Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)

Статья просмотрена: 2328 раз

Библиографическое описание:

Каппушева, З. А. Деловое общение как условие формирование профессиональной культуры менеджеров / З. А. Каппушева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4014/ (дата обращения: 16.12.2024).

На сегодняшний день, в нашей стране выдвигают новые требования к профессиональной подготовке специалистов. Специалист менеджер должен владеть не только основами предпринимательской деятельности, но и строить взаимоотношения с деловыми партнерами. Однако менеджеры испытывают трудности при общении с представителями иных культур. Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни общества. В этой связи особую актуальность приобретает способность студентов изучать определенные требования, нормы для успешного общения с деловыми партнерами.

В каждой области жизни общества которая называется «сферой общения» существует свой особый тип отношений между людьми. Сфера деятельности решающим образом влияет на характер этой деятельности,определяет ее виды и формы. Именно в зависимости от того, в какой области происходит общение т. е. таковы цели и задачи общения, в свою очередь обусловленные тем, каковы значение соответствующей сферы деятельности,-в зависимости от этого отбираются соответствующие средства и складываются в определенную структуру [3,С-11]

Бадаев А. А. рассматривает деловое общение как особую форму общения, направленную на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе. Деловое общение, по его мнению, обеспечивает ведение переговоров, совещаний и официальной переписки, публичных выступлений. Оно направлено на решение широкого круга вопросов взаимодействия людей, создания условий для их продуктивного сотрудничества в достижении значимых целей, обеспечения успеха общего дела. Дополнительные функции делового общения проявляются в установлении межличностных отношений партнерства, создания оптимального морально-психологического климата в организации, формирования профессионального и корпоративного имиджа субъектов. В деловом общении, подчеркивает автор, можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения: стремление к безопасности, личному благополучию, карьерному росту; стремление к власти, установлению неформальных отношений, формированию позитивного имиджа, повышения собственной значимости и репутационных характеристик и др. [1.]

Как утверждает В. В. Усов, жизнь делового человека проходит в постоянных контактах с другими людьми-партнерами по бизнесу, производителями товаров, специалистами, торговыми агентами, брокерами. Эти контакты могут быть приятными и не очень, однако во всех ситуациях следует сохранить свое человеческое достоинство, заботиться о репутации фирмы, искать наилучший для всех заинтересованных сторон выход из положения. Эти правила, отмечает автор, вырабатывались веками в процессе общения людей. Они составляют неотъемлемую часть общей и предпринимательской культуры. От того, насколько человек усвоил принципы и формы этикета зависит его деловая репутация авторитет и в конечном счете успех в бизнесе. [7.]

По мнению И. Г. Шириковой, деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным, подчеркиывает автор [8.C-62].

Под культурой делового общения Т. М. Данилова понимает совокупность умений, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности, среди которых ведущим является умение межкультурного взаимодействия, умение проявлять интерес к человеку, умение понимать его эмоциональное состояние, умение объективно оценивать его намерение, способности мысли, умения разрешать проблемные ситуации на основе субъективного их восприятия [4,с-13].

 По мнению вышеупомянутых ученых, при деловом общении надо учитывать определенные нормы, закономерности, правила деловой этики. Надо с уважением относиться к деловому партнеру, если он является представителем другой культуры. В культуру входит соблюдение правил, совокупность обычаев, традиции, норм и правил поведения.

Как подчеркивает Р. Н. Батавина, в настоящее время принято использовать следующие анонимные титулы: в Германии- „ Герр, “ „Фрау, “ в Великобритании и других англоязычных странах- „Мистер,“ „Миссис,“ во Франции и других франкоговорящих странах- „ Месье,“ „Мадемуазель,“ „ Мадам.“ В России до 1917года общеупотребительными в деловых кругах (при устном и при письменном общении) были титулы „ Господин,“ „Госпожа“ в последующие годы- Товарищ, без различения полов. В настоящее время когда Российская Федерация вошла, в мировое сообщество, приняв социально-рыночную систему отношении, появились отчетливые желание и их практическое воплощение вернуться к традициям дореволюционной России, т.е, использовать в деловых контактах титулы „ Господин,“ „Госпожа“. [2.]

Е. Н. Скаженик отмечает важную роль жестов, позы мимики в процессе общения. Она выделяет следующие группы жестов, которые предоставляют деловым партнерам самую разнообразную информацию. Жесты уверенности: кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются; кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят; во время передачи информации локти не прижаты к туловищу; руки в карманах; одна рука обхватывает в области ладони. Жесты неуверенности, раздражения: прижатые вплотную к бокам локти; ёрзание в кресле; одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет; человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины); потирание уха. Жесты, выражающие агрессивность: тесно сплетенные пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях; поза на стуле «верхом»; руки в карманах, большие пальцы снаружи. Жесты несогласия: боковой взгляд — жест недоверия; прикосновение к носу или легкое потирание его — чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов; ноги у сидящего направлены к выходу — желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. [6.]

По мнению Б. З. Зельдович общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с собеседником не менее 60–70 % времени контакта. Взгляд рекомендуется направить на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз. [5, С-3]

Таким образом, коротко рассмотрев некоторые нормы, правила, требования деловой этики, можно сделать вывод о том, что в основе делового общения лежит определенный круг закономерностей которыми должен овладеть специалист менеджер. На сегодняшний день деловые переговоры играют важную роль в политической и коммерческой деятельности. Знание основных правил делового общения способствует установлению и межличностных отношении внутри коллектива, руководителями фирм, сотрудничества и партнерства.

Литература:

1.                           Бадаев, А. А. Психология общения. Энциклопедический словарь./А. А. Бадаев.-М.: Изд-во Кошто-Центр, 2011.

2.                           Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношении/ Р. Н.Ботавина.-М.: Изд-во Финансы и статистика, 2003.

3.                           До Кон Чунг. Деловое общение в системе речевой подготовки иностранных студентов-будущих менеджеров в вузе: дис...док.пед.наук:13.00.02. Кон Чунг До. М,2005-С11.

4.                           Данилова, Т. М. Педагогические условия формированиякультуры делового общения у студентов- будущих менеджеров в вузе: дис...канд.пед.наук:13.00.01. Т. М. Данилова. Самара, 2008-С.13.

5.                           Зельдович, Б. З. Деловое общение/Б. З. Зельдович. -М.: Изд-во Альфа-Пресс, 2007-С.-3.

6.                           Скаженик, Е. Н. Деловое общение/Е. Н. Скаженик.- Таганрог.: ТРТУ, 2006.

7.                           Усов, В. В. Деловой этикет/ В. В. Усов. -М.: Академия, 2007–400с.

8.                           Ширикова, И. Г. Этика/ И. Г Ширикова.-М.: ПРИОР, 2000-С.62.

Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, деловая этика, кисть рук, норма, рука, умение.

Похожие статьи

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций

Здоровый образ жизни как условие формирования общей культуры будущего специалиста

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Научно-профессиональное сообщество как модель организации профессионального общения будущего специального психолога

Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов

Похожие статьи

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Неформальное образование как средство формирования профессиональных компетенций

Здоровый образ жизни как условие формирования общей культуры будущего специалиста

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Научно-профессиональное сообщество как модель организации профессионального общения будущего специального психолога

Государственно-частное партнерство как условие инновационного развития АПК

Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи

Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов