревнований и конкурсов, оздоровительных проектов;

-          выявление спортивных интересов, проблем в реализации, потребностей занимающихся;

-          определение значимости сетевого взаимодействия для тренировочных коллективов, спортивно-оздоровительных групп, отдельных детей и взрослых.

II этап. Определение физкультурно-спортивных образовательных маршрутов членов сети:

-          организация диалога спортивных и медицинских специалистов и занимающихся;

-          уточнение спортивных интересов, проблем и оздоровительных потребностей занимающихся, участников сети и тех кого, так или иначе, может затронуть данный проект;

-          определение возможных физкультурно-спортивных образовательных маршрутов занимающихся.

III этап. Совместно с администрацией школы, тренерами-преподавателями и специалистами (членами сети) разрабатываются физкультурно-спортивные образовательные программы и планы их реализации:

-          проведение проблемных семинаров, консультаций и т. д.;

-          разработка коллективных, групповых, индивидуальных физкультурно-спортивных образовательных программ и планов, основывающихся на выборе учащимися определенного вида спорта.

IV этап. Реализация индивидуальных и групповых физкультурно-спортивных образовательных программ. Программа должна реализовываться в течении трех последовательных этапов: ознакомление с видом спорта, овладение методикой и техникой, соревновательный этап. В ходе реализации могут вноситься коррективы в физкультурно-спортивной образовательной программе и планах реализации.

Таким образом, модель среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы может являться в высокой степени вариативной и адаптированной к потребностям занимающихся.

 

Литература:

 

1.         Мальгин В. Е. Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, О. В. Трофимова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 1025–1027.

2.         Интернет ресурс сайт Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» URL http://duchradyga.okis.ru/

3.         Интернет ресурс информационный портал Дополнительное образование URL http://dopedu.ru/konferentsii/itogi-integratsiya-formalnogo-i-neformalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-dostizheniya-aktualnich-obrazovatelnich-rezultatov

Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, неформальное образование детей, детско-юношеская спортивная школа, взрослый, вид спорта, использование ресурсов, модель среды, образовательный процесс, член сети, вариативный подход.


Похожие статьи

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города

В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учр...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Похожие статьи

Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.

Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе

В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...

Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального об...

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города

В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учр...

Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений

В статье рассматриваются особенности возникновения и деятельности детских и молодежных неформальных объединений и их роль в формировании активной жизненной позиции детей и молодежи.

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Воспитание профессиональной культуры: содержание, методы, модели

В статье раскрываются теоретические подходы к воспитанию профессиональной культуры у обучающихся профессиональных образовательных организаций, раскрывается структура и содержания профессиональной культуры как социально-педагогического феномена, приво...

Задать вопрос