Урок-сказка по русскому языку в 3-м классе на тему «Проверка парных согласных в корне слова»
Автор: Полянская Татьяна Васильевна
Рубрика: Методическая копилка: школьное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №6 (52) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 09.11.2024
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Полянская, Т. В. Урок-сказка по русскому языку в 3-м классе на тему «Проверка парных согласных в корне слова» / Т. В. Полянская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 6 (52). — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/276/9390/ (дата обращения: 22.12.2024).
Цель:
- Закрепление знаний о способах проверки слов с парными согласными в корне слова.
- Коррекция и развитие аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности путем выполнения различных заданий связанных с проверкой и написанием парной согласной в корне слова.
- Развивать речь учащихся на материале народных и литературных сказок
- Умение правильно строить предложение.
- Умение выразительно передавать чувство героев сказок
- Воспитывать интерес к чтению, предмету.
Через систему художественных образов воспитывать у учащихся чувство доброты, любви к ближнему.
Оборудование: картина Врубеля «Царевна –лебедь», кадр из фильма «Аленький цветочек», музыка «Три чуда», «Лебедь» Р. Корсакова, картина В. Васнецова «Аленушка», учебник русского языка.
Ход урока:
1. Орг. момент.
— Повернитесь друг другу и улыбнитесь. Настойтесь на рабочий лад.
II . Постановка темы и целей урока.
Сегодня мы вспомним любимые вами волшебные сказки. Эти сказки созданы великим русским народом. Язык которого богат эмоциональностью, лиричностью, напевностью и мудростью. Текст сказок поможет закрепить правописание парных звонких и глухих согласных, а так же путешествуя по сказкам мы проследим борьбу добра и зла.
III . «Сказки гуляют по свету»
(муз. сопровождение)
Сказки гуляют по свету ночь запрягая в карету
Сказки живут на поляне, бродят на санках в тумане,
А принц Белоснежку полюбит, а жадность Кащея погубит,
Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро.
IV . Стихотворение. Письмо по памяти. Подчеркните слова с парными звонкими согласными.(Повторение разных способов проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.)
Я знаю, вы любите игры
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее
Чем наши волшебные сказки.
V . Чистописание
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцем урок.
— Как вы понимаете смысл пословицы?
— Найдите слова на правописание парных звонких и глухих согласных (сказка, ложь, молодцам).
— Расскажите правило, как же надо проверять парные согласные в корне слова перед согласными.
— Спишите пословицу.
— Подберите однокоренные слова к слову «сказка» (сказка, сказать, сказочный).
VI . Игра «Волшебные лодки»
А теперь, ребята, мы отправимся на волшебных лодках в мир сказок. Отправятся лишь те дети, которые смогут правильно определить правописание слов.
- В мае дож. —будет ро..
- Сорвать пру. — не большой тру..
- Книга твой дру., без нее как без ру..
- Добрая пословица не в бро.., а в гла..
VII . Картина Врубеля «Царевна-лебедь»
В какой сказке Царевна-лебедь является носителем добра, красоты, волшебства.
А вот такой представил себе художник.
Музыка «Три чуда», «Лебедь» Р. Корсакова.
(звучит одновременно музыка)
Беседа.
— Какой вы себе представляете Царевну-лебедь? (нежной, доброй, красивой)
— Какие добрые дела сделала Царевна — лебедь для своего спасителя Гвидона? (подарила город, Белку помогла встретиться с царем Салтаном.).
— Что же помогло князю Гвидону стать счастливым? (добро, которое проявил к Царевне-лебедь).
VIII . Инсценирование сказки.
Какими словами А. С. Пушкин рассказывает встречу Гвидона с Царевной-лебедь?
Автор: Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Лебедь: Здравствую, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты стих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Автор: Говорит она ему,
Князь Гвидон ей отвечает:
Гвидон: Грусть-тоска меня съедает,
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть,
Диво, право, не безделка -
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки непростые
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд.
IX . Выборочное списывание
(на доске)
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
— Выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.
князь, глаз, глядь, вод, лебедь
Последнее предложение разобрать по членам предложения.
X . Физкультминутка.
Вот помощники мои
их как хочешь поверни
так и эдак, эдак так
не обидятся никак.
XI . Кадр из диафильма «Аленький цветочек»
— Из какой сказки взят этот кадр?
— Кто написал эту сказку? (Аксаков)
— Кого в этой сказке можно назвать Аленьким цветочком? (младшую дочь купца)
— Почему?
— Как была вознаграждена младшая дочь купца? (она стала женой царевича)
— Что вы можете сказать о двух старших дочерях купца?
— Какое злое дело задумали они?
— Кто побеждает в сказке: добро или зло?
Добру помогает волшебная сила, сама природа.
Антон, выйди и оживи этого чудовища.
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хоронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался на него глядючи, а ты лишил меня всякой утехи в моей жизни. Я хозяин дворца и сада. Я принял тебя как дорогого и званного, накормил, напоил, и спать уложил, а ты эдак-то заплатил за мое добро? Знай же свою участь горькую, умереть тебе за свою вину смертью безвременною».
XII . Составление из слов пословицы.
Дела, жизнь, на, дана, добрые.
Жизнь дана на добрые дела .
XIII . Работа с учебником.
Стр. 64, упр.125. 1-й вариант
2-й вариант
«Приходи сегодня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую, листьями, ветками, цветами заплетенную, мой верный раб».
Выписать слова на правописание парных звонких и глухих согласных.
(Сад, сядь, беседку, ветками, раб)
XIV . Беседа по картине В. Васнецова «Аленушка».
На картине В. Васнецова мы видим бедную крестьянскую девочку. Печальная она сидит на холодном камне у лесного озера. Аленушка сгорбилась, ее грустный взгляд устремлен в озеро. От ее печали озеро потемнело. Вечер. Не поют птицы. Тихо роняют листву березы. Березы качаются и как бы успокаивают Аленушку. Природа затаилась, сочувствуя девочке.
Инсценирование сказки .
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
XV . Обобщение по теме урока. Рефлексия.
— Чему учат нас сказки? (добру, мужеству, держать данное слово)
— Какую орфограмму мы повторяли? Какие способы проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова вы знаете?
Читая сказки, мы переживаем, радуемся, печалимся. Чтобы выразить и передать эти чувства, наша речь должна быть эмоциональной, напевной, лиричной.