Мастер-класс как форма демонстрации профессионального мастерства конкурсанта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (478) август 2023 г.

Дата публикации: 07.08.2023

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Н. А. Мастер-класс как форма демонстрации профессионального мастерства конкурсанта / Н. А. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105245/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассматривается мастер-класс как форма демонстрации профессионального мастерства педагога в рамках испытаний профессиональных конкурсов. Описаны характеристики и структурные элементы мастер-класса.

Ключевые слова: мастер-класс, профессиональный конкурс, педагогическое мастерство.

В последние годы мастер-класс стал одной из основных форм испытаний на профессиональных конкурсах. Так, на смену проведения учебного занятия в очном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» пришел мастер-класс. Насколько педагоги дополнительного образования готовы к проведению мастер-класса? Опыт проведения регионального этапа конкурса показывает, что форма мастер-класса часто вызывает затруднения даже у педагогов со стажем. Объясняется это прежде всего отсутствием навыка проведения мастер-класса. Как правило, в своей профессиональной деятельности педагог не имеет такой необходимости делиться своими наработками именно в такой форме, более привычными являются открытые занятия, выступления с докладами на семинарах, конференциях, публикации методических разработок, научно-методических статей. Все это обуславливает актуальность обозначенной темы и необходимость рассмотрения методики проведения мастер-класса.

Мастер-класс понимается организаторами конкурса как «форма демонстрации профессионального мастерства конкурсанта в условиях регламента конкурсного испытания, публичности, открытого участия, демонстрации отобранных методических средств, технологий, приемов, практик, техник и т. д. на соответствие требованиям и критериям конкурсного испытания, оцениваемое жюри в режиме реального времени и присутствия» [4].

«Цель конкурсного испытания — выявление профессиональных знаний, компетенций и мастерства конкурсанта по планированию и организации новых форм организации образовательной деятельности обучающихся в соответствии с содержанием Программы, приоритетными задачами обновления содержания и технологий обучения и воспитания обучающихся средствами новых форм организации обучения и воспитания детей и целесообразностью ситуации отбора методических и новых технологических средств демонстрации профессиональных практик и методик» [4].

Обратимся к значению самого термина «мастер-класс». До обращения к словарям очевидно, что термин произошел от двух слов: мастер и класс.

Мастер в Большом толковом словаре — «человек, достигший большого умения, мастерства в работе, творчестве, деле»; класс — «степень, уровень, в зависимости от которых определяется место предмета в ряду других подобных»; мастер-класс — «цикл занятий по совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в какой-либо области искусства, для начинающих артистов, художников и т. п». [3]. Таким образом, исходя из значения слов можно допустить, что затруднения в проведении данной формы обучения могут быть связаны с тем, что педагог еще не достиг того уровня мастерства, который позволяет использовать эту форму обучения в транслировании собственных навыков.

Педагогическое мастерство связано с изучением ключевого слова — «мастерство» [5]. В педагогической энциклопедии мастерство определяется как глубокое понимание дела, сочетаемое с развитым умением осуществлять эффективные действия в каком-либо виде профессиональных или любительских занятий [3, с. 549]. Мастерство, в понимании отечественного педагога А. С. Макаренко, — это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог [2]

Кроме того, в отличие от учебного занятия, которое проводится с обучающимися, мастер-класс ориентирован на педагогов, подготовленных специалистов, также обладающих знаниями и опытом обучения, как и педагог-мастер. Поэтому, на наш взгляд, адресат мастер-класса обязывает педагога, во-первых, иметь высокий уровень профессиональной компетентности, чтобы транслировать свой опыт, во-вторых, отбирать самые актуальные и отработанные формы, методы, средства обучения, которые будут интересны коллегам, а в-третьих, усилить методический акцент в его содержании, чтобы помочь понять, КАК и ПОЧЕМУ используются педагогом те или иные средства в работе, позволяющие достичь наилучших результатов.

Все описанное позволяет определить цель мастер-класса — создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов; передать педагогический опыт, систему работы, поделиться авторскими находками, всем тем, что поможет педагогам достичь высоких результатов в педагогической деятельности.

В соответствии с условиями конкурса «конкурсант проводит мастер-класс по любой теме своей программы, отражая полноту, качество и совокупность выполняемых трудовых функций педагога дополнительного образования детей: преподавание, психолого-педагогическое и организационно-методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. Содержание и форма мастер-класса конкурсантом определяется самостоятельно. Допускается использование необходимых и целесообразных аудиовизуальных, наглядных, презентационных, информационно-коммуникативных средств обучения для достижения целей мастер-класса» [4]. Определена продолжительность мастер-класса — 30 минут.

В числе основных характеристик мастер-класса называют:

– диалогичность (все участники учебного процесса должны быть включены в активную деятельность, обмен мнениями, совместный поиск творческого решения профессиональной проблемы);

– практическую ориентированность (в основе практические действия, показ и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи, передача способов деятельности);

– методическую новизну (эффективная форма обмена опытом обучения и воспитания предполагает демонстрацию оригинальных методов освоения определённого содержания);

– высокую профессиональную компетентность всех участников (диалог «на равных»);

– рефлексивность (педагог осознает способы, приёмы, навыки преподавания, выработанные им в собственном опыте).

