В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядоточения по определённым признакам.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, подтягивание, вспомогательные мышцы, развитие, укрепление, мышцы предплечья, двигательные функции запястья, хват.
Введение. 6 октября 2015 года президентом РФ Путиным В. В. подписан указ «О введении в действие с 1 сентября 2016 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программной и нормативной основой физического воспитания населения».
В ВФСК виды испытаний разделены на обязательные тесты и тесты по выбору. И одним из обязательных тестов является «подтягивание в висе на перекладине», — упражнение, выполнение которого позволяет объективно определить и оценить уровень развития основного физического качества человека (силовой выносливости). Помимо этого «подтягивание» является обязательным тестом общероссийской базисной учебной программы для Высших учебных заведений по физической культуре и нормативом по физической подготовке военнослужащих Российской Армии.
Анализ результатов тестирования [4,5], который постоянно проводится в университете «МИЭТ», показывает, что с оценкой «отлично» справляются всего 36,9 % студентов. Из чего можно сделать вывод, что выполнение «подтягивания» как контрольного норматива является проблемой, которая с введением ВФСК «ГТО» останется актуальной.
Цель. Целью данной статьи является рассмотрение существующего многообразия упражнений для укрепления кистевого хвата и упорядочения их с подразделением на группы по определённым признакам, что в свою очередь позволит разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения.
Результат. На основании и в результате анализа научно-методической литературы, педагогических наблюдений на занятиях по силовой подготовке и собственного педагогического опыта (более 30 лет) предлагаются три группы средств (упражнений) для укрепления хвата с целью их применения в тренировочных программах.
Одной из составляющих успешного процесса обучения, выполнения первого самостоятельного подтягивания и дальнейшего прогресса в нём является сила мышц предплечий и кистевого хвата. При выполнении подтягиваний данная группа мышц постоянно вовлечена в работу: работа совершается в висе на руках и с весом собственного тела. Поэтому, именно с силой хвата напрямую связано удержание, поднимание и опускание действительно тяжёлого веса.
И если сила кистевого хвата не имеет должного развития, то это будет являться не только ограничивающим фактором для самого процесса обучения — это проблемы с «потерей» хвата и выпускания из рук грифа перекладины, травмы запястья, но и иметь следующие последствия: во-первых, невозможность выполнения максимального количества повторений (и, естественно, невозможность получения максимальной нагрузки на те группы мышц, на развитие которых оно направлено); во-вторых, наравне со слабо развитыми кистями, пальцами рук и предплечьями (а они анатомически взаимосвязаны и работают одновременно) развитие силы и силовой выносливости рук невозможно; в-третьих, неполное развитие функциональных возможностей кистей рук не способствует технически правильному выполнению не только самого подтягивания, но и используемых в процессе обучения подготовительных упражнений, связанных с подъёмом и удержанием больших весов.
И для устранения данной проблемы и ликвидации вытекающих из неё последствий (что и будет являться целью тренировочного процесса) необходимо развивать силовые показатели хвата.
А составляющими силы хвата являются:
- степень сжимания грифа перекладины (сжимающая сила);
- возможность удерживания веса собственного тела в одном положении в течение определённого интервала времени (поддерживающая сила);
- сила пальцев/большого пальца (щипковая сила);
- сила предплечья/запястья (при динамической (сгибание/разгибание, супинация/пронация) и при статической (удержание необходимого положения тела в течение определённого интервала времени) нагрузках).
На основании этого задачами тренировочного процесса являются:
- развитие и укрепление мышц и сухожилий предплечья и запястья и их двигательных функций;
- повышение силы пальцев;
- повышение силы хвата.
В качестве средств решения поставленных задач используются три группы упражнений, подбор которых создаёт соответствующие условия для анатомического воздействия на определённые мышечные группы и сухожилия предплечий и их функции. Помимо этого, данные упражнения носят не только функциональный, но и универсальный характер, а именно, мышцы и сухожилия предплечья и кисти тренируются при выполнении одних и тех же упражнений [7]. А также, являясь как классическими, так и прикладными, они дополняют друг друга.
К таким упражнениям относятся:
- первая группа средств — упражнения для развития динамической и статической силы мышц и сухожилий предплечья (таблица 1);
- вторая группа средств — упражнения для развития функциональных возможностей запястья — это упражнения для развития и укрепления трёх видов хвата: сжимающего (таблица 2), поддерживающего (таблица 3), щипкового (таблица 4);
- третья группа средств — упражнения для повышения динамической и статической силы пальцев рук и укрепления хвата (таблица 5).
Таблица 1
Первая группа средств— упражнения для развития силы мышц исухожилий предплечья
Таблица 2
Вторая группа средств— упражнения для развития иукрепления сжимающего хвата
Таблица 3
Вторая группа средств— упражнения для развития иукрепления поддерживающего хвата
Таблица 4
Вторая группа средств— упражнения для укрепления иразвития щипкового хвата
Таблица 5
Третья группа средств— упражнения для повышения силы хвата ипальцев
Заключение. Представленный материал даёт информацию о многообразии упражнений, используемых для развития мышц предплечья и укрепления кистевого хвата, последовательное освоение которых позволит привести в соответствие не только их силу, форму и объём, но и двигательные функции запястья и их функциональность.
Литература:
- Горбов А. М. Гиревой спорт. — М.: АСТ; Донецк; Сталкер, 2008.-13с.
- Гришина Ю. И. Основы силовой подготовки: знать и уметь: учебное пособие/Ю. И. Гришина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 74с.
- Иванов И. С. Энциклопедия домашнего атлетизма. — М.: И-квадрат, 2001. — 106с.
- Королёв В. Г., Бойцова И. В. Проект ВФСК ГТО и физическая подготовленность студентов юношей/сборник материалов ХХХ Всероссийской научно-практической конференции//Проблемы и перспективы развития образования в России. — Новосибирск, 2014. — 99с.
- Королёв В. Г., Тимохина Л. М. Уровень физической подготовленности студентов, желающих пройти военную подготовку в ВУЗе/материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции//Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов. — Санкт-Петербург, 2015. — 108с
- Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей. — М.: Советский спорт, 2004. — 149–160с.
- Мороз Р. П. Стань сильным. — М.: ФиС, 1984. — 10с.
- Петров В. К. Молодость и сила. — М.: Советский спорт, 1988. — 25с.