Автор: Анкваб Марина Фёдоровна

Рубрика: Этнопедагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 30.01.2016

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Анкваб М. Ф. Дифференциация воспитания мальчиков и девочек в абхазской народной педагогике // Образование и воспитание. — 2016. — №1. — С. 117-120.



 

Данная статья рассматривает значимость заимствования опыта гендерного дифференцирования воспитания в условиях современной Абхазии из материала народной педагогики. Автором рассматривается модификация не только гендерного воспитания, но и структуры внутрисемейных взаимоотношений.

Ключевые слова: абхазская народная педагогика, абхазы, Абхазия, гендерное воспитание, гендерная дифференциация.

 

Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. «Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Цели, методы и подходы в обучении юношей и девушек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и физические характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в обучении» [4, c. 171].

В своих исследованиях схожей проблематики Л. В. Белецкая утверждает, что «что объединение разнополых детей по календарному возрасту и игнорирование половых особенностей психологии и физиологии учащихся разного пола, характерное для современной российской школы, явление антигуманное. Ими была установлена разница в генетической и духовной зрелости разнополых школьников, определены существенные морфологические и функциональные различия в деятельности мужского и женского мозга, доказано, что система архетипов-символов, на которых впоследствии строятся духовно-психологические особенности личности мальчика и девочки, гендерно дифференцирована и биологически детерминирована» [2, c. 5].

Тем не менее, следует отметить, что многие современные школы, как в республике, так и за ее пределами, продолжают следовать традициям «бесполого», по выражению известного психолога И. С. Кона, нивелирующего половые особенности учащихся, воспитания и обучения, которые берут свое начало в советских учебных заведениях. Короткий период разделения школ на мужские и женские в 40–50-е годы XX века характеризовался тем, что за прошедшие десятилетия не был накоплен положительный опыт учета половых особенностей в обучении и воспитании. Гендерный подход носил ярко выраженный механический характер: реально существовавшие биологические и физиологические особенности различных полов либо слабо учитывались, либо вообще игнорировались, что неприемлемо для принципов народного воспитания.

Дифференциация воспитания у абхазов являлась наиболее наглядной и несмотря на подчас кажущуюся предвзятость народа к девочкам имеет много удивительного, полезного и мудрого. Возрождение традиций абхазской народной педагогики на современном этапе крайне необходимо с целью сохранения самобытности народа, укоренения национального самосознания и обеспечения развития физически и морально здорового поколения.

Согласно принципам народной педагогики абхазов заботиться о здоровье и воспитанности ребенка необходимо задолго до его рождения — еще на стадии формирования новой ячейки общества, «когда выбору будущих спутников жизни уделяют внимание не только молодые, но и их родители, воспитывающих своим достойным примером, внушая знания о незыблемости семейных ценностей» [5, c. 148]. Так как у абхазов долго сохранялось полунатуральное хозяйство, семья стремилась иметь как можно больше детей. Бездетность грозила женщине разводом. Появление ребенка заметно укрепляло ее положение в семье. Чем больше у жены было детей, тем сильнее сказывалось ее влияние на мужа. Рождение сына, а тем более первенца — продолжателя рода, наследника и будущего хозяина, приветствовали отец, близкие родственники. Радость, связанная с этим событием была велика. Соседи поздравляли счастливую семью. Семья устраивала празднества. В честь рождения сына по традиции абхазов было принято производить выстрелы из ружья, оповещая всю округу и возможно отсутствующего в этот миг новоиспеченного отца. Отношение народа к рождению наследника ярко описывается в стихотворении Ивана Константиновича Тарба «Песня о рождении сына», отрывок из которого приведен далее:

Рожденьем сына пусть отец гордясь

Подумает в счастливом недосуге,

Что не прервется родословной связь.

Как связь колец на кованой кольчуге [6].

Немного равнодушно воспринималось рождение девочки. Празднество не было или оно было скромным. Утешались тем, что мать не бесплодна и еще может родить сына. Тем не менее, нельзя сказать, что появление на свет девочки оставалось незамеченным. Девочки были любимы в семье, ничуть не меньше мальчиков. Абхазы считали, что «хорошая дочь — двух непутевых сыновей стоит». Под напускным равнодушием к рождению дочери имелось в виду то, что дочь была временным членом семьи до того пока она не выйдет замуж, чему свидетельствует абхазская поговорка «Дочь в доме — гостья», как и следующее стихотворение «Песня в честь рождения дочери»:

Нам держать на замочке

Весть счастливую — грех.

О рождении дочки

След уведомить всех.

Будет доброго нрава

Людям по сердцу весть.

Сын — отцовская слава,

Дочь — отцовская честь [6].

Празднество проводилось также по случаю укладывания ребенка в колыбель. Укладывание в колыбель, как описывает С. Дбар [3], было чисто женским делом и считалось главным обрядом в честь рождения ребенка. Присутствовали преимущественно пожилые родственницы и соседки. В этот день свекровь впервые знакомилась с ребенком и просила невестку, не стесняясь, показываться с ним в ее присутствии. Родственники молодой матери обязательно присутствовали на этом обряде, и приносили подарки. В числе подарков была и сама колыбель. Девушки принимали активное участие в подобного рода обрядах. Тем самым они получали уроки материнства, учились принимать гостей, впитывали предпочтения собственного народа. Они готовили и угощали традиционной домашней пищей.

