Развитие произвольного внимания у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 19.05.2023

Статья просмотрена: 820 раз

Библиографическое описание:

Субботина, К. С. Развитие произвольного внимания у младших школьников / К. С. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102736/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды и особенности развития. Внимание является одним из главных психических процессов, оказывающих существенное влияние на качество обучения. Без внимания невозможно ни одно познавательное действие. Его дефицит или перенапряжение сказывается на эффективности учебно-познавательной деятельности. При этом внимание не является врожденным психическим процессом. Оно формируется в процессе обучения и воспитания, а также в результате развития интеллектуальных и волевых качеств личности.

Ключевые слова: произвольное внимание, младший школьный возраст.

Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Оно характеризуется сосредоточенностью на определенном объекте, которое может быть направлено на восприятие, запоминание, мышление и т. д. При этом могут быть задействованы различные компоненты внимания — концентрация, распределение, объем, переключение и др.

Произвольное внимание может быть активным и пассивным. При активном произвольном внимании человек сознательно стремится сосредоточить свое внимание на том или ином объекте. Пассивный произвол является результатом непроизвольного внимания. При активном произвольном внимании человек сознательно ставит перед собой цель и целенаправленно ее достигает. При пассивном произвольном внимании цель сознательно не ставится, но человек может направлять свое внимание на какой-то объект. Внимание становится произвольным, если оно подчинено сознательной цели, т. е. если человек сознательно выбирает объект, на который оно направлено. Произвольно направленное внимание — одна из основных характеристик любой деятельности человека, поскольку оно обеспечивает ее целенаправленность и эффективность. Если внимание самопроизвольно направлено на что-либо, то это означает, что человек не осознает, на чем он сосредоточивает свое внимание. Поскольку произвольное внимание может быть направлено только на то, что осознано, то непроизвольное внимание неизбежно связано с неосознаваемыми явлениями, а произвольное — с осознаваемыми. Тем не менее не всякое неосознаваемое воспринимается в качестве объекта произвольного внимания.

В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Однако у первоклассников уже появляется некоторая устойчивость внимания, которая в течение учебного года постепенно возрастает. Заметно повышается работоспособность детей. Они лучше переносят умственные нагрузки, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой. У них появляется способность к распределению и переключению внимания. Это способствует повышению эффективности учебной работы.

Формирование произвольного внимания у младших школьников происходит в процессе формирования их учебной деятельности.

Три направления развития произвольного внимания младших школьников:

1) развитие произвольного наблюдения, когда ученик может наблюдать не только за отдельными предметами, но и за их действиями;

2) развитие способности к произвольному вниманию, т. е. способности удерживать в памяти до конца урока материал, который нужно усвоить;

3) развитие умения планировать и организовывать свои действия.

В процессе обучения должны быть созданы условия для формирования произвольного внимания. Эти условия должны быть связаны с обучением, с воспитанием и развитием школьника. В связи с этим мы считаем, что в основе формирования произвольного внимания лежит формирование учебной деятельности, а также развитие всех познавательных процессов.

Именно поэтому необходимо организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить ребенку возможность переключения с одного вида учебной деятельности (чтение, письмо, изобразительная работа) на другой (например, при выполнении письменных упражнений). Особенно важны условия для переключения внимания в конце учебного дня, когда дети чувствуют усталость. Необходимо организовать обучение в одно и то же время суток, так как в другое время происходит более медленное восстановление работоспособности.

В учебном процессе следует использовать приемы, обеспечивающие переключение с одной деятельности на другую без потери направленности на учебный материал. Так, например, в начальных классах можно использовать задания, требующие выполнения операций по заданному алгоритму, а также задания по воспроизведению образца. При выполнении таких заданий внимание учащихся переключается с выполнения действия на воспроизведение образца, и в этот момент происходит переключение на выполнение учебного действия.

Способность избирательно реагировать на критические характеристики стимула и игнорировать других — является неотъемлемой частью процесса обучения, и необходимо понимать развитие этой способности, чтобы создать адекватную модель обучения и мышления детей. Исследователи изучили, как мозг детей реагирует на различные стимулы, например, лица людей или геометрические фигуры, с помощью функциональной МРТ (fMRI). Они обнаружили, что в возрасте до 10 лет, дети легче реагируют на лица, чем на геометрические формы, но со временем это различие уменьшается. Дети также предпочитали лица, когда они имели опыт общения с людьми, в то время как геометрические образы предпочитались, когда у них не было опыта общения с этими фигурами.

Формирование произвольного внимания у детей является одной из наиболее важных задач в воспитании. Оно представляет собой способность человека сосредоточиваться на каком-либо объекте или действии, сохраняя при этом способность к переключению с одного объекта или действия на другое. Развитие произвольного внимания — это процесс, который происходит в единстве и взаимосвязи с развитием познавательных и психических процессов ребенка: восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением, вниманием, волевой регуляцией поведения. Мышление и внимание тесно связаны между собой. Они являются взаимообусловленными, взаимопроникающими сторонами единого процесса познавательной активности человека. Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст]: под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976. — С. 184–219.

2. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая.- М., 1974.

3. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. Л.- СПб.: Питер, 2004. — 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, внимание, младший школьный возраст, процесс обучения, учебная деятельность, активное произвольное внимание, воспроизведение образца, непроизвольное внимание, опыт общения, учебный процесс.


Похожие статьи

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается, что важным аспектом процесса речевого развития является социальная среда, в которой находятся и развиваются дети, и вовлечение взрослых в этот проце...

Воспитание эмоций и чувств дошкольника

В статье раскрывается проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка. Одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закон...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Особенности деятельности школьного психолога по развитию внимания у младших школьников

Данная статья посвящена вопросу развития внимания у младших школьников и деятельности педагога-психолога по его развитию. В настоящее время возникает потребность в активном развитии внимания младших школьников посредством целенаправленных психолого-п...

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте

В данной статье рассмотрен феномен неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте. Автор акцентирует внимание на факторах и негативных последствиях данного явления. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Обращается вним...

Похожие статьи

Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников

В данной статье авторы раскрывают роль познавательного интереса во внеурочной деятельности. Теоретические основы развития познавательного интереса у младших школьников связаны с психологией развития, обучения и мотивации. Одним из основополагающих фа...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Общение - это основа становления человеческой психики, ее формирование и развитие, а так же становление разумного культурного поведения. Как отмечают многие психологи, именно через общение с разносторонне развитыми людьми человек расширяет свои позна...

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается, что важным аспектом процесса речевого развития является социальная среда, в которой находятся и развиваются дети, и вовлечение взрослых в этот проце...

Воспитание эмоций и чувств дошкольника

В статье раскрывается проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка. Одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закон...

Развитие эмоционального интеллекта как условие психологической безопасности личности студента колледжа

В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечи...

Особенности деятельности школьного психолога по развитию внимания у младших школьников

Данная статья посвящена вопросу развития внимания у младших школьников и деятельности педагога-психолога по его развитию. В настоящее время возникает потребность в активном развитии внимания младших школьников посредством целенаправленных психолого-п...

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте

В данной статье рассмотрен феномен неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте. Автор акцентирует внимание на факторах и негативных последствиях данного явления. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Обращается вним...

Задать вопрос