Использование метода зелёной ручки на уроках математики: новые возможности для педагогической практики | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 30.03.2023

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Голикова, А. А. Использование метода зелёной ручки на уроках математики: новые возможности для педагогической практики / А. А. Голикова, Т. Е. Зарецкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8237/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы рассматривают эффективность использования метода зелёной ручки на уроках математики.

Ключевые слова: мотивация, математика, дети.

Проблема мотивации учащихся является одной из основных проблем, решаемых педагогом в своей непосредственной деятельности. В данной статье предлагается к рассмотрению метод «зелёный ручки» и его аналоги и усовершенствования применимо к преподаванию математики в начальных и средних классах.

Снижение общей мотивированности учеников к обучению наблюдается от года к году. Изменяющийся ритм жизни, обилие ярких источников развлекательного контента и информационный шум в целом препятствуют конечной цели освоения образовательной программы.

Также развитию правильной мотивации не всегда способствует и семья учащегося, зачастую полностью перекладывающая данную задачу на школу, а в некоторых случаях создавая помехи педагогическому процессу. В настоящее время, мотивация учеников является одним из ключевых аспектов образовательной деятельности.

Педагоги всегда ищут новые и эффективные методы, которые позволят стимулировать интерес учащихся к учебному материалу. Среди наиболее распространенных методов мотивации можно выделить: использование игр и конкурсов, создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, практическое применение материала в реальной жизни. Одним из необычных методов мотивации, который также привлекает внимание педагогов, является метод зеленой ручки.

Прежде чем говорить о мотивации мы должны дать определение этому понятию в целом: «Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [1]. Мотивация же в свете педагогического процесса это «частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность» [2].

Проведённое в 2015 году исследование мотивации учеников начальной школы, на достаточной выборке констатирует что «снижение от второго класса к третьему выраженности как многих социальных мотивов, так и мотивов, заложенных в самой учебной деятельности» [3].

Как средство повышения мотивации рассмотрим метод зелёной ручки — один из наиболее важных методов обучения в современной педагогике. Этот метод основан на принципе положительной мотивации учащихся в процессе обучения. Он подразумевает награду за правильный ответ, которая может быть как символической, так и материальной. В основе метода зеленой ручки лежит идея поощрения учеников за правильные ответы и прогресс в учебе.

Отличительной чертой этого метода является тот факт, что награда подразумевается как инструмент мотивации учащихся на стадии обучения. При правильных ответах ученика, ему даётся зеленая ручка, которая показывает, что ученик хорошо справляется с задачей. На следующем занятии, если задача решена неправильно, ручка не выдается. Это помогает ученикам со временем оценить свой прогресс в учебе, что, безусловно, мотивирует их на дальнейшее обучение.

Метод зеленой ручки (МЗР) представляет собой технологию, которая позволяет ученикам рассматривать проблемы в контексте пространственных и геометрических отношений, используя зеленую ручку для создания графической модели. Тем не менее, до сих пор зеленую ручку использовали, главным образом, в предметах, связанных с искусством и дизайном.

Существует несколько способов реализации метода зеленой ручки. Один из примеров — это награждение учеников зеленой ручкой после каждого правильного ответа на уроке. Другой способ — это награждение учеников на конец недели или месяца за их прогресс в учебе. В любом случае, метод зеленой ручки позволяет достичь нескольких важных целей: он мотивирует учеников на учебу, помогает им научиться ценить свой прогресс в обучении, и избавляет учителя от необходимости постоянно прибегать к негативной мотивации.

В контексте обучения математике, метод зеленой ручки может оказаться особенно эффективным. Математика сложная дисциплина, и ученики могут испытывать затруднения на разных этапах изучения этого предмета. Однако, если учителя будут активно использовать метод зеленой ручки в обучении, ученики начнут постепенно понимать, что правильные ответы и прогресс в учебе стоят того, чтобы работать над своими навыками в математике.

Выделять удачные решения можно как в рамках математических диктантов, так и в разборе самого хода решения. К примеру: подчёркивая ту часть решения, которая логична и верна зелёным. При этом не обязательно передавать ручку учащемуся. В целом, отсутствие красных чернил в тетради уже значительно успокаивает и мотивирует на плодотворный труд.

