Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 1208 раз

Библиографическое описание:

Панфиленко, А. Ю. Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта / А. Ю. Панфиленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8168/ (дата обращения: 16.12.2024).

Одна из форм эффективного профессионального обучения как учителей, проявляющих активность в поиске путей роста своего педагогического мастерства, так и учителей, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию, является мастер-класс.

Такой вид профессионального объединения в школе предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру мастера и группу учителей-учеников, что отражается в следующем определении:

мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача ученикам его опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей.

Прогнозировать результативную работу «учеников» мастер-класса можно при условиях:

-          мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса;

-          повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;

-          готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

-          рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.

Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу. Действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема. Разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых, ведущих качеств личности, оригинальность методики.

Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами, несмотря на общие признаки системы работы педагогов-мастеров. Этот феномен объясняется тем, что у каждого мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.

Положительный результат обучения в работе мастера-класса состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что при такой форме обучения могут быть созданы три типа условий:

1.         Обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.

2.         Стимулирование познавательного интереса и отработка умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности.

3.         Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класса как форма организации активной самостоятельной работы учителей предполагает в процессе работы профессионального объединения использование эмпирических методов исследования: наблюдения, изучения документов и результатов деятельности мастера и школьников, тестирования, — а также разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.

Наблюдение как наиболее информативный метод исследования приобретает особое значение в работе мастер-класса.

Процесс педагогического наблюдения осуществляется поэтапно:

1.      Выбор объекта и определение цели.

2.      Составление плана.

3.      Подготовка документации (бланки протоколов, инструкции, и др.)

4.      Сбор данных наблюдения (протоколы, записи, таблицы).

5.      Обработка и оформление результатов наблюдения.

6.      Анализ результатов.

7.      Выводы наблюдения.

Педагогическая технология, как известно, представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и обучающегося, критерии оценки и качественно новый результат.

Предлагаю рассмотреть каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса. Последовательность действий — пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера. Критерии оценки — новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Качественно новый результат — умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Рассмотрим основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса

-          Шаг 1. Презентация педагогического опыта мастера. На этом этапе кратко характеризуются учащиеся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития обучающихся; обосновываются основные идеи технологии, которая обеспечивает эффективность работы в экспериментальном классе; предлагается информация о достижениях мастера, его публикациях; определяются проблемы и перспективы в работе учителя.

-          Шаг 2. Представление системы уроков. Предлагается система уроков в режиме эффективной педагогической технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

-          Шаг 3. Имитационная игра. Учитель-мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися; слушатели одновременно играют две роли: обучающихся данного класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.

-          Шаг 4. Моделирование. Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную модель урока в режиме технологии урока мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею; проводится обсуждение авторских моделей урока.

-          Шаг 5. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей; достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.

Результат совместной деятельности — модель урока, которую разработал «учитель — ученик» под руководством «учителя — мастера» с целью применения этой модели в собственной практике. Так учитель-мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету.

Мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность обучающихся и создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Основные термины (генерируются автоматически): мастер, педагогическая деятельность, работа мастер-класса, индивидуальный стиль, критерий оценки, педагогическое мастерство, профессиональное объединение, слушатель, собственная практика, учитель, Шаг, экспериментальный класс.

Похожие статьи

Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся

Детский мини-пресс-центр как инновационная форма работы с детьми

Виртуальный тур по колледжу как инновационная форма профориентации абитуриентов

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Похожие статьи

Мастер-классы как педагогическая технология развития творческих способностей учащихся

Детский мини-пресс-центр как инновационная форма работы с детьми

Виртуальный тур по колледжу как инновационная форма профориентации абитуриентов

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Индивидуальный проект как эффективная технология формирования функциональной грамотности обучающихся

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности