Деловое общение как психолого-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 03.08.2016

Статья просмотрена: 2870 раз

Библиографическое описание:

Климченко, М. С. Деловое общение как психолого-педагогическая проблема / М. С. Климченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 461-464. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33140/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассматриваются различные подходы к проблеме общения с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, социологии, уточняется сущность понятия «деловое общение”, его особенности и признаки. Приведено обобщение понятий “общение”, “деловое общение”.

Ключевые слова: общение, деловое общение.

Изменения, происходящие на современном этапе развития нашего общества во всех сферах его жизнедеятельности: экономике, политике, образовании, искусстве, требуют пересмотра отношения ко многим вопросам современной действительности, в том числе и проблеме общения между людьми. Существовали и существуют до сих пор разные подходы к данной проблеме. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Проблема общения как специфического социального отношения издавна привлекала внимание ученых различных областей науки. Общение — чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: философией, педагогикой, психологией и теоретической лингвистикой, общим языкознанием и социальной психологией, социологией и логикой, а также дополняемый изысканиями в таких областях как риторика, теория и практика аргументации. Общение стало предметом исследований во вновь появившихся отраслях знаний: управленческий менеджмент, медиаторинг, полемология, техника и методика делового общения, социология массовых коммуникаций, изучение и формирование общественных связей и отношений. По утверждению ряда исследователей создать всеобъемлющую теорию человеческого общения, погрузив в неё все нюансы речевого взаимодействия людей, довольно сложно.Для понимания сущности делового общения как части человеческого общения необходимо обратиться к анализу трактовок категории общения в базовых для педагогики науках.

Из проведённого анализа определений общения в философии, психологии, социальной психологии и педагогике следует важный для целей и задач нашего исследования вывод о том, что общение существует как полисистема и присутствует в той или иной степени практически во всех сферах жизнедеятельности человека, на разных уровнях человеческих взаимоотношений, проявляясь в различных видах, исходя из этого, его формирующая функция реализуется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализации себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.

Термин «деловое общение» появился на страницах научных публикаций в последние десятилетия. Деловое общение как один видов общения является предметом изучения различных областей науки. Существуют сферы человеческой деятельности, в которых взаимоотношения людей, их межличностные контакты становятся профессионально значимыми. По мнению, В. А. Кан-Калика, в педагогической профессии общение из фактора, сопровождающего деятельность, соответствующего ей, превращается в категорию профессионально значимую. По нашему мнению, это утверждение верно не только для педагогической, но и ряда других профессий, в частности для профессий в системе «человек — человек»: юристов, менеджеров, журналистов, переводчиков, предполагающих включение партнеров в деловое общение. В деловом взаимодействии определяются роли его участников — руководителей и подчиненных, предпринимателей и клиентов, продавцов и покупателей, должностных лиц, функции которых обусловлены спецификой их служебной деятельности. Кроме того, на сегодняшний день появились профессии, такие как референт, менеджер персонала, специалисты по рекламе, по связям с общественностью и др., целиком состоящие из коммуникативной деятельности — делового общения. Именно поэтому внимание многих исследователей привлекает этот вид общения. Одним из первых деловое общение (в ходе учебной деятельности) сделал предметом психологического исследования Б. Г. Ананьев. В настоящее время деловое общение исследуют В. И. Андреев, О. А. Баева, Г. В. Бороздина, Л. В. Власов, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, А. П. Журавлев, А. Ю. Панасюк, А. Л. Свенцицкий, В. К. Сементовская и другие.

В определение делового общения различные авторы вкладывают неодинаковый смысл. Деловое общение понимается как средство психологического обеспечения деятельности, в котором выделяются такие особенности как регламентированность в отношении распределения функций между партнерами, средств общения, а также отношение к проблемным ситуациям [7], как «взаимодействие, взаимоотношение, по меньшей мере, двух равных по активности партнеров, субъектов общения» [7], как «общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д. [7]. Т. Н. Астафурова понимает под деловым общением межличностный аспект профессиональной коммуникации [9, с.53]. Как официальный контакт с обратной связью рассматривают деловое общение Л. В. Власов и В. К. Сементовская, причем, само понятие «деловое общение», по их мнению, является относительно условным и выражает служебные, т. е. деловые отношения, контакты с целью получения информации (необходимой деловой информации). Разделение общения на деловое и бытовое авторы связывают с официальными и неофициальными отношениями, формальными и неформальными группами. По их мнению, деловое общение имеет не узкоутилитарные цели, оно отражает нравственно-духовную атмосферу общества. Критерий эффективности этого общения определяется не только экономическими подсчетами, но и моральными, нравственными приобретениями людей. В деловом общении воспитываются и проявляются определенные качества человека, характеризующие высокий потенциал общества.

