Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мотивация и цифровая среда для младших школьников

Педагогика
24.11.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Языджян, А. Г. Мотивация и цифровая среда для младших школьников / А. Г. Языджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130441.


Мотивация — ключевой элемент успешного обучения [1]. Она представляет собой внутренние и внешние движущие силы, побуждающие учащегося к активному освоению знаний, умений и компетенций. Низкая мотивация зачастую является причиной проблем с успеваемостью, даже при наличии хороших интеллектуальных способностей [2]. Поэтому формирование устойчивой положительной мотивации является одной из важнейших задач современного образования.

Для того, чтобы привлечь современных детей и мотивировать их к учебе в условиях цифровизации, нужно внедрять цифровые технологии в образовательный процесс, применять геймификационные подходы, соотноситься материал с жизненными ситуациями и формировать позитивную, сплоченную атмосферу сотрудничества.

1. Внедрение цифровых технологий

Дети современности погружены в цифровую среду с самого раннего возраста, которая уже стала неотъемлемым элементом их существования [3]. Поэтому применение инструментов, знакомых им с детства, увеличивает их вовлеченность.

Вместо запрета гаджетов в учебной обстановке, их можно рассматривать как инструмент обучения. Смартфоны могут быть использованы для проведения интерактивных викторин (Kahoot!, Plickers), поиска необходимых данных для проектов или работы с образовательными приложениями [4].

Использование виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) для обучения создает иммерсивные опыты, погружая учащихся в виртуальные миры и симуляции [5]. Благодаря этому, можно «побывать» в музее, совершить виртуальное путешествие по разным континентам или наблюдать химические реакции в трехмерном формате, что делает процесс обучения увлекательным и наглядным.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это онлайн-инструменты, расширяющие возможности традиционных методов обучения. К ним относятся онлайн-платформы, интерактивные упражнения и видеолекции.

2. Геймификация обучения

Игровые элементы, так любимые поколением, выросшим на компьютерных играх, эффективно повышают мотивацию [6].

Балльная система и рейтинги: превращение процесса обучения в соревнование с начислением баллов, получением «ачивок» (достижений) или переходом на новые «уровни».

Образовательные квесты: создание сюжетных игр, где для выполнения миссии нужно решить ряд учебных задач.

3. Связь обучения с реальной жизнью

Демонстрация практической ценности знаний помогает детям понять, зачем они учатся [7].

Проектная и исследовательская деятельность: задания, ориентированные на решение реальных проблем (например, разработка плана сортировки мусора для школы, анализ качества воды в местном водоеме).

Приглашение экспертов: общение с представителями интересных профессий, которые показывают, как используют знания на практике.

4. Создание поддерживающей среды

Эмоциональный комфорт и позитивная атмосфера в классе критически важны для мотивации [8].

Фокус на усилиях, а не только на оценках: поощрение настойчивости, процесса обучения и совершенствования, а не только конечного результата.

Открытое общение и обратная связь: регулярное обсуждение с детьми их чувств по отношению к школе, учителям и одноклассникам. Важно прислушиваться к их мнению и предлагать помощь.

Предоставление выбора: возможность выбирать тему проекта, форму выполнения задания или дополнительный материал дает учащимся ощущение контроля и ответственности за свое обучение [9].

5. Личный пример и энтузиазм учителя

Энтузиазм и искренняя заинтересованность педагога в своем предмете передаются ученикам. Важно демонстрировать собственную любовь к познанию и развитию [10].

Создание рейтинговой системы в классе требует тщательного планирования и вовлечения учеников, чтобы она была мотивирующей и справедливой, а не источником стресса.

Инструкция для внедрения цифровой среды и мотивации младших школьников в достижении высоких результатов и вовлеченности в обучение:

1. Определите цели и критерии

Прежде чем начать, четко определите, что вы хотите стимулировать: только академическую успеваемость или также поведение, активность и сотрудничество [11].

— Академические достижения: выполнение домашних заданий, работа на уроке, контрольные работы, дополнительные задания.

— Поведение и навыки: активное участие в дискуссиях, помощь одноклассникам, соблюдение правил класса, посещаемость, инициатива.

2. Разработайте систему баллов

Определите, сколько баллов можно получить за каждое действие.

Пример:

— Правильный ответ у доски: 2 балла.

— Выполнение домашнего задания: 5 баллов.

— Помощь товарищу: 1 балл.

