Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО на внеучебных занятиях
Автор: Майкова Ольга Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 13.05.2023
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Майкова, О. В. Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО на внеучебных занятиях / О. В. Майкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8360/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается необходимость разработки новых средств применения универсальных силовых упражнений при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО. При проведении практических занятий недостаточное количество часов учебной программы (именно для силовой подготовки), а также высокая загруженность спортивного зала не позволяет уделить силовой подготовке достаточно внимания, что значительно снижает результаты при сдаче силовых нормативов.
Ключевые слова: внеучебные занятия, профессиональное образование, средства обучения, силовая выносливость, ГТО.
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1].
Одной из задач комплекса ГТО является модернизация системы физического воспитания и системы развития массового и студенческого спорта в образовательных организациях.
Студенты — особое звено в составе населения, для которых мотивация сдачи нормативов комплекса ГТО приобретает особое значение. Хорошо забытое нововведение принимается с большой охотой подростками, которым присущ юношеский задор и азарт, а они в полной мере проявляются во время прохождения испытаний. В первую очередь ГТО — это проверка самого себя. Смогу или нет?
Глобальная цель введения нормативов ГТО — мотивировать и стимулировать желание вести здоровый образ жизни, участвовать в спортивных мероприятиях, проявлять и развивать свои способности. Понимание того, что будут оцениваться спортивные достижения, заставляет молодых людей работать над собой.
Обладатели знаков отличия ГТО претендуют на преференции (преимущество) при поступлении в вуз, а именно начисление дополнительных баллов.
Работодатели также заинтересованы в молодых специалистах, которые сдали нормативы комплекса ГТО и поощряют их различными способами.
В этой связи возникает необходимость поиска новых и эффективных средств и методов развития силы для успешного овладения нормативами комплекса ГТО. Чтобы помочь своим студентам я посчитала необходимым разработать комплекс упражнений, способствующих развитию силы и силовой выносливости.
Изучив многообразие упражнений для развития силы, я пришла к выводу, что есть силовые упражнения, которые не требуют использования нестандартного оборудования и тренажеров. Они не только эффективны, но и интересны, универсальны и способствуют развитию одновременно нескольких мышечных групп. Одним из самых эффективных упражнений, как показала моя педагогическая практика, является упражнение «Планка». Оно отличается своей доступностью и разнообразием вариантов.
Мой личный опыт свидетельствует о том, что студенты одной учебной группы имеют разный уровень физической и функциональной подготовленности. Поэтому средства, с помощью которых решается вопрос силовой подготовки на внеучебных занятиях, подводящих к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО, вызывают определенные сложности. Студенты не имеют в своем арсенале достаточного количества упражнений, способствующих развитию силы и силовой выносливости для самостоятельной работы. Поэтому разработанный комплекс нетрадиционных средств обучения направлен на развитие силы и силовой выносливости, необходимый для совершенствования процесса подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО.
В связи с возвращением комплекса ГТО, я пришла к выводу в необходимости разработать новые средства применения универсальных силовых упражнений при подготовке моих студентов к сдаче нормативов комплекса ГТО.
В нашем учебном заведении ведется активная работа и созданы соответствующие условия по продвижению и популяризации комплекса ГТО.
После основных уроков четыре раза в неделю в колледже работают секции, тренажерный зал, организованы дополнительные занятия для внеаудиторной самостоятельной работы.
С введением норм ГТО улучшилась ситуация с обеспечением спортивными площадками и объектами для занятий спортом в районе и в городе, что немаловажно для развития физической культуры. Развитие экстремальных видов спорта позволило поднять интерес к занятиям физической культурой.
Мой личный опыт показывает, что проведение внеучебных занятий по подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО полностью себя оправдывают, т. к. эти студенты более успешнее овладели упражнениями, которые определяют уровень развития силы и силовой выносливости.
В качестве основного средства, направленного на улучшение результатов в силовых упражнениях на основные мышечные группы, я предлагаю своим студентам выполнение универсального упражнения «планка» в различных его вариантах. Выбор именно этого упражнения обусловлен спецификой нормативов комплекса ГТО и установленным эффектом. Индивидуальные отличия по интенсивности и усложненности выполнения зависят от уровня подготовленности занимающихся. При этом продолжительность выполнения упражнения остается одинаковой.
Мною разработан комплекс упражнений с методическими указаниями для самостоятельных занятий при подготовке к сдаче силовых нормативов комплекса ГТО.