Рассматривая деловое общение с точки зрения философии, В. Г. Успенский высказывает интересную мысль о единстве социального и психического в содержании делового общения, которое основывается на деловых взаимоотношениях между членами трудового коллектива. По мнению ученого, деловое общение — социально-психологический процесс взаимного влияния членов коллектива друг на друга в целях согласованного и эффективного выполнения ими определенных действий, в которых реализуется потенциал личности на основе установленных служебных отношений.

В современной литературе имеются самые разнообразные определения делового общения. Так, например, С. Л. Жукова дает следующее определение деловому общению: «общение, включенное в процесс какой-либо профессиональной деятельности, взаимодействие людей в процессе производственной деятельности, связанное с их официальной ролью» [10, с.З].

Существуют тенденция к выделению делового общения в качестве специфической формы межличностного взаимодействия, однако в литературе отсутствует единый подход к его определению в зависимости от трактовки связи деятельности и общения: является ли общение стороной или уровнем процесса деятельности или представляет собой особую его форму или вид.

На наш взгляд, для определения и анализа специфики делового общения необходимо вернуться к базовым категориям психологической науки — категориям деятельности и общения. В отечественной психологии большинством исследователей принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» неё. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его общение неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется, так или иначе, всеми исследователями.

В деловом общении, как и в любом другом виде деятельности, где используется речь, функционируют три основных элемента — субъект речевой коммуникации, речевое сообщение и объект (получатель) сообщения. В связи с этим успех здесь связан с особенностями коммуникатора, качеством его речевой «продукции» и психическим состоянием того, кто эту продукцию получает и усваивает. Как видно, необходимо качественное и надежное функционирование речи в трех аспектах: а) порождение речевых элементов; б) в структуре и содержании сообщения; в) в готовности объекта воспринять и переработать это сообщение.

Объективными условиями делового общения выступают обстановка, время, освещенность, пространственное положение партнеров, внешние помехи; субъективные условия: пол, возраст, социальное положение, индивидуальные характеристики, психическое и физическое состояние партнеров.

Средствами делового общения выступают вербальные, мимические, пантонимические и паралингвистические средства и умения партнеров; способами — конкретные приемы использования коммуникативных средств в различных формах делового общения.

Предметом в деловом общении является дело. Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

Результатом делового общения могут стать не только как у других видов общения поведение, мировоззрение или эмоциональное состояние партнера, измененное в соответствии с идеальной целью коммуникативной деятельности, а также информация, полученная одним партнером или усвоенная другим, и достижение поставленной цели. Необходимо отметить, что результат может совпадать или не совпадать с целью деятельности. Во втором случае деятельность может быть продолжена.

Деловое общение имеет ряд специфических признаков, обусловленных процессами производства и руководства коллективным трудом. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении нельзя прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Деловые контакты образуются между людьми, которых связывают интересы какого-либо определенного дела. Деловое общение всегда имеет целевую направленность. Основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент. Общение в широком смысле не обязательно означает совместную деятельность. Взаимосвязь, контакт между людьми может реализовываться в понимании, сочувствии, сопереживании. Вступление в деловой контакт предполагает, что партнеров по общению интересует, прежде всего, то, насколько они могут быть полезны друг другу.

В отличие от профессионального общения, которое чаще всего происходит в социальном коллективе (производственном коллективе), деловое общение может протекать в диаде и является более широким понятием, которое включает в себя и профессиональное общение. Существенную роль при этом играет ориентация участников общения только на техническую и технологическую сторону бизнеса или производства или на людей, участвующих в деле. В первом случае мы говорим о профессиональном общении, во втором — о деловом общении. При направленности управления на технику или технологию общение приобретает сугубо официальный характер, при ориентации на человека в нем значительное место наряду с официальными занимают и чисто человеческие отношения.

