Роль классного руководителя при подготовке и проведении классного и школьного этапов Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (из опыта работы)
Авторы: Филонов Евгений Николаевич, Филонова Татьяна Вячеславовна, Фомина Татьяна Петровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 30.11.2022
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Филонов, Е. Н. Роль классного руководителя при подготовке и проведении классного и школьного этапов Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (из опыта работы) / Е. Н. Филонов, Т. В. Филонова, Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7820/ (дата обращения: 08.11.2024).
В статье авторы обращают внимание на важную и ответственную роль классного руководителя при подготовке чтецов к участию во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».
Ключевые слова: классный руководитель, чтец, конкурс, Живая классика, классный этап, школьный этап, подготовка.
Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации в классе включает … — поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей».
(из методических рекомендаций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, письмо министерства просвещения РФ от 12 мая 2020г. № ВБ-1011/08)
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» — конкурс декламации отрывков из прозаических произведений как российских, так и зарубежных авторов. Этот конкурс проводится ежегодно. Основной целью конкурса является повышение интереса к чтению у школьников. К сожалению, формирование привычки к чтению, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста происходит у современных учеников не всегда успешно. Кто бы, что ни говорил, но, однако, данная проблема имеет место быть. И конкурс «Живая классика» призван, хотя бы в какой-то мере, решить эту проблему, а также способствовать расширению читательского кругозора детей и подростков. Кроме этого, есть ещё целый ряд задач, на решение которых направлено проведение «Живой классики».
Конкурс «Живая классика» проводится в несколько туров. И особое место здесь занимают классный тур и школьный тур. И именно при подготовке этих туров непосредственное значение имеет вклад классного руководителя. Именно классный руководитель вместе с участниками конкурса, с каждым из которых проведена индивидуальная работа по мотивации к участию в конкурсе, анализируют массу произведений, подбирая отрывок для представления на классном этапе конкурса. Классные руководители, прошедшие этот этап подготовки, понимают о какой, поистине титанической работе, идет речь. Классный этап проводится в очном формате и направлен на выявление победителя этапа, который будет представлять класс теперь уже на школьном этапе. Иногда тематика произведения предлагается организаторами школьного этапа, иногда тему выбирают в классе или же не ограничиваются рамками одной темы. В первом — классном туре конкурса допускается выразительное чтение выбранного отрывка по книге или иному источнику. Хотя, изначально, классный руководитель настоятельно рекомендует именно декламацию, так как в следующих турах участники конкурса читают текст на память. Обычно на сайте конкурса бывает опубликован список рекомендуемых произведений, но каждый участник имеет право выбрать произведение не из списка. Главное, чтобы это произведение не входило в школьную программу.
На что обращает особое внимание классный руководитель при подготовке участников конкурса? Как проводится отбор претендентов? Как идет работа по подготовке к конкурсу? Эти и не только эти вопросы нужно решить классному наставнику, причем так, чтобы не ущемить интересы своих учеников. От того, насколько верно расставит акценты при подготовке чтецов классный руководитель во многом зависит успешное выступление того или другого обучающегося. Конечно. потенциальные способности очень важны, но их реализация по максимуму зависит в большой степени от классного руководителя, который при подготовке учитывает не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, такие как коммуникативные навыки, инициативность, характер, темперамент, мотивацию, эмпатию, способность сознательно добиваться поставленной цели, упорно преодолевая при этом возникающие трудности и препятствия и т. д.
Выразительное чтение (декламация) текста представляет собой чтение (декламацию) с правильным литературным произношением, с нужной интонацией и правильной дикцией, с расстановкой логического и фразового ударения.
