Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров
Автор: Каппушева Зухра Анзоровна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 2328 раз
Библиографическое описание:
Каппушева, З. А. Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров / З. А. Каппушева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4014/ (дата обращения: 16.12.2024).
На сегодняшний день, в нашей стране выдвигают новые требования к профессиональной подготовке специалистов. Специалист менеджер должен владеть не только основами предпринимательской деятельности, но и строить взаимоотношения с деловыми партнерами. Однако менеджеры испытывают трудности при общении с представителями иных культур. Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В этой связи особую актуальность приобретает способность студентов изучать определенные требования, нормы для успешного общения с деловыми партнерами.
В каждой области жизни общества которая называется «сферой общения» существует свой особый тип отношений между людьми. Сфера деятельности решающим образом влияет на характер этой деятельности,определяет ее виды и формы. Именно в зависимости от того, в какой области происходит общение т. е. таковы цели и задачи общения, в свою очередь обусловленные тем, каковы значение соответствующей сферы деятельности,-в зависимости от этого отбираются соответствующие средства и складываются в определенную структуру [3,С-11]
Бадаев А. А. рассматривает деловое общение как особую форму общения, направленную на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе. Деловое общение, по его мнению, обеспечивает ведение переговоров, совещаний и официальной переписки, публичных выступлений. Оно направлено на решение широкого круга вопросов взаимодействия людей, создания условий для их продуктивного сотрудничества в достижении значимых целей, обеспечения успеха общего дела. Дополнительные функции делового общения проявляются в установлении межличностных отношений партнерства, создания оптимального морально-психологического климата в организации, формирования профессионального и корпоративного имиджа субъектов. В деловом общении, подчеркивает автор, можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения: стремление к безопасности, личному благополучию, карьерному росту; стремление к власти, установлению неформальных отношений, формированию позитивного имиджа, повышения собственной значимости и репутационных характеристик и др. [1.]
Как утверждает В. В. Усов, жизнь делового человека проходит в постоянных контактах с другими людьми-партнерами по бизнесу, производителями товаров, специалистами, торговыми агентами, брокерами. Эти контакты могут быть приятными и не очень, однако во всех ситуациях следует сохранить свое человеческое достоинство, заботиться о репутации фирмы, искать наилучший для всех заинтересованных сторон выход из положения. Эти правила, отмечает автор, вырабатывались веками в процессе общения людей. Они составляют неотъемлемую часть общей и предпринимательской культуры. От того, насколько человек усвоил принципы и формы этикета зависит его деловая репутация авторитет и в конечном счете успех в бизнесе. [7.]
По мнению И. Г. Шириковой, деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным, подчеркиывает автор [8.C-62].
Под культурой делового общения Т. М. Данилова понимает совокупность умений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности, среди которых ведущим является умение межкультурного взаимодействия, умение проявлять интерес к человеку, умение понимать его эмоциональное состояние, умение объективно оценивать его намерение, способности мысли, умения разрешать проблемные ситуации на основе субъективного их восприятия [4,с-13].
По мнению вышеупомянутых ученых, при деловом общении надо учитывать определенные нормы, закономерности, правила деловой этики. Надо с уважением относиться к деловому партнеру, если он является представителем другой культуры. В культуру входит соблюдение правил, совокупность обычаев, традиции, норм и правил поведения.
Как подчеркивает Р. Н. Батавина, в настоящее время принято использовать следующие анонимные титулы: в Германии- „ Герр, “ „Фрау, “ в Великобритании и других англоязычных странах- „Мистер,“ „Миссис,“ во Франции и других франкоговорящих странах- „ Месье,“ „Мадемуазель,“ „ Мадам.“ В России до 1917года общеупотребительными в деловых кругах (при устном и при письменном общении) были титулы „ Господин,“ „Госпожа“ в последующие годы- Товарищ, без различения полов. В настоящее время когда Российская Федерация вошла, в мировое сообщество, приняв социально-рыночную систему отношении, появились отчетливые желание и их практическое воплощение вернуться к традициям дореволюционной России, т.е, использовать в деловых контактах титулы „ Господин,“ „Госпожа“. [2.]
Е. Н. Скаженик отмечает важную роль жестов, позы мимики в процессе общения. Она выделяет следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию. Жесты уверенности: кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят; во время передачи информации локти не прижаты к туловищу; руки в карманах; одна рука обхватывает в области ладони. Жесты неуверенности, раздражения: прижатые вплотную к бокам локти; ёрзание в кресле; одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет; человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины); потирание уха. Жесты, выражающие агрессивность: тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях; поза на стуле «верхом»; руки в карманах, большие пальцы снаружи. Жесты несогласия: боковой взгляд — жест недоверия; прикосновение к носу или легкое потирание его — чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов; ноги у сидящего направлены к выходу — желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. [6.]
По мнению Б. З. Зельдович общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с собеседником не менее 60–70 % времени контакта. Взгляд рекомендуется направить на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз. [5, С-3]
Таким образом, коротко рассмотрев некоторые нормы, правила, требования деловой этики, можно сделать вывод о том, что в основе делового общения лежит определенный круг закономерностей которыми должен овладеть специалист менеджер. На сегодняшний день деловые переговоры играют важную роль в политической и коммерческой деятельности. Знание основных правил делового общения способствует установлению и межличностных отношении внутри коллектива, руководителями фирм, сотрудничества и партнерства.
Литература:
1. Бадаев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь./А. А. Бадаев.-М.: Изд-во Кошто-Центр, 2011.
2. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношении/ Р. Н.Ботавина.-М.: Изд-во Финансы и статистика, 2003.
3. До Кон Чунг. Деловое общение в системе речевой подготовки иностранных студентов-будущих менеджеров в вузе: дис...док.пед.наук:13.00.02. Кон Чунг До. М,2005-С11.
4. Данилова, Т. М. Педагогические условия формированиякультуры делового общения у студентов- будущих менеджеров в вузе: дис...канд.пед.наук:13.00.01. Т. М. Данилова. Самара, 2008-С.13.
5. Зельдович, Б. З. Деловое общение/Б. З. Зельдович. -М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2007-С.-3.
6. Скаженик, Е. Н. Деловое общение/Е. Н. Скаженик.- Таганрог.: ТРТУ, 2006.
7. Усов, В. В. Деловой этикет/ В. В. Усов. -М.: Академия, 2007–400с.
8. Ширикова, И. Г. Этика/ И. Г Ширикова.-М.: ПРИОР, 2000-С.62.