Патриотическое воспитание детей на занятиях по айкидо
Авторы: Чуб Юрий Владимирович, Смирнова Полина Григорьевна, Шевелева Татьяна Дмитриевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 30.05.2024
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Чуб, Ю. В. Патриотическое воспитание детей на занятиях по айкидо / Ю. В. Чуб, П. Г. Смирнова, Т. Д. Шевелева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9251/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данная статья описывает опыт работы учреждения дополнительного образования по всестороннему развитию патриотизма учащегося через обучение основам рукопашного боя.
Ключевые слова: патриотизм, гражданская позиция, развитие физических и духовных способностей, мотивация, интерес.
Стремительные изменения современного общества, влияние гаджетов, СМИ, заставляют все чаще задумываться о вопросе патриотического воспитания молодежи.
Слово «патриотизм» произошло от греческого слова patria — «Родина, Отечество», и обозначает преданность и любовь к своему Отечеству, народу, а так же готовность к подвигам, во имя интересов своей Родины. Одним из приоритетных направлений в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, является «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственность за будущее России…».
Федеральный закон о «Физической культуре и спорте в Российской федерации» рассматривает спорт как одно из средств, патриотического воспитания, развития и укрепления дружбы между народами, готовность к защите своей Родины.
Работа по патриотическому воспитанию может производиться не только в рамках школьных занятий, но и в системе дополнительного образования. Существует множество исследований по вопросу организации патриотического воспитания в рамках дополнительного образования, среди этого многообразия малоизучено патриотическое воспитание на занятиях по айкидо.
Центр эстетического воспитания детей и молодежи — открытое, перспективное, динамично-развивающее образовательное учреждение с развитой материально-технической базой для проведения учебных занятий. Уже более 15 лет на базе учреждения успешно занимаются учащиеся по разным направлениям, одним из которых наибольшую популярность приобретает «Айкидо» и «Основы рукопашного боя».
Дополнительная общеразвивающая программа ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ» «Айкидо» и «Основы рукопашного боя», разработанная в рамках физкультурно-спортивной направленности, предназначена для учащихся в возрасте от 4,5 до 18 лет, желающих познакомиться с основами рукопашного боя и айкидо.
Программы способствуют развитию творческого, духовного и физического потенциалов ребенка, познавательных, нравственных качеств обучающихся, формируют мотивацию к здоровому образу жизни, учат решать возникающие проблемы спокойно, способствуют самоутверждению и самоопределению личности, укрепление его тела и духа через освоение принципов Айкидо.
Программа направлена на решение следующих задач:
Образовательные:
— формирование знаний и понятийного аппарата по айкидо и навыков правильного применения принципов айкидо на тренировках и в жизненных ситуациях;
— обучение детей техническим приёмам и основам тактических знаний;
— организация постановочной работы и демонстрационной деятельности (участие в учебных семинарах, показательных выступлениях и т. д.);
— расширение знаний об истории айкидо и боевых искусств в целом.
Развивающие:
— развитие чувства ритма, оптимальной дистанции (Ма-ай), чувства момента (своевременности и адекватности) и «противника»;
— развитие навыков самостоятельной и коллективной работы, контроля себя и других;
— развитие мотивации на творческую деятельность;
— общее укрепление и физическое развитие;
— формирование у детей двигательных навыков, необходимых для айкидо.
Воспитательные:
— формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
— воспитание эстетического вкуса (красивое движение — правильное движение);
— формирование этических норм поведения, культуры поведения, эмоциональной отзывчивости, навыков и привычек морального поведения;
— развитие активности и самостоятельности общения;
— воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности.
Работу, по данному направлению, следует проводить с первого дня поступления ребёнка в творческое объединение и до его выпуска: посредством систематических тренировок, тематических занятий, участием в различных акциях, соревнованиях, участие в тренировочных сборах, сдачи квалификационного экзамена на пояс. Также одной из задач работы занятий по айкидо является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и активного участия в организации и проведении тренировок. Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки. Учащиеся должны овладеть принятой в айкидо терминологией и уметь проводить строевые и порядковые упражнения, овладеть основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная части. Уметь выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и т. д.)
Систематические тренировки не только физически развивают тело, укрепляют здоровье, но и способствуют развитию личности. Заглянув в историю, можно увидеть великое множество битв, и не одна из них не обошлась без рукопашного боя. Данным фактом, можно не только мотивировать учеников на улучшение своих результатов, но и рассказать о великих подвигах, дать лишний повод гордится своей Родиной.
Разбор ошибок в технике боя, помогает ребятам скорректировать свои действия, для лучшей подготовки к последующим соревнованиям.
Обсуждая итоги различных значимых соревнований на уровне области, страны и мира, дети испытывают гордость за спортсменов своей страны и принимают поражения чемпионов.
Не менее эффективными оказываются очные встречи с действующими чемпионами различного уровня. Так, например, педагог ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ», Чуб Юрий Владимирович (5й дан Айкикай), со своими учениками принял участие в семинаре в честь памяти основателя федерации айкидо Астраханской области Альмяшева Рафика Шальмиевича. Педагог и дети получили заряд эмоций, дети более качественно отрабатывали физические упражнения, превозмогая усталость и боль.
Важным днем, для каждого из воспитанников является сдача квалификационного экзамена. Экзамен показывает, достоит ли боец получить последующий пояс, силу духа, выдержку воспитанника.
Айкидо является социальной средой способствующей воспитанию социально — значимых ценностей и патриотизма. В процессе тренировок, педагог легко воздействует не только на физические качества, но и на духовные, социальные и личностные. Патриотизм не только формируется при обучении учащихся на занятии, но и большое значения имеет воспитание детей в дополнительном образовании. В ЦЭВДиМ проходят такие мероприятия, как «9 мая», «23 февраля», открытые и выездные мероприятия посвященные воспитанию патриотических качеств. На занятиях проводятся беседы и отдельные темы про воспитание личности, чувств и долгу своей Родине.
Тема патриотизма стала актуальной по всей стране и наш центр не остается в стороне. Педагоги проводят такие занятия не только с учениками, но с родителями воспитанников.
И в заключение актуальности этой темы хочется сказать, что воспитание правильной гражданской позиции формируется с самого маленького возраста, поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. Какое будет их будущее и страна, в которой будет жить будущее поколение.
Литература:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»].
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Ключевые слова
мотивация, интерес, патриотизм, гражданская позиция, развитие физических и духовных способностейПохожие статьи
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства
Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Волонтёрские педагогические традиции
В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции является добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной пробле...
Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация студентов
Главная работа молодежи, несомненно, в приобретении умений и навыков с помощью средств физической культуры. Создание спортивных сообществ, клубов по различным дисциплинам является следующим механизмом вовлечения молодежи в массовый спорт, особенно по...
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления
В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Похожие статьи
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства
Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Волонтёрские педагогические традиции
В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции является добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной пробле...
Педагогические аспекты физического воспитания и мотивация студентов
Главная работа молодежи, несомненно, в приобретении умений и навыков с помощью средств физической культуры. Создание спортивных сообществ, клубов по различным дисциплинам является следующим механизмом вовлечения молодежи в массовый спорт, особенно по...
Патриотическое воспитание дошкольников
В статье рассматриваются основы формирования и становления личности в процессе патриотической деятельности.
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Развитие силовой выносливости девушек 17–18 лет с помощью упражнений, направленных на преодоление внешнего сопротивления
В статье авторы рассматривают развитие силовой выносливости как важный фактор всестороннего развития молодежи и успешной их интеграции в трудовой социум.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...