Обратимся к структуре мастер-класса.

Установленный регламент указывает на то, что структурных элементов в мастер-классе не может быть много, но их и не может быть менее трех, как в композиции любого речевого произведения, традиционно характеризующегося трехчастностью.

В методической литературе представлены несколько вариантов построения мастер-класса. Обобщая изученное и собственный опыт, предлагаем выделить в структуре мастер-класса 5 основных частей.

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера. Важным элементом мастер-класса является проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность участников мастер-класса. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, цитаты, стихи — чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Эмоциональное состояние педагога должно задавать настроение аудитории. В эту часть также входит обоснование основных идей педагогической технологии или метода, применяемого педагогом; описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки; определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера. Важно не затянуть вступление (ориентировочно 3 минуты).

2. Представление занятия / системы занятий. Это описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом; определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться; краткая характеристика результативности используемой технологии. Время этапа — 3 минуты.

3. Занятие (имитационная игра с участниками мастер-класса) с демонстрацией приемов эффективной работы с воспитанниками. Это основной этап, на котором потребуется структурированная подача подготовленного материала. Лучше всего здесь работает такая схема: разложите общую теоретическую концепцию на небольшие смысловые части, придумайте для каждого блока практическое упражнение, покажите порядок его выполнения и дайте аудитории время самостоятельно закрепить материал.

В отличие от занятия с детьми, проводя мастер-класс, важно демонстрировать свою методическую грамотность, проговаривать что и почему делается, как делается, комментировать этапы работы.

4. Моделирование. Данный этап предполагает самостоятельную работу слушателей в режиме продемонстрированной педагогической технологии, метода, приема. При этом педагог-мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. Этап завершается обсуждением выполненного слушателями.

5. Рефлексия. Непродолжительный, но важный этап, который демонстрирует завершенность мастер-класса, подчеркивает логичность его построения. Организуется небольшая дискуссия по результатам совместной деятельности педагога-мастера и слушателей. В заключительном слове педагог подводит итог по мастер-классу, благодарит его участников за работу.

Важным моментом при подготовке мастер-класса как конкурсного испытания, на наш взгляд, является проработка критериев оценивания конкурсного испытания. Именно они являются отправной точкой в построении мастер-класса и ложатся в основу чек листа его оценивания вместе с техническими требованиями.

Литература:

  1. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года. Электронный ресурс: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/ дата обращения: 28.07.2023.
  2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Пед. соч. в 8 т. М., 1984. Т. 3. С. 43–44.
  3. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1965. Т. 2. 739 с
  4. Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Электронный ресурс: https://serdtsedetyam.ru/wp-content/uploads/polozhenie-konkursa_serdcze-otdayu-detyam-2023–1.pdf. дата обращения: 28.07.2023.
  5. Профессиональное мастерство современного педагога: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра, 2016. — 442 с.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурсное испытание, педагог, дополнительное образование, опыт обучения, педагогическое мастерство, собственный опыт, структура мастер-класса, творческое решение, учебное занятие, форма демонстрации.


Ключевые слова

педагогическое мастерство, мастер-класс, профессиональный конкурс

Похожие статьи

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах

В статье понимается вопрос о таком явлении, как профессионализм учителя. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны участия педагога в конкурсах и других мероприятиях, способствующих росту педагогического мастерства. Кроме того, в ста...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Опыт работы классного руководителя в период дистанционного обучения

В статье представлен опыт классного руководителя по организации деятельности классного коллектива в условиях дистанционного обучения.

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Некоторые аспекты обучения при формировании профессиональных компетенций у художников стилистов

В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональных компетенций у художников стилистов при организации учебного процесса, творческой, трудовой их деятельности.

Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений

В статье рассматривается понятие «творческая самостоятельность» как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Анализируются возможные роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов.

Похожие статьи

Исполнительская деятельность педагога-музыканта как фактор совершенствования профессионального мастерства

В данной статье исследуется роль исполнительской деятельности педагога-музыканта в повышении его профессионального мастерства. Автор рассматривает влияние практического исполнительского опыта на развитие навыков и компетенций педагога-музыканта. Стат...

Проблема повышения педагогического мастерства через участие педагога в профессиональных конкурсах

В статье понимается вопрос о таком явлении, как профессионализм учителя. Рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны участия педагога в конкурсах и других мероприятиях, способствующих росту педагогического мастерства. Кроме того, в ста...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Опыт работы классного руководителя в период дистанционного обучения

В статье представлен опыт классного руководителя по организации деятельности классного коллектива в условиях дистанционного обучения.

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Некоторые аспекты обучения при формировании профессиональных компетенций у художников стилистов

В статье рассматриваются аспекты формирования профессиональных компетенций у художников стилистов при организации учебного процесса, творческой, трудовой их деятельности.

Роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов высших учебных заведений

В статье рассматривается понятие «творческая самостоятельность» как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Анализируются возможные роли преподавателя в процессе развития творческой самостоятельности студентов.

Задать вопрос