При подготовке участников как классного, так и школьного этапов конкурса «Живая классика», классный руководитель уделяет особое внимание следующим навыкам и умениям детей:
– умение определить в тексте основную задачу чтения (способность понимать мысли главного героя, представлять ситуацию, в которой он оказался, сопереживать ему);
– умение проникать в эмоциональный настрой произведения (в этом случае речь идет о способности ребёнка находить в тексте слова и словосочетания, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или даже антипатией к нему);
– интонационные умения (постановка пауз, умения слышать логические ударения при чтении текста);
При подготовке чтецов классный руководитель часто использует показ — прием обучения выразительному чтению. Выразительное чтение классного руководителя направлено на то, чтобы вызвать в воображении ребенка живые картины, возбудить его чувства. Показ учитель сопровождает соответствующими объяснениями. При этом важно не забывать, что выразительное чтение классного руководителя оказывает большое влияние на учеников. Чем выразительнее прочитал текст учитель, тем будет глубже и устойчивее впечатление, полученное учениками класса, и дальнейшая работа по анализу прочитанного, будет иметь желаемый результат.
После того, как произведение выбрано, отрывок определен и есть претенденты на роль чтецов, начинается следующий этап подготовки. Классный руководитель проводит многочисленные репетиции с каждым претендентом, пошагово отрабатывая отрывок, предложение за предложением. Проводя подготовительную работу, классный руководитель не забывает анализировать способности чтецов оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей, их дикцию, умение расставлять логические ударения, паузы. Важна также грамотная речь — правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов. При необходимости вносятся нужные изменения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, насколько важной является роль классного руководителя при подготовке учеников своего класса к участию в конкурсе «Живая классика». И не важно, какой предмет преподает классный руководитель (скажем, химию или физику, далеко не литературу) он все равно должен уметь работать с текстом и подготовить своих чтецов так, словно он всю свою жизнь только и делал, что готовил чтецов и декламаторов для не просто участия в конкурсе, но и получения достойных результатов как на уровне класса, так на уровне школы, в муниципальном этапе и т. д.
Литература:
- Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, письмо министерства просвещения РФ от 12 мая 2020г. № ВБ-1011/08
- concurs_rus.pdf
- https://infourok.ru/metodika-podgotovki-klassnogo-etapa-vserossijskogo-konkursa-chtecov-zhivaya-klassika-4284305.html
- Иванова И. В. Развитие психологической компетентности педагогов: учебно-методическое пособие. — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012.- 150с.
Ключевые слова
подготовка, конкурс, классный руководитель, чтец, Живая классика, классный этап, школьный этапПохожие статьи
Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников
В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах
В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения
В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Б...
Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ
В статье поднимаются вопросы использования разнообразных форм, видов и методов проведения внеклассной работы по ОБЖ. В статье также выявлены особенности внеклассной работы по ОБЖ.
Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности
В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.
Специфика работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками
Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к...
План проведения открытого интегрированного занятия по русскому языку в национальных группах
В данной статье приведены общие положения по проведению открытого интегрированного занятия. Рассмотрены цели открытого учебного занятия и задачи преподавателя. Изложена технологическая карта занятия русского языка. Рассмотрены этапы занятия. Отмечены...
Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Похожие статьи
Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников
В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.
Творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах
В статье автором рассматривается творческий диктант как один из видов грамматико-стилистических упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка в 5–6 классах. Определено понятие творческого диктанта и этапы его написания. Сделан вывод, ...
Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)
В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...
Профессиональное развитие молодого учителя средствами конкурсного движения
В статье актуализируются возможности профессиональных конкурсов в стимулировании и обеспечении профессионального развития молодых учителей. Подробно описывается порядок проведения регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Б...
Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ
В статье поднимаются вопросы использования разнообразных форм, видов и методов проведения внеклассной работы по ОБЖ. В статье также выявлены особенности внеклассной работы по ОБЖ.
Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности
В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.
Специфика работы преподавателя немецкого языка с одарёнными воспитанниками
Статья посвящена рассмотрению специфики организации педагогической работы с одаренными детьми (из опыта работы преподавателя немецкого языка Ставропольского президентского кадетского училища — СПКУ). В исследовании рассмотрены теоретические подходы к...
План проведения открытого интегрированного занятия по русскому языку в национальных группах
В данной статье приведены общие положения по проведению открытого интегрированного занятия. Рассмотрены цели открытого учебного занятия и задачи преподавателя. Изложена технологическая карта занятия русского языка. Рассмотрены этапы занятия. Отмечены...
Подготовка студентов к чтению и анализу художественного произведения в начальных классах (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...