В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды и особенности развития. Внимание является одним из главных психических процессов, оказывающих существенное влияние на качество обучения. Без внимания невозможно ни одно познавательное действие. Его дефицит или перенапряжение сказывается на эффективности учебно-познавательной деятельности. При этом внимание не является врожденным психическим процессом. Оно формируется в процессе обучения и воспитания, а также в результате развития интеллектуальных и волевых качеств личности.
Ключевые слова: произвольное внимание, младший школьный возраст.
Произвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий. Оно характеризуется сосредоточенностью на определенном объекте, которое может быть направлено на восприятие, запоминание, мышление и т. д. При этом могут быть задействованы различные компоненты внимания — концентрация, распределение, объем, переключение и др.
Произвольное внимание может быть активным и пассивным. При активном произвольном внимании человек сознательно стремится сосредоточить свое внимание на том или ином объекте. Пассивный произвол является результатом непроизвольного внимания. При активном произвольном внимании человек сознательно ставит перед собой цель и целенаправленно ее достигает. При пассивном произвольном внимании цель сознательно не ставится, но человек может направлять свое внимание на какой-то объект. Внимание становится произвольным, если оно подчинено сознательной цели, т. е. если человек сознательно выбирает объект, на который оно направлено. Произвольно направленное внимание — одна из основных характеристик любой деятельности человека, поскольку оно обеспечивает ее целенаправленность и эффективность. Если внимание самопроизвольно направлено на что-либо, то это означает, что человек не осознает, на чем он сосредоточивает свое внимание. Поскольку произвольное внимание может быть направлено только на то, что осознано, то непроизвольное внимание неизбежно связано с неосознаваемыми явлениями, а произвольное — с осознаваемыми. Тем не менее не всякое неосознаваемое воспринимается в качестве объекта произвольного внимания.
В частности, внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Однако у первоклассников уже появляется некоторая устойчивость внимания, которая в течение учебного года постепенно возрастает. Заметно повышается работоспособность детей. Они лучше переносят умственные нагрузки, быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой. У них появляется способность к распределению и переключению внимания. Это способствует повышению эффективности учебной работы.
Формирование произвольного внимания у младших школьников происходит в процессе формирования их учебной деятельности.
Три направления развития произвольного внимания младших школьников:
1) развитие произвольного наблюдения, когда ученик может наблюдать не только за отдельными предметами, но и за их действиями;
2) развитие способности к произвольному вниманию, т. е. способности удерживать в памяти до конца урока материал, который нужно усвоить;
3) развитие умения планировать и организовывать свои действия.
В процессе обучения должны быть созданы условия для формирования произвольного внимания. Эти условия должны быть связаны с обучением, с воспитанием и развитием школьника. В связи с этим мы считаем, что в основе формирования произвольного внимания лежит формирование учебной деятельности, а также развитие всех познавательных процессов.
Именно поэтому необходимо организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить ребенку возможность переключения с одного вида учебной деятельности (чтение, письмо, изобразительная работа) на другой (например, при выполнении письменных упражнений). Особенно важны условия для переключения внимания в конце учебного дня, когда дети чувствуют усталость. Необходимо организовать обучение в одно и то же время суток, так как в другое время происходит более медленное восстановление работоспособности.
В учебном процессе следует использовать приемы, обеспечивающие переключение с одной деятельности на другую без потери направленности на учебный материал. Так, например, в начальных классах можно использовать задания, требующие выполнения операций по заданному алгоритму, а также задания по воспроизведению образца. При выполнении таких заданий внимание учащихся переключается с выполнения действия на воспроизведение образца, и в этот момент происходит переключение на выполнение учебного действия.
Способность избирательно реагировать на критические характеристики стимула и игнорировать других — является неотъемлемой частью процесса обучения, и необходимо понимать развитие этой способности, чтобы создать адекватную модель обучения и мышления детей. Исследователи изучили, как мозг детей реагирует на различные стимулы, например, лица людей или геометрические фигуры, с помощью функциональной МРТ (fMRI). Они обнаружили, что в возрасте до 10 лет, дети легче реагируют на лица, чем на геометрические формы, но со временем это различие уменьшается. Дети также предпочитали лица, когда они имели опыт общения с людьми, в то время как геометрические образы предпочитались, когда у них не было опыта общения с этими фигурами.
Формирование произвольного внимания у детей является одной из наиболее важных задач в воспитании. Оно представляет собой способность человека сосредоточиваться на каком-либо объекте или действии, сохраняя при этом способность к переключению с одного объекта или действия на другое. Развитие произвольного внимания — это процесс, который происходит в единстве и взаимосвязи с развитием познавательных и психических процессов ребенка: восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением, вниманием, волевой регуляцией поведения. Мышление и внимание тесно связаны между собой. Они являются взаимообусловленными, взаимопроникающими сторонами единого процесса познавательной активности человека. Развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе.
Литература:
1. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст]: под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова / Л. С. Выготский.- М., 1976. — С. 184–219.
2. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая.- М., 1974.
3. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т. Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 -176с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. Л.- СПб.: Питер, 2004. — 720 с.