Комплекс упражнений в планке
№ п/п |
Содержание упражнения |
Методические указания |
1 |
И.п. планка в узкой стойке 1,2 — Шаги правой рукой и ногой вправо 3,4 — то же влево в и. п. |
Пальцы от себя. Плечи расположены над кистями. Голову не опускать ниже уровня плеч. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать. Ноги в коленях не сгибать. Опора на переднюю часть стопы. Руки и ноги работают синхронно. Дыхание равномерное. |
2 |
И.п. — планка 1 –правую в упор на предплечье 2 –левую в упор на предплечье 3,4 — вернуться в и. п. 5–8 тоже с левой руки. |
Пальцы от себя. При переходе в планку на предплечьях –пальцы в кулак на ребро. Плечи расположены над кистями. При переходе в планку на предплечьях — плечи над локтями Голову не опускать ниже уровня плеч. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать. Ноги в коленях не сгибать. Опора на переднюю часть стопы. Руки работают поочередно. Дыхание равномерное. |
3 |
И.п. — планка 1 — боковая планка правым боком, левая в сторону 2 — вернуться в и. п. 3,4 — тоже левым боком |
Пальцы от себя. Плечи развернуты. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. В пояснице не прогибаться, таз не опускать. Опорную ногу в колене не сгибать. Нога сверху спереди. Дыхание равномерное. |
4 |
И.п.- планка 1 — прыжком ноги врозь 2 — вернуться в и. п. |
Пальцы от себя. Плечи расположены над кистями. Голову не опускать ниже уровня плеч. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать. Ноги в коленях не сгибать. Опора на переднюю часть стопы. Толчком двух стоп одновременно ноги врозь, ноги в и. п. Дыхание равномерное. |
5 |
«Двойная планка» И.п. — планка 1– обратная планка вправо 2 — вернуться в и. п. вправо 3,4 — сгибание, разгибание рук с хлопком 5–8 — тоже влево |
Классическая планка: Пальцы от себя. Плечи расположены над кистями. Голову не опускать ниже уровня плеч. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать. Ноги в коленях не сгибать. Опора на переднюю часть стопы. Обратная планка: Пальцы на себя. Плечи расположены над кистями. Кисти параллельно. Подбородок не опускать. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. Ноги в коленях не сгибать. Упор на всю стопу. Дыхание равномерное. Сгибание рук с полной амплитудой. Толчком двух рук хлопок. Дыхание равномерное. Выдох на усилие. |
6 |
«Опорный прыжок» И.п. — планка Прыжком в положение присед, руки вперед. |
Пальцы от себя. Плечи расположены над кистями. Голову не опускать ниже уровня плеч. Туловище, таз и ноги составляют одну линию. Мышцы брюшного пресса втянуты и напряжены. В пояснице не прогибаться и таз вверх не поднимать. Ноги в коленях не сгибать. Опора на переднюю часть стопы. Толчок двумя стопами одновременно, подтянуть колени к груди. Приземление на две стопы, руки вперед в положение приседа. Выдох на усилие с голосом «Оп!». |
При выборе средств, направленных на развитие силы и силовой выносливости студентов необходимо учитывать возрастную периодизацию, индивидуальные особенности занимающихся, пол, уровень физической подготовленности, что повысит эффективность выполнения соответствующих упражнений.
В результате занятий со студентами на внеучебных занятиях был отмечен значительный прирост силы и силовой выносливости. Отмечено улучшение личных показателей, возрос уровень самооценки, они стали более уверенны в сдаче контрольных нормативов.
Создание мотивации к занятиям создает творческую обстановку, взаимопонимание со студентами и ведет к успеху.
На сегодняшний день создалась благоприятная внешняя информационная среда, а также внутренняя возможность создать привлекательные условия для занятий спортом. Это радует, это помогает, это вдохновляет! Я люблю свою работу, она приносит мне радость, успех и здоровье! Желаю Вам радости от работы, успехов в работе и здоровья! Не опускайте планку, тренируйтесь и будьте в форме!
Литература:
- Бардамов, Г. Б. Базовая подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО / Г. Б. Бардамов, А. Г. Шаргаев, С. В. Бадлуева. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 144 с.
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. — [3-е изд.]. — М.: Сов. спорт, 2013. — 216 с.
- Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
- О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): Указ от 24 марта 2014 г., № 172 / Президент Российской Федерации// Сборник официальных документов и материалов. — 2014. — № 3. — С. 34.
- Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И. Г. Бондаренко // Физическое воспитание студентов. — М., 2011. — № 2. — C. 10–13.
Ключевые слова
профессиональное образование, средства обучения, ГТО, силовая выносливость, внеучебные занятияПохожие статьи
Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в Иркутском Государственном Университете на основе применения технологии дифференцированного физкультурного образования
Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете. Особенностями данной программы является гуманистическая ориентация педагогического ...
Проблемный вопрос физического воспитания студентов вузов
В настоящее время наблюдается уменьшение уровня физической подготовленности студентов вузов, что связано, в частности, с сокращением количества часов, отводимых на элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Одной из причин данной проблемы...
Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка
Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...
Игровые технологии как средство формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе
Одной из важнейших целей современной системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умени...
Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности
В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...
Огневая подготовка курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы
Огневая подготовка является неотъемлемой частью системы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы России. Она имеет важное значение для формирования у курсантов навыков обращения с оружием, которые могут быть необходимы для самооборо...
Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе в процессе становления спортивного мастерства на базе ДЮСШ УФКС г.Севастополя
В данной статье рассмотрены основные задачи и приемы тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов на базе ДЮСШ УФКС г. Севастополя, рассмотрена специальная тактическая подготовка борца дзюдоиста, техническое мастерство спортсмена...
Организация физической подготовки в условиях пандемии с обучающимися общеобразовательных организаций МО РФ
В статье рассматривается организация и порядок проведения всех форм физической подготовки в условиях, связанных с пандемией (ограничения, самоизоляция, дистанционное обучение). Также говорится о необходимых методических рекомендациях, которые нужно в...
Организационно-педагогические условия подготовки учителей начальных классов к формированию у обучающихся умения прогнозировать
Ориентация программы начального общего образования на достижение метапредметных результатов требует пересмотра программы подготовки педагогов в системе высшего образования. В данной статье представлены условия формирования готовности будущих педагого...
Особенности подготовки школьников к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО III ступени
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО III ступени. Подготовка должна осуществляться комплексно и включать в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и психологическую...
Похожие статьи
Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в Иркутском Государственном Университете на основе применения технологии дифференцированного физкультурного образования
Описывается и анализируется современная технология педагогического процесса по дисциплине «Физическая культура», применяемая в Иркутском государственном университете. Особенностями данной программы является гуманистическая ориентация педагогического ...
Проблемный вопрос физического воспитания студентов вузов
В настоящее время наблюдается уменьшение уровня физической подготовленности студентов вузов, что связано, в частности, с сокращением количества часов, отводимых на элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Одной из причин данной проблемы...
Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка
Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...
Игровые технологии как средство формирование УУД на уроках немецкого языка в начальной школе
Одной из важнейших целей современной системы образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умени...
Психологическая готовность курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и специальных средств в процессе служебной деятельности
В данной статье рассматривается процесс формирования психологической готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к применению физической силы и спецсредств, а также его компоненты. Стоит отметить, что выполнение служебных задач связа...
Огневая подготовка курсантов образовательных организаций уголовно-исполнительной системы
Огневая подготовка является неотъемлемой частью системы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы России. Она имеет важное значение для формирования у курсантов навыков обращения с оружием, которые могут быть необходимы для самооборо...
Особенности обучения технике дзюдо на начальном этапе в процессе становления спортивного мастерства на базе ДЮСШ УФКС г.Севастополя
В данной статье рассмотрены основные задачи и приемы тактической подготовки в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов на базе ДЮСШ УФКС г. Севастополя, рассмотрена специальная тактическая подготовка борца дзюдоиста, техническое мастерство спортсмена...
Организация физической подготовки в условиях пандемии с обучающимися общеобразовательных организаций МО РФ
В статье рассматривается организация и порядок проведения всех форм физической подготовки в условиях, связанных с пандемией (ограничения, самоизоляция, дистанционное обучение). Также говорится о необходимых методических рекомендациях, которые нужно в...
Организационно-педагогические условия подготовки учителей начальных классов к формированию у обучающихся умения прогнозировать
Ориентация программы начального общего образования на достижение метапредметных результатов требует пересмотра программы подготовки педагогов в системе высшего образования. В данной статье представлены условия формирования готовности будущих педагого...
Особенности подготовки школьников к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО III ступени
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО III ступени. Подготовка должна осуществляться комплексно и включать в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и психологическую...