Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста
Авторы: Чернова Екатерина Александровна, Сизякова Наталья Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 24.11.2024
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Чернова, Е. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста / Е. А. Чернова, Н. Н. Сизякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9599/ (дата обращения: 17.12.2024).
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция: художественно-эстетическое развитие, развитие речи
Тема занятия: «Я и моя семья»
Возрастная группа: средняя группа (4–5 лет)
Цель: создание социальной ситуации для формирования представлений о семье и ее ценностях в процессе развития познавательных способностей у детей.
Задачи:
Обучающие:
— Создать условия для формирования у детей понятия о семье, как о людях, которые живут вместе.
— Создать условия для закрепления знаний детей о своей семье: умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей.
Развивающие:
— Создать условия для развития умения распределять обязанности в семье между родителями.
— Создать условия для развития воображения, умения выражать зрительные образы членов семьи в рисунке.
Воспитательные:
— Воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
Игровая задача: Помочь Тарине познакомиться с семьями детей.
Словарная работа: Республика Хакасия, юрта, семья, Када, Чорал, степь.
Планируемые результаты занятия: дети достаточно владеют знаниями о семье, как о людях, которые живут вместе. Называют имена членов семьи, фамилию, профессию родителей. Умеют группировать предметы для мамы и для папы. Выражают свои идеи в рисунке.
Материал и оборудования : коробка, письмо, листок с загадкой, фотография Тарины, две корзины, фотографии без лиц членов семьи, карандаши.
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приемы |
Предполагаемая деятельность |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап. 2 мин. |
Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности. |
Дети заходят в группу, встают в круг. —Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю- Всех я вас приветствую! — Ребята, сегодня утром возле нашей группы я обнаружила конверт. Посмотрите, он адресован нам. Здесь написано: «Ребятам группы «Улыбка» — Откроем конверт? —Что здесь лежит? (письмо, загадка) — Чтобы узнать, о чем это письмо, отгадайте загадку: — Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная (Семья). —Конечно, это семья (воспитатель читает письмо). « Изеннер, ребята! Меня зовут Тарина. Я живу в Республике Хакасия в юрте, которая находится в степи. У меня очень большая хакасская семья. Мою маму зовут Када, а папу- Чорал, много сестер и братьев, а так же есть бабушки и дедушки. Нам бы хотелось увидеть вашу семью и подружиться с вами, но наша юрта находится очень далеко от вашего города Саяногорск». — Здесь еще лежит фотография Тарины и ее семьи. |
Форма: фронтальная. Методы: Словесный (беседа), создание воображаемой ситуации. |
Коммуникативная |
Дети заинтересованы предстоящей деятельностью. |
2. |
Основной этап. |
|||||
2.1 |
Этап постановки проблемы. 2 мин. |
— Ребята, хотите подружиться с семьей Тарины? (варианты ответов) — Как мы можем это сделать? — Может мы отправим фотографии ваших семей Тарине? (ответы детей) |
Форма: фронтальная Методы: Словесный (беседа), создание проблемной ситуации. |
Коммуникативная |
Дети определяют пути решения проблемы. |
|
2.2 |
Этап ознакомления с материалом и практического решения проблемы 13 мин. |
Формировать представления у детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Закреплять знания о семье в пословицах и поговорках. Развивать физическую активность умение переключаться с умственной деятельности на двигательную Закреплять представления о малой Родине. Развивать умения распределять обязанности в семье между родителями. |
— Прежде чем мы отправим фото, скажите, как вы понимаете, что такое семья? (ответы детей). — Семья — это, когда вместе живут папа, мама, дети. — Как вы относитесь друг к другу в семье? (ответы детей) — Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди — это мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры — ваша семья. Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. — Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, неслучайно у всех народов так много пословиц и поговорок о семье. Давайте расскажем их. Кто знает? (дети рассказывают). Пословицы о семье: —Семья сильна, когда над ней крыша одна. — В родной семье и каша гуще. —Семья в куче, не страшна и туча. —В хорошей семье хорошие дети растут. — Кто хочет рассказать о своей семье? Как зовут ваших родителей? Где они работают? Назовите фамилию вашей семьи. —Молодцы, ребята. Какие крепкие, любящие и дружные у вас семьи. Вы устали, предлагаю отдохнуть. Физминутка «Кто живёт у нас в квартире»: Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши) Кто живёт у нас в квартире? (Шагаем на месте) Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево) Мой сверчок, паучок и я (Повороты туловища вправо-влево) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши) — Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы — самые счастливые дети на свете. — В каком городе мы с вами живем? — Как называется наша Республика? — Как называется наша огромная страна? — Верно, молодцы. Каждая семья — это кусочек нашего города Саяногорска, а Саяногорск– кусочек большой страны — России. — Ребята, поиграем в игру «Кому что подходит»? —На столе лежат разные предметы: (сумка, молоток, кастрюля, отвертка, бигуди и т. д.), дети выбирают, которые подходят папе и маме и кладут их в соответствующие корзины. —Теперь проверим и назовем предметы, которые вы выбрали для папы (мамы). — Молодцы, справились с заданием. (Дети садятся за столы) — Ребята, у меня есть необычные фотографии, но чего-то на них не хватает? (на них нет лиц) — Предлагаю дорисовать и отправить Тарине фото членов ваших семей (на распечатанном фото без лиц, дети рисуют членов семьи) — Прежде, чем приступить к рисованию, подготовим наши пальчики к работе: Пальчиковая гимнастика «Семья»: Этот пальчик — дедушка, (Загибаем по одному пальчику на руке). Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Этот пальчик — я —Вот и вся моя семья! (Сжимаем ладонь в кулак) Дети начинают рисовать лица членов семьи на фотографии. (Самостоятельная работа детей) |
Форма: фронтальная Методы: беседа Приемы: вопросы, объяснения, пояснения, дидактическая игра, физкультминутки, пальчиковая гимнастика. |
Коммуникативная Познавательно-речевая. Двигательная Игровая Изобразительная |
Дети ознакомлены с материалом. Дети отвечают на вопросы. |
3. |
Заключительный 3 мин. |
Подвести итог деятельности, обобщить полученный опыт, формировать элементарные навыки в самооценке. |
—Молодцы, ребята! —Какие замечательные портреты у вас получились. Сегодня отправлю эти фотографии девочке Тарине. (воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки) Рефлексия: — Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили? —Что нужно делать, чтобы семья была дружная? —Кто хотел подружиться с нашими семьями? — Теперь предлагаю сделать фото нашей дружной семьи из детского сада. |
Форма: фронтальная Методы: беседа Приемы: вопросы. |
Коммуникативная |
Дети подвели итог деятельности, обобщили полученный опыт, оценили результат. |