Особенности внимания старших дошкольников
Автор: Зуева Екатерина Вячеславовна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 14.03.2024
Статья просмотрена: 71 раз
Библиографическое описание:
Зуева, Е. В. Особенности внимания старших дошкольников / Е. В. Зуева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9007/ (дата обращения: 15.11.2024).
Изучением внимания дошкольников занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская и другие.
Как отмечает Н. Ф. Добрынин, к концу дошкольного возраста внимание поднимается на более высокую ступень своего развития. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте находится в тесной связи с появлением новых интересов, расширением кругозора, вхождением ребенка в условия жизни семьи и детского сада, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше и больше начинает обращать внимание на те стороны действительности, которые раньше его не интересовали [1, с. 86].
Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать произвольное внимание, непроизвольное внимание остается доминирующим в этом возрасте. Дети долго не могут сосредоточиться на одном и том же занятии, но в процессе игры или при решении эмоционально-окрашенной задачи они могут длительное время оставаться сосредоточенными. Исходя из этого, обучение в дошкольном возрасте не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Например, внезапный громкий звук может заставить ребенка отвлечься от своей деятельности.
Расширение круга общения старшего дошкольника, увеличение его интересов поднимает развитие непроизвольного внимания на более высокий уровень.
Важным достижением в развитии внимания старших дошкольников является формирование произвольного внимания. Этот новый вид внимания позволяет детям правильно направлять свое сознание на определенные объекты и явления. Они способны удерживать свое внимание на этих объектах в течении определенного времени, используя для этого различные средства. Согласно В. С. Мухиной, истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Следовательно, само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного. Последнее формируется благодаря взрослым, которые включают ребенка в новые виды деятельности. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием [2, с. 261].
Универсальным инструментом, который помогает нам организовывать внимание является речь. Взрослые используют словесные указания, чтобы направить внимание ребенка на выполнение того или иного действия, учитывая при этом конкретные обстоятельства. По мере взросления, ребенок начинает самостоятельно указывать словесно на явления и объекты, требующие особого внимания для достижения желаемого результата.
Развитию произвольного внимания, по мнению Г. А. Кураева и Е. Н. Пожарской, способствуют рассуждения вслух. Если старшего дошкольника просить постоянно называть вслух то, что ему необходимо держать в сфере своего внимания, то ребенок сможет произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях [3, с. 81].
С ростом навыков планирования речи ребенок приобретает умение предварительно сосредотачивать свое внимание на предстоящей деятельности и ясно формулировать словесно, на чем он должен фокусироваться.
На протяжении дошкольного периода наблюдается значительное увеличение использования речи для регуляции внимания. Особенно это проявляется в том, что дети старшего дошкольного возраста значительно чаще повторяют инструкции взрослого при выполнении заданий, чем их младшие товарищи.
Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
Иногда бывает, что занятия, которые сначала требуют волевых усилий, чтобы сосредоточиться, впоследствии становятся увлекательными и интересными для ребенка. В этом случае произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Ему, как и произвольному, свойственны активность и направленность. В то же время отсутствие необходимости в волевых усилиях делает послепроизвольное внимание сходным с непроизвольным.
По мнению Я. Л. Коломинского и Е. А. Панько, послепроизвольное внимание имеет очень большое значение для обучения детей старшего дошкольного возраста. Зная условия и возможности перерастания произвольного внимания в послепроизвольное, необходимо стремиться сложное и малоинтересное задание сделать занимательным и интересным для ребенка [4, с. 170].
Таким образом, хотя в дошкольном возрасте преобладающим остается непроизвольное внимание, в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать развитие произвольного и послепроизвольного внимания.
В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания.
Концентрация внимания у старших дошкольников является недостаточно большой, так как незначительный факт или неприметная для других вещь, могут отвлечь внимание ребенка. В результате воспитателю легче привлечь внимание детей, чем удерживать его на протяжении длительного времени. Монотонность даже увлекательной деятельности может утомить старших дошкольников, привести к потере концентрации.