С колыбельного возраста до 5–6 лет воспитание детей обоих полов проходило на женской половине дома. Ребенка старались всесторонне развивать с самого его появления на свет. Малыши совместно приобщались к традиционным знаниям и трудовым умениям, посильным их возрасту, формировались физически, приобретали первые познания в эстетике и большую часть времени проводили подле женщин. По мере взросления мальчиков отделяли от девочек. Последние держались матерей и сестер, которые и продолжали заниматься их воспитанием. Мальчишек же переселяли в помещения, предназначенные для проживания неженатых членов семьи сильного пола. Одновременно в их назидание включались старшие мужчины.

Начинался этап гендерно-дифференцированного обучения детей — девочки обзаводились сноровкой ведения хозяйства, незаменимыми в быту умениями. С раннего возраста девочку готовили к главной роли в её жизни — материнству. Ролевые игры, куклы, а затем и непосредственное участие девочек в воспитании младших братьев и сестер служили именно этому, причем развитие материнского инстинкта и обучение элементарным навыкам ухода за ребенком — недостаточная предпосылка для удачного материнства. В традиционной семье девочка, наблюдая за своей матерью, училась колыбельным песенкам, детским стишкам, особой манере поведения, ведению хозяйства, этикету — словом, всему тому, что называется социальным опытом, транслятором которого она будет выступать для своих будущих детей.

Выбирая невесту, учитывали красоту, здоровье, возраст, воспитанность, репутацию семьи. У абхазов существовала поговорка: «Быка выбирай по рогам, а жену — по родословной» [1, с.82]. Поэтому девочек готовили к замужеству с детства. Им объясняли, что они будущие жены и мамы. Для того, чтобы быть хорошей женой нужно было уметь прислуживать за мужем, управляться по дому, готовить вкусную пищу, уметь чинить одежду и т. п. Для того, чтобы быть хорошей мамой нужно было уметь правильно ухаживать за детьми и умело их воспитывать. Исходя из этого девочкам, как будущим невестам предъявлялись довольно завышенные требования.

Отмечается также классовый характер воспитания в абхазском обществе периода феодальных отношений. Воспитание девушек знати осуществлялось в женской половине дома, под руководством супруги феодала, которая держала воспитанниц в слепом повиновении и обучала их шитью золотом и серебром, рукоделью и т. п. Девушки не имели права вступать в разговор с посторонними, за исключением своих родителей, однако их не подвергали затворничеству. Молодые люди кроме отпрысков княжеских семей свободно общались друг с другом в общественных местах в присутствии родителей, в процессе игр, танцев, на свадьбах, семейных и общественных праздниках.

Мальчиков, помимо основных трудовых навыков, вовлекали в активную занятость общественной деятельностью, не допускалось и порицалось участие или интерес к женским обязанностям. Здесь в воспитании присутствовал акцент на физическое воспитание — как самоцель, для становления идеальной личности, и как военно-трудовая подготовка.

Принцип разделения братьев и сестер помимо практической необходимости носил и педагогический характер, являлся первой ступенью полового образования, которое «существовало с глубокой древности, поскольку воспроизводство поколений и регулирование рождения потомства было значимой проблемой любого общества. Различались только способы и формы реализации этой сферы человеческой деятельности. Механизмом полового образования было половое воспитание. Социализация индивидов в качестве мужчин и женщин осуществлялась в рамках института семьи» [7,c.11]. Именно благодаря семейному воспитанию обществу были незнакомы пороки свойственные народам с иными взглядами и культурой. На самом деле первостепенной целью полового воспитания, согласно точке зрения большинства его исследователей, являлось сохранение целомудрия до брака, что в абхазской семейной педагогике вырабатывалось и усовершенствовалось веками.

Констатация взрослости детей происходила не только согласно внешним или физиологическим признакам, но и по мере очевидности усвоения индивидом традиционной национальной системы иерархических взаимоотношений по половому и возрастному принципам, знаний традиций и обычаев, обладания всеми необходимыми трудовыми навыками.

 

Литература:

 

1.                Абхазские пословицы на русском и абхазском языках. О. Б. Шамба, Р. Джесси. Сухум, Абхазский государственный университет. Общественный фонд науки, 2009. 140 с.

2.                Белецкая Л. В. Гендерно ориентированный подход к обучению и воспитанию в российской педагогике 60-х годов XIX века: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 Пятигорск, 2005 214 с.

3.                Дбар С. А. Обычаи и обряды детского цикла у абхазов (вторая половина XIX-XX вв.). «Алашара» — Сухум. 2000. 135 с.

4.                Мельникова О. А. Гендерно-дифференцированный подход обучения плаванию студентов с учетом диспластических изменений //Омский научный вестник. 2009. № 5 (81). С. 171–172.

5.                Пошнагиди Ф. Ф. Гендерная модификация семейно-брачных отношений на северном Кавказе // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 4. С. 146–148.

6.                Тарба И. К. Избранные произведения в двух томах. Том первый. Москва, 1981. С. 8–228.

7.                Турутина Е. С. Социокультурный и образовательный контекст возникновения вопроса полового воспитания детей в дискурсе русской педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 10–14.

Основные термины (генерируются автоматически): народной педагогике, абхазской народной педагогике, народной педагогики, Дифференциация воспитания, Похожая статья, полового воспитания, Дифференциация воспитания мальчиков, Дифференциация воспитания у абхазов, полового воспитания детей, гендерного дифференцирования воспитания, народной педагогике абхазов, абхазской народной педагогики, целью полового воспитания, гендерного воспитания, фактор нравственного воспитания, народной педагогики абхазов, принципов народного воспитания, материала народной педагогики, классовый характер воспитания, воспитания и обучения.

Ключевые слова

гендерное воспитание, Абхазия, абхазы, абхазская народная педагогика, гендерная дифференциация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос