Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта
Автор: Панфиленко Анжелика Юрьевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2015)
Дата публикации: 21.05.2015
Статья просмотрена: 1208 раз
Библиографическое описание:
Панфиленко, А. Ю. Мастер-класс как форма распространения инновационного педагогического опыта / А. Ю. Панфиленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8168/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одна из форм эффективного профессионального обучения как учителей, проявляющих активность в поиске путей роста своего педагогического мастерства, так и учителей, которые пассивно относятся к своему профессиональному развитию, является мастер-класс.
Такой вид профессионального объединения в школе предполагает сильную, обладающую признанным авторитетом фигуру мастера и группу учителей-учеников, что отражается в следующем определении:
— мастер-класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача ученикам его опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы учителей.
Прогнозировать результативную работу «учеников» мастер-класса можно при условиях:
- мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе мастер-класса;
- повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей;
- готовность «учеников» и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
- рефлексия деятельности «учеников» и мастера в процессе собственной практики.
Учитель-мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу. Действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы учителя являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема. Разносторонность воздействия на обучающихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых, ведущих качеств личности, оригинальность методики.
Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами, несмотря на общие признаки системы работы педагогов-мастеров. Этот феномен объясняется тем, что у каждого мастера, открывающего мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность индивидуально-личностных характеристик учителя проявляется при отборе содержания, форм, методов организации педагогической деятельности, в процессе рефлексии и оценки собственных достижений и неудач.
Положительный результат обучения в работе мастера-класса состоит в том, что активный учитель использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса обеспечивается тем, что при такой форме обучения могут быть созданы три типа условий:
1. Обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
2. Стимулирование познавательного интереса и отработка умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности.
3. Осуществление индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Мастер-класса как форма организации активной самостоятельной работы учителей предполагает в процессе работы профессионального объединения использование эмпирических методов исследования: наблюдения, изучения документов и результатов деятельности мастера и школьников, тестирования, — а также разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
Наблюдение как наиболее информативный метод исследования приобретает особое значение в работе мастер-класса.
Процесс педагогического наблюдения осуществляется поэтапно:
1. Выбор объекта и определение цели.
2. Составление плана.
3. Подготовка документации (бланки протоколов, инструкции, и др.)
4. Сбор данных наблюдения (протоколы, записи, таблицы).
5. Обработка и оформление результатов наблюдения.
6. Анализ результатов.
7. Выводы наблюдения.
Педагогическая технология, как известно, представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и обучающегося, критерии оценки и качественно новый результат.
Предлагаю рассмотреть каждый из блоков на примере технологии подготовки и проведения мастер-класса. Последовательность действий — пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-мастера. Критерии оценки — новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий). Качественно новый результат — умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Рассмотрим основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса
- Шаг 1. Презентация педагогического опыта мастера. На этом этапе кратко характеризуются учащиеся экспериментального класса, обоснование результатов диагностики, прогноз развития обучающихся; обосновываются основные идеи технологии, которая обеспечивает эффективность работы в экспериментальном классе; предлагается информация о достижениях мастера, его публикациях; определяются проблемы и перспективы в работе учителя.
- Шаг 2. Представление системы уроков. Предлагается система уроков в режиме эффективной педагогической технологии; определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Шаг 3. Имитационная игра. Учитель-мастер проводит урок со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися; слушатели одновременно играют две роли: обучающихся данного класса и экспертов, присутствующих на открытом уроке.
- Шаг 4. Моделирование. Слушатели самостоятельно разрабатывают собственную модель урока в режиме технологии урока мастера; мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею; проводится обсуждение авторских моделей урока.
- Шаг 5. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей; достижение целей в работе мастер-класса определяется в соответствии с поставленной целью.
Результат совместной деятельности — модель урока, которую разработал «учитель — ученик» под руководством «учителя — мастера» с целью применения этой модели в собственной практике. Так учитель-мастер раскрывает «ученикам» авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету.
Мастер-класс отражает умение мастера проектировать успешную деятельность обучающихся и создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.