Объем внимания человека в значительной степени зависит от предшествующего опыта. У старших дошкольников этот опыт еще очень ограничен. Поэтому дети не способны одновременно сосредоточиться на нескольких объектах. Однако, у старших дошкольников объем внимания увеличивается, так как они могут осознанно воспринимать больше объектов в короткий промежуток времени. Как утверждает С. А. Минюрова, к шести годам ребенок способен одновременно достаточно полно и детально воспринять три предмета. Но объем внимания зависит от расположения предметов, предшествующего опыта их использования. Он сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых, близко расположенных друг к другу или, наоборот, рассредоточенных на большой площади предметов. Например, при предъявлении ребенку двух сходных картинок у него происходит «спутывание» воспринимаемых объектов [5, с. 44].
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, привлекающих внимание детей. Если в три-четыре года ребенок обращал внимание на яркие, необычные предметы, то в старшем дошкольном возрасте — на внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Кроме того, в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Интерес у него вызывают в большей степени не столько внешне яркие, необычные предметы, а сам человек и его деятельность. В облике, его поведении, одежде окружающих людей ребенок замечает детали [5, с. 45].
Устойчивость внимания у старших дошкольников проявляется в недостаточной степени, однако, по сравнению с младшими дошкольниками, в период старшего дошкольного возраста она увеличивается в двое. Как отмечает А. А. Люблинская, устойчивость внимания выражена в длительности сохранения одной доминанты. Возрастающая устойчивость доминанты свидетельствует о формирующейся работоспособности нервных клеток, о снижении утомляемости детей при выполнении умственной работы [6, с. 191].
Развитие любознательности и познавательных процессов является определяющим фактором для поддержания устойчивости внимания и его фокусировки на объекте. Когда мы говорим об интеллектуальной деятельности, можно отметить, что устойчивость внимания значительно увеличивается к семи годам.
Старшие дошкольники часто испытывают трудности с удержанием внимания, так как возбуждение у них преобладает над торможением. Их внимание часто переключается с одного объекта на другой.
Переключение и распределение внимания в старшем дошкольном возрасте развиты слабо и требуют тренировки. Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в рассеянности. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться «в плену» у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Рассеянность проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении [5, с. 47].
Таким образом, на основании результатов исследования можно выделить следующие особенности внимания детей старшего дошкольного возраста:
– непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста;
– благодаря включению в новые виды деятельности и с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения развивается произвольное внимание;
– возникновение интереса к занятиям у дошкольников проявляется послепроизвольное внимание;
– концентрация внимания в старшем дошкольном возрасте является небольшой;
– устойчивость внимания выражена слабо, выражена в длительности сохранения одной доминанты, однако она увеличилась в два раза по сравнению с младшим дошкольным возрастом;
– переключение и распределение внимания развиты слабо;
– объем внимания у старших дошкольников невелик, за счет малого опыта, однако он выше, чем у младших дошкольников;
– развитие внимания в старшем дошкольном возрасте находится в тесной связи с появлением новых интересов, расширением кругозора, вхождением ребенка в условия жизни семьи и детского сада, овладением новыми видами деятельности.
Литература:
- Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология: Курс лекций / Н. Ф. Добрынин, А. М. Бардиан, Н. В. Лаврова; под ред. Н. Ф. Добрынина. — М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
- Кураев, Г. А. Возрастная психология: Курс лекций/ Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. — Ростов–на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.
- Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: кн. для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. — М.: Просвещение, 1988. — 190с.
- Минюрова, С. А. Из «волшебников» в «реалисты»: развитие познавательных процессов / С. А. Минюрова // Развитие личности ребенка от пяти до семи / Е. О. Смирнова [и др.]. — Екатеренбург: У-Фактория, 2005. — 600с.
- Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. — 415 с.