Исходя из вышеизложенного, представляется оправданным в качестве определения делового общения предложить следующее определение: деловое общение — взаимодействие деловых партнеров для разрешения конкретных проблем и организации делового сотрудничества, которое имеет своей целью установление, поддержание и развитие контактов с партнерами по совместной деятельности для достижения определенных результатов, является неотъемлемой частью любой организаторской и управленческой деятельности, охватывает различные по уровню, содержанию и по форме организации контакты, осуществляется в устной и письменной форме и опирается на знание таких дисциплин как психология, социология, риторика, и в первую очередь, на высокие профессиональные знания.

Деловое общение — это коммуникативная деятельность, характеризующаяся достаточно высокой степенью формализации. Основной мотив такой деятельности — мотив достижения цели, основанный на материальных, социальных и духовных потребностях личности. Это — деятельность, имеющая свои собственные средства и способы (формы делового общения и умения делового общения), связанная с другими видами человеческой деятельности и имеющая свой специфический продукт — поведение, решение, эмоциональное состояние, измененные в соответствии с идеальной целью, информация (полученная или переданная), достигнутый уровень интеграции партнеров.

Литература:

  1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т.2 — М.: «Русские словари», 1994. — 523 с.
  2. Кант И. Соч.: в 6 г., т. 4, ч.11 Под общ. ред. В. Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1965. — 541 с.
  3. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989–815 с.
  4. Батищев Г. С. Принципы материалистической диалектики как теории познания. — М., 1984
  5. Бодалев A. A. Проецирование и взаимодействие в общении // Педагогика. — 1994.-№ 1.-с. 11–14
  6. НемовP. C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  7. Формирование умений делового общения у студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка (общепедагогический аспект) // электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-umenii-delovogo-obshcheniya-u-studentov-neyazykovykh-vuzov-sredstvami-inostrann (дата обращения: 28.02.2016).
  8. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971- 351 с.
  9. Астафурова Т. Н. Прагматика делового общения // Вестник ВолГУ. Сер.2. Филология. Научно-теоретический журнал. Вып.1. 1996. — с.52–58
  10. Жукова С. Л. Подготовка будущего специалиста к деловому общению в условиях обучения в техническом вузе. Дисс.... к.п.н., М.,1987. — 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деловое общение, общение, вид общения, деятельность, коммуникативная деятельность, отношение, проблема общения, профессиональное общение, совместная деятельность, деятельный человек.


Ключевые слова

общение, деловое общение

Похожие статьи

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Теоретические подходы к определению понятия «локальное сообщество»

В статье рассмотрено, как зарубежные и отечественные авторы рассматривают понятие «локальное сообщество» в своих исследованиях, а также определены теоретические подходы и что лежит в их основе.

Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления. Раскрыта сущ...

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Подходы к определению понятия «культура»

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.

Похожие статьи

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Психологические аспекты совместной деятельности

Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Междисциплинарный подход к пониманию категорий «ценность» и «ценностная ориентация»

В статье отмечается зависимость ценностей общества от социально-экономической формации. Рассматриваются философский, социологический, психологический и педагогические подходы к пониманию ценностей. Также раскрывается понятие «ценностные ориентации» и...

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Теоретические подходы к определению понятия «локальное сообщество»

В статье рассмотрено, как зарубежные и отечественные авторы рассматривают понятие «локальное сообщество» в своих исследованиях, а также определены теоретические подходы и что лежит в их основе.

Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления. Раскрыта сущ...

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Междисциплинарный подход к анализу сущности понятия «социализация»

В статье рассматриваются основные подходы к понятию «социализации» как межпредметной области исследований.

Экология общения

В статье рассматриваются вопросы возможности обсуждения проблем психологической практики понятия «экология отношений», экологичности отношений в образовательном процессе, конкретно на уроках английского языка.

Подходы к определению понятия «культура»

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.

Задать вопрос