Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 24.11.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Чернова, Е. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста / Е. А. Чернова, Н. Н. Сизякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9599/ (дата обращения: 17.12.2024).



Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция: художественно-эстетическое развитие, развитие речи

Тема занятия: «Я и моя семья»

Возрастная группа: средняя группа (4–5 лет)

Цель: создание социальной ситуации для формирования представлений о семье и ее ценностях в процессе развития познавательных способностей у детей.

Задачи:

Обучающие:

— Создать условия для формирования у детей понятия о семье, как о людях, которые живут вместе.

— Создать условия для закрепления знаний детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей.

Развивающие:

— Создать условия для развития умения распределять обязанности в семье между родителями.

— Создать условия для развития воображения, умения выражать зрительные образы членов семьи в рисунке.

Воспитательные:

— Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Игровая задача: Помочь Тарине познакомиться с семьями детей.

Словарная работа: Республика Хакасия, юрта, семья, Када, Чорал, степь.

Планируемые результаты занятия: дети достаточно владеют знаниями о семье, как о людях, которые живут вместе. Называют имена членов семьи, фамилию, профессию родителей. Умеют группировать предметы для мамы и для папы. Выражают свои идеи в рисунке.

Материал и оборудования : коробка, письмо, листок с загадкой, фотография Тарины, две корзины, фотографии без лиц членов семьи, карандаши.


Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап.

2 мин.

Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности.

Дети заходят в группу, встают в круг.

—Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Ребята, сегодня утром возле нашей группы я обнаружила конверт. Посмотрите, он адресован нам. Здесь написано: «Ребятам группы «Улыбка»

— Откроем конверт?

—Что здесь лежит? (письмо, загадка)

— Чтобы узнать, о чем это письмо, отгадайте загадку:

— Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (Семья).

—Конечно, это семья (воспитатель читает письмо).

« Изеннер, ребята! Меня зовут Тарина. Я живу в Республике Хакасия в юрте, которая находится в степи. У меня очень большая хакасская семья. Мою маму зовут Када, а папу- Чорал, много сестер и братьев, а так же есть бабушки и дедушки. Нам бы хотелось увидеть вашу семью и подружиться с вами, но наша юрта находится очень далеко от вашего города Саяногорск».

Здесь еще лежит фотография Тарины и ее семьи.

Форма: фронтальная.

Методы:

Словесный (беседа), создание воображаемой ситуации.

Коммуникативная

Дети заинтересованы предстоящей деятельностью.

2.

Основной этап.

2.1

Этап постановки проблемы.

2 мин.

— Ребята, хотите подружиться с семьей Тарины? (варианты ответов)

— Как мы можем это сделать?

— Может мы отправим фотографии ваших семей Тарине? (ответы детей)

Форма: фронтальная

Методы:

Словесный (беседа), создание проблемной ситуации.

Коммуникативная

Дети определяют пути решения проблемы.

2.2

Этап ознакомления с материалом и практического решения проблемы

13 мин.

Формировать представления у детей о семье, как о людях, которые живут вместе.

Закреплять знания о семье в пословицах и поговорках.

Развивать физическую активность умение переключаться с умственной деятельности на двигательную

Закреплять представления о малой Родине.

Развивать умения распределять обязанности в семье между родителями.

— Прежде чем мы отправим фото, скажите, как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей).

— Семья — это, когда вместе живут папа, мама, дети.

— Как вы относитесь друг к другу в семье? (ответы детей)

— Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди — это мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры — ваша семья. Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

— Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, неслучайно у всех народов так много пословиц и поговорок о семье. Давайте расскажем их. Кто знает? (дети рассказывают).

Пословицы о семье:

—Семья сильна, когда над ней крыша одна.

— В родной семье и каша гуще.

—Семья в куче, не страшна и туча.

—В хорошей семье хорошие дети растут.

— Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи.

—Молодцы, ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. Вы устали, предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Кто живёт у нас в квартире»:

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево)

Мой сверчок, паучок и я (Повороты туловища вправо-влево)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши)

— Как хорошо, что у вас всех есть семья.

Вы — самые счастливые дети на свете.

— В каком городе мы с вами живем?

— Как называется наша Республика?

— Как называется наша огромная страна?

— Верно, молодцы.

Каждая семья — это кусочек нашего города Саяногорска, а Саяногорск– кусочек большой страны — России.

— Ребята, поиграем в игру «Кому что подходит»?

—На столе лежат разные предметы: (сумка, молоток, кастрюля, отвертка, бигуди и т. д.), дети выбирают, которые подходят папе и маме и кладут их в соответствующие корзины.

—Теперь проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы (мамы).

— Молодцы, справились с заданием.

(Дети садятся за столы)

— Ребята, у меня есть необычные фотографии, но чего-то на них не хватает? (на них нет лиц)

— Предлагаю дорисовать и отправить Тарине фото членов ваших семей (на распечатанном фото без лиц, дети рисуют членов семьи)

— Прежде, чем приступить к рисованию, подготовим наши пальчики к работе:

Пальчиковая гимнастика «Семья»:

Этот пальчик — дедушка, (Загибаем по одному пальчику на руке).

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — я

—Вот и вся моя семья! (Сжимаем ладонь в кулак)

Дети начинают рисовать лица членов семьи на фотографии.

(Самостоятельная работа детей)

Форма: фронтальная

Методы: беседа

Приемы: вопросы, объяснения, пояснения, дидактическая игра,

физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Коммуникативная

Познавательно-речевая.

Двигательная

Игровая

Изобразительная

Дети ознакомлены с материалом.

Дети отвечают на вопросы.

3.

Заключительный

3 мин.

Подвести итог деятельности, обобщить полученный опыт, формировать элементарные навыки в самооценке.

—Молодцы, ребята!

—Какие замечательные портреты у вас получились. Сегодня отправлю эти фотографии девочке Тарине.

(воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки)

Рефлексия:

Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили?

—Что нужно делать, чтобы семья была дружная?

—Кто хотел подружиться с нашими семьями?

— Теперь предлагаю сделать фото нашей дружной семьи из детского сада.

Форма: фронтальная

Методы: беседа

Приемы: вопросы.

Коммуникативная

Дети подвели итог деятельности, обобщили полученный опыт, оценили результат.

Задать вопрос