Семья и семейные ценности в русской литературе (интегрированный урок родная литература — ОБЖ, 9-й класс)
Автор: Дубинина Галина Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 28.09.2023
Статья просмотрена: 959 раз
Библиографическое описание:
Дубинина, Г. А. Семья и семейные ценности в русской литературе (интегрированный урок родная литература — ОБЖ, 9-й класс) / Г. А. Дубинина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8624/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова : интегрированный урок, семейные ценности, родная литература.
Цель урока : Образовательный аспект: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека через анализ произведений русской литературы.
Развивающий аспект: развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса, пространственного мышления через анализ информации.
Воспитательный аспект: формирование коммуникативной компетентности при обсуждении проблемных вопросов, развитие метапредметной компетентности.
Задачи урока:
Регулятивные: создать ситуацию для проявления эмоционально-личностного отношения каждого учащегося к деликатной теме урока — теме семьи.
Познавательные: расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Работая в группах, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.
Личностные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций, стараться понять друг друга.
Актуальность темы урока обусловлена необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей.
Практическая значимость урока определяется попыткой достучаться до сознания каждого учащегося, стоящего на пороге взрослой жизни, что залог процветающего общества — счастливая семья, что семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.
Ход урока
1) 5 мин.
Учитель: Наступило самое прекрасное время в вашей жизни — юность. Вы уже много знаете, умеете, вы чувствуете себя взрослыми и вся жизнь ещё впереди. Но это и самое сложное время в вашей жизни — время выбора. Вы должны решить, чем заниматься в будущим, как устраивать свою жизнь, кто будет спутником вашей жизни.
Посмотрите на иллюстрации и скажите, какие ассоциации они у вас вызывают? О чем мы будем сегодня говорить?
(Идет подборка иллюстраций из произведений А.Пушкина «Капитанская дочка», Фонвизина «Недоросль», Горького «Детство» и др.
(Ответы детей: о семье (уточнить, что не просто о семье, а о том, как показана семья в произведениях русской литературы)).
Тема урока (на доске)
Учитель: Тема урока: «Семья и брак. Изображение семейных ценностей в произведениях родной литературы» (записать в тетрадь).
Учитель : Вы обратили внимание, что наша тема состоит из двух частей и предполагает работу в двух направлениях — это ОБЖ и родная литература. Что объединяет два предмета? (тема семьи).
Учитель: Что нужно сделать, чтобы достичь цели?
(определить задачи)
– найти определение понятию «семья»;
– подумать, какие есть составляющие семьи;
– прочитать рассказы и выяснить, как показана семья в русской литературе;
– сделать выводы о роли семьи в жизни человека.
Учитель: Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить свою жизнь не имея семьи? Какая она, семья 21 века? Сейчас вы просмотрите ролик. В нем есть ответы на вопросы, которые представлены на доске. Попытайтесь найти эти ответы. Можно записать их в тетрадь.
Вопросы:
- Дайте определение понятию «семья».
- Что нужно человеку для вступления в крепкие семейные отношения?
2) 5 мин.
Просмотр ролика из РЭШ (урок 16 для 9 класса).
3) до 10 мин.
Учитель: Попытаемся ответить на 1 вопрос (ответы учащихся).
Учитель: Обратимся к словарям, высказываниям великих мыслителей и учебнику ОБЖ (п.10.1. стр 183), чтобы уточнить определение понятия «семья». Найдите то определение, которое кажется вам особенно понятным и точным, запишите его в тетрадь и подготовьтесь прокомментировать.
Карточка:
- Т. Ф. Ефремова: Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т. п.), живущих вместе.
- С. И. Ожегов: Группа живущих вместе близких родственников.
- Д. Н. Ушаков: Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- В. И. Даль: Семья — это совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном понятии: родители с детьми.
- Экономическая ячейка общества — Ф. Энгельс
- «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности» — Л. Н. Боголюбов, академик
(Работа с раздаточным материалом: выбрать нужное определение, добавить то, чего не достает, прокомментировать некоторые, записать в тетрадь более подходящее).
Комментарии детей к своему определению.
4) 15 мин.
Учитель: Обратимся ко второму вопросу «Что нужно человеку для вступления в крепкие семейные отношения?». Зачитайте свои ответы (дети читают то, что успели записать).
На доске или слайде (открываем после ответов детей):
- Культура общения.
- Социальная зрелость.
- Представление о будущей семье.
Учитель: Обратим внимание на первый пункт — культура общения. Это очень объемное понятие, которое включает в себя глубокие духовные отношения между членами семьи, доброжелательность, уважение, взаимопонимание, требовательность к себе.
Обратимся к произведениям родной литературы. Одной из самых важных тем в произведениях русских писателей была и есть тема семьи. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
К сегодняшнему уроку мы с вами прочитали три произведения, которые показывают совершенно разные семьи и их внутренний мир. Озвучим сюжет рассказов.
(очень краткий пересказ — в трех предложениях)
1 группа. Рассказ Валентины Осеевой «Бабка».
2 группа. Рассказ Юрия Бондарева «Поздним вечером» («Тонко дребезжат стекла»).
3 группа. Рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Учитель: Анализируем рассказы по общему плану (план на доске или слайде):
- Какая семья представлена (перечислить членов семьи)
- Какую проблему поднимает автор. Укажите конкретно строки, выражающие главную мысль.
- Какие приемы использует для иллюстрации проблемы (описание, диалог, монолог, выразительные средства)
Ответы детей по группам (по 3 минуты на группу)
Учитель: Сделаем вывод: Какие вопросы поднимают русские писатели в прочитанных рассказах? С какой целью? Какую роль играет семья в жизни человека?
Русская литература всегда отображала самые важные вопросы общества, в каком бы веке не жили писатели и поэты. Литература — это отражение тех нравственных начал, которые присущи русскому народу. Мы с вами изучаем литературу и делаем для себя определенные выводы, учимся принимать решения.
5) 10 мин
Учитель : Сегодня мы с вами попытались представить себе такое понятие, как «семья» с разных сторон. Подумайте, какой вы видите свою будущую семью. Это важно не только для вас, но и для всего общества. Ведь вы — наше будущее. Мы проведем практическую работу. Сейчас каждый из вас составит синквейн на тему: «Моя будущая семья». Запишите его на цветном листочке. Наш фотокорреспондент сфотографирует его и затем соберет в презентацию «Семья будущего», с анализа которой мы с вами и начнем наш следующий урок ОБЖ.
(прочитать некоторые)
Учитель: Домашнее задание также связано со следующим уроком: из п.10.1. выписать в тетрадь факторы, характеризующие отношения в семье, устно подберите пример к каждому фактору.
Похожие статьи
Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе
В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).
План-конспект интегрированного урока «Окружающий мир и английский язык» для обучающихся 2-го класса по программе «Школа России»
В статье представлен план-конспект интегрированного урока по теме «Семья», где ребята могут применить на практике знания английского языка и определить смысл понятий «семья», «культура общения» и другие.
Похожие статьи
Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе
В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.
Текст-биография на уроке русского языка как иностранного
В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах
В статье автор рассказывает о приемах формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения (из опыта работы).
План-конспект интегрированного урока «Окружающий мир и английский язык» для обучающихся 2-го класса по программе «Школа России»
В статье представлен план-конспект интегрированного урока по теме «Семья», где ребята могут применить на практике знания английского языка и определить смысл понятий «семья», «культура общения» и другие.