Формирование умения работать с учебником в начальной школе для детей с нарушением зрения
Автор: Карпова Анна Анатольевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.
Дата публикации: 17.04.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Карпова, А. А. Формирование умения работать с учебником в начальной школе для детей с нарушением зрения / А. А. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9157/ (дата обращения: 16.12.2024).
Для обучения в школе ФГОС НОО поставил задачу в короткий срок воспитать и дать ученику такие знания, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
В своей педагогической деятельности учитель использует в качестве инструмента воздействия на ученика работу с учебником и учебным материалом.
«Формирование умения работать с учебником в начальной школе — залог успешного обучения в дальнейшем».
Что такое учебник? Это помощник учителя в процессе обучения. В нём даны знания, которые должен усвоить ученик, способы деятельности, алгоритм выполнения задания, с помощью которых эти и другие знания можно добыть самостоятельно, намечены пути творческого применения знаний и умений, указаны некоторые средства воспитания. Учебник — это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции. Учебник — основное средство обучения любому предмету. Каждый учитель знает и довольно успешно реализует эту функцию. Поэтому обучение учащихся работать с учебником — профессиональное умение учителя. Задача каждого учителя — научить детей работать самостоятельно с учебником, уметь пользоваться всеми заданиями этой книги и способствовать скорейшему закреплению знаний.
Мой опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Обучающиеся не видят в учебнике самоучителя, основного источника знаний, не всегда понимают, как выполнять задание. А многие вообще не открывают учебники.
Одна из причин в том, что школьники не хотят самостоятельно работать с учебником. А не хотят потому, что медленно читают, плохо понимают прочитанное, не могут запомнить задание, не умеют и не владеют приемами работы с учебником. Сам учебник, пусть даже самый удачный, тоже не научит ребенка учиться. Это только учитель на высоком уровне прививает желание и умение учиться, формирует учебные навыки, в том числе и приемы работы с учебником. Я считаю, что одной из главных задач учителя начальных классов является формирование у детей положительного отношения к учебнику как к другу, всегда готовому прийти на помощь;
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна проводиться учителями на всех этапах обучения:
– при проверке домашних заданий.
– при сообщении нового материала,
– при осмыслении и закреплении знаний,
Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться каждый урок. Перед началом работы с учебником необходимо проверить наличие у обучающихся средств коррекции (очков, лупы, увеличителя и настольной лампы в виде подсветки рабочего стола), а также подставки для учебника, рамки и закладки. Без данных приспособлений нельзя добиться полноценной работы с учебником.
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
- Работа с учебником с помощью учителя.
- Самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
Именно в 1 классе важно продумать систему уроков по обучению работе над учебным текстом. Эта работа предусматривает переход от простых навыков и умений к более сложным.
Необходимо отметить важнейшие приемы и методы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:
– работа с учебником после объяснения нового материала.
– чтение текста учителем с выделением главных мыслей;
– чтение текста учителем и составление плана прочитанного;
– составление учителем ответа по составленному плану;
– ответ учащихся по составленному плану.
– чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;
– чтение учащимися текста и самостоятельное составление плана прочитанного.
– комментированное чтение текста (вопросы при этом могут быть следующими. Что из прочитанного вам уже известно? Что нового вы узнали? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников ориентироваться в тексте);
– устные или письменные ответы на вопросы к тексту (эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
– выписать новые термины и их определения (важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей — брать в рамку, подчеркивать или выделять;
Результативно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику. Для того, чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаю подобные тем, что разобрали на уроке.
В наше время появились электронные учебники. Польза от них большая, потому что они мало весят и не надо носить в школу 5 учебников. Но есть и свои минусы.
- Без определённого опыта учащимся приходится трудно и долго искать необходимое задание.
- Легче найти номер задачи или упражнения, чем определённую страницу.
- При увеличенном шрифте на экране не вмещается всё предложение, а только 2 слова. Из-за чего замедляется темп чтения обучающихся.
- При чтении увеличенного текста сложно следить и часто теряется строка.
Большие трудности испытывают обучающиеся во время прочтения, понимания и решения задачи, напечатанной в учебнике. Дети плохо ориентируются в учебнике (долго ищут номер страницы и задачи). В книге дано мало иллюстраций и не ко всем задачам. В начальных классах дети читают медленно и не всегда понимают прочитанное. Поэтому и результат — не могут решить задачу.
Наблюдения и специальные исследования показывают, что нарушение зрения, несовершенство зрительных восприятий, трудности пространственной ориентировки создают определённые проблемы в понимании задачи и математического задания. Часто учащиеся воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т. е. по частям, а несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать правильный путь решения.
Воспринимая задачу фрагментарно, ученик и решает её на основе воспринятого фрагмента, например: «У девочки было 5 красных яблок и 6 зелёных. 3 яблока она отдала подруге. Сколько яблоку неё осталось?»
Ученик решает: 5+6 = 11 яблок.
Ответ: 11 яблок она отдала подруге.
Фрагментарность восприятия является одной из причин ошибочного вычисления значения числовых выражений, содержащих два действия вида: 3+4+1, когда учащиеся выполняют только одно первое действие, а записывают ответ ко всему выражению. 3+4+1=7
При работе над задачами учебника я использую такие приёмы.
- Первоначальное чтение всего текста задачи . Сначала прошу прочитать всех. (Чаще всего учащиеся ещё не поняли, что прочитали). Затем читаю сама или хорошо читающий ученик.
Например, задача из учебника математики 4 класса.
Чтобы заполнить бочку вместительностью 96 л, нужно принести 12 вёдер воды. Сколько литров воды входит в 2 ведра?
- При помощи общих вопросов и дополнительных иллюстраций разбираемся в том, о чём говорится в задаче.
Показываю иллюстрацию бочки, ведра, 12 вёдер. Задаю вопросы по тексту задачи.
- Второе прочитывание текста задачи с остановкой на запятой или точки. Сразу после прочтения предложения составляем краткую запись задачи.
1 б. — 96 л =12в.
1в. -? л
2в. -? л
- Беседа по составленному условию задачи и проверка понимания прочитанной задачи.
— Что известно в задаче? Сколько вмещается воды в бочке? Что неизвестно?
Дальше идёт решение задачи.
Из моего опыта работы, заметила, что нарушение зрительного восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении в учебнике или их нужно найти на иллюстрации.
Важным этапом в работе с учебником является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал, что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника — единое целое.
Самостоятельная работа учащихся с учебником чаще проводится в середине или в конце урока как закрепление.
Вывод:
Еще бы раз хотелось напомнить, что задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить наш школьный учебник.
Литература:
- Слабовидящий ребенок в начальной школе [Текст]: реф. пер. / Рос. гос. б-ка для слепых; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2010. — 31, [1] с.
- Саматова, А. В. Ранняя адаптация детей старшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения [Текст]; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2007. — 78 с.
- Карпова, А. А. Выступление на семинаре на тему: «Формирование умения работать с учебником в начальной школе для детей с нарушением зрения» / А. А. Карпова. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/vistuplenie-na-tifloseminare-shkoli-po-teme-rabota-s-uchebnikom-v-nachalnoy-shkole-3411048.html (дата обращения: 15.04.2024).