Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (49) июнь 2024 г.

Дата публикации: 11.04.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Груздева, Е. М. Развитие речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием театрализованной деятельности в ДОУ / Е. М. Груздева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3 (49). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9151/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается использование театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, развитие речи, фольклор, праздничная культура русского народа, старший дошкольный возраст.

Согласно ФОП и ФГОС ДО необходимо обеспечить в образовательном процессе ДОО единство обучающих, воспитательных и развивающих задач.

«Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа — самый верный путь к достижению поставленной цели воспитания — формирование устойчивой позиции наследника традиций и культуры» [2, 5].

Ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» на третей ступени обучения является формирование связной речи детей с ТНР [1, 317].

Основными задачами данной образовательной области являются развитие речевой активности детей, диалогической формы речи, расширение словарного запаса, развитие способности к словообразованию и словоизменению, фразовой речи, разучивание стихотворений, предполагающих театрализацию стихотворного текста с использованием фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т. п.).

Примером интеграции с логопедической работой может служить разыгрывание по ролям различных сюжетов в театрализованных играх, играх-драматизациях, которые направлены на воспитание духовно-нравственной личности через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Рассмотрим примеры театрализованной деятельности для развития речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием традиций праздничной культуры русского народа.

Рождественский сочельник

Действующие лица: Петрушка. Колядовщики (Люди, переодетые животными: лиса, медведь, волк). Хозяин дома с семьёй.

Действие:

Петрушка Дорогие гости, приглашаем вас на представление.

Сегодня у нас праздник — Рождественский сочельник.

Рады гостям,

Как добрым вестям.

Всех привечаем,

Душевно встречаем.

Представление начинаем.

Медведь Уродилась Коляда

Накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали Коляду

По всем дворам,

По проулочкам.

Волк Позволь-ка хозяин

Под окошком встать,

Коляду покликать.

Лиса Мы нашли коляду

На Егоровом двору.

Зашла коляда

К Егору во двор.

Медведь Хозяин с хозяюшкой,

Слезайте с печи,

Зажигайте свечи,

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

Коляда-Маледа.

Прикатила молода.

Хозяин Проходите гости дорогие.

Медведь У доброго Егорки

Родись рожь высоко.

Колоском густа.

Соломкой пуста.

Лиса Дай вам, всего-то всего.

Одна-то бы корова

По ведру доила.

Одна-то бы кобыла

По два воза воз возила.

Медведь Подарите, не задерживайте

Колядовщиков!

Либо из печи пирогом,

Либо творогом.

Хозяин Вот вам, гости дорогие,

Пряники, да леденцы,

Да тёпленький пирог,

Да маслица, творог.

Лиса Спасибо этому дому.

Пойдем к другому.

Петрушка Представление наше закончилось.

До свидания, дорогие гости.

Со́роки

Персонажи: Петрушка, дети, сорока, жаворонки, Весна.

Действие:

Петрушка Добрый день, гости званые и желанные.

Отгадайте загадку.

Вёрст не считала,

По дорогам не езжала,

А за морем бывала?

Дети Птица.

Петрушка Сегодня у нас праздник— Со́роки.

Сорока гнездо вьёт,

Сорок палочек кладёт.

Вот уже весна идёт,

Сорок птиц с собой ведёт.

Ранним утром матушки

Испекли ребятушкам по жаворонку.

Ребятишки с ними целый день играют,

Весну зазывают.

Дети Чувиль-виль-виль, жаворонушки!

Прилетите к нам, принесите нам

Весну красную, лето теплое.

Нам зима надоела, весь хлеб переела.

Петрушка Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

1-ый ребенок: Приди, Весна, Весна — красна,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

2-ой ребенок: Приди к нам, Весна, с радостью,

С великой милостью,

С рожью зернистой,

С пшеничкой золотистой.

Жаворонки Весна-красна на чём пришла?

Весна На кнутике, на хомутике.

Чувиль-виль-виль, жаворонушки!

Жаворонки Весна, где бывала?

Весна Влесу зимовала.

Жаворонки Влесу зимовала?

Весна Город городила.

Жаворонки Город городила?

Весна Краски разводила.

Жаворонки Весна-красна,

Что нам принесла?

Весна Соху, борону и кобылу ворону,

Солнца клочок, соломки пучок,

Хлебушка краюшечку

И водицы кружечку.

Дети Весна пришла, тепло принесла.

Петрушка До свидания, дорогие гости.

Летний Солнцеворот

Персонажи: Петрушка, скоморох, дети, дождик, солнце.

Действие:

Петрушка Добрый день, гости званые и желанные.

Сегодня праздник у нас — Солнцеворот.

Отгадайте загадку.

Меня ждут — не дождутся,

Как увидят — разбегутся.

Дети Дождик.

Скоморох Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик подожди.

Дождик Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Петрушка Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Дети Солнышко –вёдрышко

Выгляни в окошко!

Твои детки плачут,

По лавочкам скачут.

Солнце Вкруг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Вижу к забавам вы готовы,

На всех детях обновы:

Сарафаны расписные

Да рубахи льняные.

Дети (Хороводная игра «Жучок- колпачок»)

Жучок- колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Петрушка Очень славно поиграли,

В хороводе поплясали.

А теперь мои друзья

На качелях с вами я.

Скоморох Качели, качели, качели!

Качели тихонько скрипели.

Взлетали они, как птицы всё выше,

До солнца, до неба,

Над домом и крышей!

Дети качались, дети мечтали.

Качели из рук своих

Не выпускали.

Петрушка Славно с вами отдыхали,

Порезвились, поиграли.

Солнце Дорогие гости, с праздником вас поздравляю.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой,

На столе всегда пирог,

Лёгких вам всегда дорог!

Петрушка До свидания, дорогие гости.

Использование игр-драматизаций на основе педагогически и методически осмысленного русского народного календаря позволяет развивать речевую активность детей, диалогическую форму речи, расширять словарный запас, формировать связную речь детей с тяжёлыми нарушениями речи, достичь цели воспитания — привить любовь к традициям и культуре русского народа.

Литература:

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.—СПб., 2014.
  2. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Е. О. Михайловна, Антонова Г. А., Н. А. Николаева — СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2024.
  3. Ботякова О. А. Детский народный календарь. Солнечный круг. — СПБ.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021.
  4. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. —М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  5. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. —М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  6. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. —М.: ТЦ «Сфера», 2001.

Ключевые слова

развитие речи, фольклор, старший дошкольный возраст, театрализованная деятельность, праздничная культура русского народа

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие речи в дошкольном учреждении посредством театрализованной игры

В статье говорится о успешном развитии речи у детей младшего возраста в дошкольном учреждении благородя театрализованной игре и творческим играм.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Развитие речи у детей старшого дошкольного возраста в логопедической группе детского сада

Обсуждаются проблемы речевых нарушений у дошкольников. Демонстрируется опыт работы по развитию речи у старших дошкольников в условиях логопедической группы детского сада. Показаны межсистемные связи в коррекции и развитии речи.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Развитие речи в дошкольном учреждении посредством театрализованной игры

В статье говорится о успешном развитии речи у детей младшего возраста в дошкольном учреждении благородя театрализованной игре и творческим играм.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении

В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...

Задать вопрос