— Контрольная работа: до 20 баллов (в зависимости от максимальной оценки).

— Можно использовать разные весовые коэффициенты для разных типов работ (например, контрольная работа имеет больший вес, чем домашнее задание).

3. Вовлеките учеников в процесс

Предоставьте учащимся возможность участвовать в разработке правил и выборе вознаграждений. Это повышает их ответственность и заинтересованность. Они могут голосовать за типы поощрений, которые их действительно мотивируют.

4. Определите систему отслеживания

Выберите удобный способ учета баллов. Это может быть:

— Бумажный «Листок личных достижений» для каждого ученика.

— Общая таблица (на доске, в распечатке или в электронном виде, например, в Excel), видимая всем. Это создает элемент здоровой конкуренции.

— Специальные приложения или онлайн-платформы для геймификации, которые позволяют начислять баллы, значки и отслеживать прогресс.

5. Установите систему вознаграждений

Баллы должны конвертироваться в нечто ценное для детей [12].

— Малые награды (еженедельные/ежемесячные): наклейки, канцелярские принадлежности, возможность выбрать игру на перемене, дополнительное время за компьютером.

— Крупные награды (четвертные/годовые): «День без домашнего задания», совместный поход в кино/парк, сертификат «Лучший ученик месяца/года».

6. Обеспечьте прозрачность и последовательность

— Четкие правила: все критерии начисления и списания баллов должны быть понятны и неизменны.

— Регулярное обновление: рейтинги должны обновляться часто, чтобы поддерживать интерес и давать быструю обратную связь.

— Справедливость: баллы должны отражать реальные достижения в обучении и поведении, а не предвзятость учителя.

7. Сбалансируйте индивидуальные и групповые достижения

Чтобы избежать излишней конкуренции и развивать навыки командной работы, можно ввести как индивидуальный рейтинг, так и групповой (например, соревнование между рядами или командами).

Важные нюансы

— Фокусируйтесь на прогрессе: система должна мотивировать каждого ученика улучшать собственные результаты, а не только сравнивать себя с лидером.

— Обратная связь: регулярно обсуждайте с учениками их успехи и то, как работает система.

— Поведенческие факторы: не снижайте оценки за обучение из-за плохого поведения; используйте баллы для оценки поведения отдельно, чтобы оценки отражали фактические знания.

Заключение

В современном образовании мотивация учащихся является ключевым фактором успешного освоения знаний и развития компетенций. Статья подчеркивает необходимость внедрения цифровых технологий, геймификационных методов и связи обучения с реальной жизнью для повышения вовлеченности и интереса детей к учебному процессу. Создание поддерживающей и позитивной образовательной среды, личный пример учителя и систематическая оценка достижений способствуют формированию устойчивой мотивации. Практическая инструкция по внедрению системы баллов и вознаграждений помогает организовать эффективную и справедливую мотивационную систему, которая стимулирует как учебные результаты, так и личностное развитие младших школьников. Таким образом, комплексный подход, ориентированный на эмоциональный комфорт, активное участие и использование современных технологий, способствует повышению качества образования и успешной социализации учащихся.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — Москва: Смысл, 2020. — 544 с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — Москва: Педагогика, 2019. — 352 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — Москва: АСТ, 2021. — 448 с.
  4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 992 с.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — Москва: Народное образование, 2020. — 256 с.
  6. Блинова О. В. Цифровая среда как фактор развития образования // Образование и наука. — 2021. — Т. 23, № 4. — С. 45–67.
  7. Жукова Н. Е. Геймификация в современной школе: возможности и ограничения // Начальная школа. — 2020. — № 7. — С. 12–18.
  8. Пономарёва М. А. Использование цифровых ресурсов в обучении младших школьников // Педагогика. — 2022. — № 3. — С. 72–80.
  9. Сергеева И. В. Мотивация учащихся в условиях цифровизации образования // Вопросы психологии. — 2021. — № 5. — С. 134–140.
  10. Тарасова О. А. Применение технологий дополненной реальности в начальной школе // Информационные технологии в образовании. — 2020. — № 2. — С. 25–32.
  11. Министерство просвещения РФ. Концепция преподавания учебного предмета «Информатика» в образовательных организациях. — 2022. — URL: https://edu.gov.ru.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 455-457):
Часть 7 (стр. 439-513)
Расположение в файле:
стр. 439стр. 455-457стр. 513

Молодой учёный