На практике ученики лучше воспринимают оценивание работы, если подразумевается, что их будут хвалить, а не ругать. Несмотря на то, что для математики обычно рассматриваемый метод применяется редко, он действительно позволяет привить любовь к математике и не вызвать к ней неприязнь.

Помимо прочего, ученики, обладающие большей склонностью к предметам творческим, легче воспринимают оценивание поощрением, что позволяет проще начать понимать точные науки в будущем. Таким образом, с появлением в учебном плане таких предметов как геометрия, физика, химия и при сохранении использования МЗР, учащиеся сохраняют позитивную мотивацию к познанию: внешнюю — получить признание и внутреннюю — разобраться в чём-то несмотря ни на что (вызов).

Педагогическое применение МЗР в математике может способствовать более глубокому пониманию геометрических концепций и улучшению пространственных навыков. Использование зеленой ручки позволяет ученикам касательно конкретной задачи применять двумерные и трехмерные модели, в процессе их создания позволяется немедленно проверить догадки и идея, что, в свою очередь, мотивирует учеников.

Кроме того, использование МЗР в классе может способствовать активному изучению математики не только в классе, но и в повседневной жизни. Например, бытовые предметы могут быть использованы для создания моделей и более наглядно понять геометрические определения.

В заключение, использование метода зеленой ручки является эффективным способом мотивации учащихся в процессе обучения. Этот метод может быть особенно полезен для обучения математике в начальной и средней школе, где он поможет ученикам понимать, что правильные ответы и прогресс в учебе — это результат их усилий и труда. С помощью метода зеленой ручки ученики могут лучше ориентироваться в учебном процессе, ценить свой прогресс и получать удовольствие от учебы.

Литература:

1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

2. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо М. В. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 127 с.; 20 см.; ISBN 5–93134–139–0

3. Архиреева Т. В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38–47.

Ключевые слова

дети, мотивация, математика

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка

В статье автор делится опытом применения технологии развития критического мышления при отработке навыков чтения и письма на уроках английского языка.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Применение игровой методики в изучении английского языка

В статье автор пытается определить важность применения игровой методики в изучении английского языка, а также разобрать, какие существуют эффективные игровые технологии.

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Создание историй с помощью нити

В статье автор раскрывает возможности развития творческого мышления с помощью создания историй с использованием ниток.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Геймификация на уроках литературы в старших классах

В приведённой статье рассматривается применение новой методики на уроках литературы в старших классах. Главными целями являются: определить разницу между геймификацией и игрой, выявить положительные стороны данной методики, а также способы ее примене...

Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе

В статье представлен вопрос о технологии критического мышления у младших школьников. Предложены формы работы по формированию данной технологии.

Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках физики и математики в средней школе

В статье рассматриваются возможности применения технологии критического мышления на уроках физико-математического цикла. Представлены различные приемы и методы данной технологии, их примеры и преимущества использования.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка

В статье автор делится опытом применения технологии развития критического мышления при отработке навыков чтения и письма на уроках английского языка.

Применение технологии критического мышления на уроках математики

В статье авторы показывают эффективность применения приёмов технологии критического мышления для формирования УУД учащихся.

Применение игровой методики в изучении английского языка

В статье автор пытается определить важность применения игровой методики в изучении английского языка, а также разобрать, какие существуют эффективные игровые технологии.

Практическое применение теории решения изобретательских задач в дошкольной педагогике

В статье приводятся примеры практического применения методики ТРИЗ, как одного из путей развития креативных навыков дошкольника. Автор дает обоснование значимости использования данной методики в работе с дошкольниками.

Создание историй с помощью нити

В статье автор раскрывает возможности развития творческого мышления с помощью создания историй с использованием ниток.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Геймификация на уроках литературы в старших классах

В приведённой статье рассматривается применение новой методики на уроках литературы в старших классах. Главными целями являются: определить разницу между геймификацией и игрой, выявить положительные стороны данной методики, а также способы ее примене...

Об использовании технологии развития критического мышления в начальной школе

В статье представлен вопрос о технологии критического мышления у младших школьников. Предложены формы работы по формированию данной технологии.

Преимущество арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор делится своим опытом работы использования нового подхода в образовательном процессе.

Задать вопрос