В статье рассматривается культура имиджа делового человека, потому как именно имидж позволяет создать первое впечатление о человеке и о его статусе в обществе.
Ключевые слова: имидж, тактика общения, повседневный этикет, протокол, культура речи.
Человек живет в обществе и поэтому ему приходится участвовать в какой-либо коллективной работе. В обществе существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии — учитель, бизнесмен, директор, политик и т. д. В таких случаях речь идет о социальном и профессиональном имидже.
Имидж (от англ. image — образ, отражение, изображение самопрезентация) — это набор неких качеств, некий стереотип и образ, вызывающие ассоциации с определенными людьми. То есть это своеобразный образ человека, который включает в себя умение не только одеваться, но и общаться (правильно говорить и внимательно слушать своего собеседника).
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих людей. Имидж создается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.
Для имиджа делового человека важна тактика общения, к которой предъявляются следующие условия:
- Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
- В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
- Умело использовать механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет — это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду).
Повседневный этикет делового человека — это, прежде всего, культура общения. Культура — это сочетание людских знаний, убеждений и норм поведения, которые мы перенимаем, а затем передаем будущим поколениям. Культура учит толерантности и взаимопониманию. Повседневный этикет базируется на четырех основных правилах, принятых в среде хорошо воспитанных людей во всех странах: вежливость, тактичность, естественность и достоинство, которые, в свою очередь, конкретизируются в ряде этикетных требований к манерам и формам общения деловых людей в различных этикетных ситуациях.
Одним из важнейших составляющих международных отношений является дипломатический протокол, представляющий из себя острый политический инструмент дипломатии. Необходимо знать нормы и правила дипломатического протокола, чтобы успешно работы в сфере международных отношений. Этимологически слово «протокол» означало в византийской дипломатии первую часть составленного в торжественных выражениях документа, в котором перечислялся состав участников. В настоящее время под протоколом понимается совокупность общепринятых правил, традиций, условностей, регулирующих порядок различных церемоний и соблюдаемых правительствами, ведомствами, представительствами, официальными лицами и деловыми партнерами в официальном международном (политическом, деловом и т. п.) общении.
Нормы протокола в своей основе исходят из принципов вежливости и взаимоуважения. И хотя вежливость не имеет обязательной юридической силы, дипломаты и бизнесмены все же стараются соблюдать эти нормы.
Основные показатели культуры речи в деловом общении:
– словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (неприличные), жаргонные слова, диалектизмы);
– грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; а именно, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
– стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие банальных, избитых выражений).
Особенности развития каждого человека, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяют говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры.
Тем, как люди здороваются при встрече, они выражают свое отношение к коллегам по работе. Стили приветствия у всех разный, например: жесты и позы, приветственные слова.
Подводя итог, можно сказать, что правильно найденный собственный имидж — первый шаг к успеху в деловом общении, который играет важную роль в успешном осуществлении как коммерческих, так и политических проектов, а также пользоваться уважаемой репутацией в деловых кругах.
Литература:
- Ахметшина, Р. М. Имидж делового человека / Р. М. Ахметшина, // Молодежь и наука: шаг к успеху сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых. — 2018. — С. 26–29.
- Дорошенко В. Ю., Зотова Л. И., Лавриненко В. Н. и др. Психология и этика делового общения: Учебник для ву-П86 зов.
- Егоров, В. П. Дипломатический протокол и этикет: учеб. пособие / В. П. Егоров. — М.: Юридический институт МИИТа, 2013. — 200 с.
- Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека бизнесмена, политика. — М.: Ось-89, 2002. — 512 с.: ил.
- Кузнезов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие для студентов вузов / Автор-составитель И. Н. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 431 с.
- Латыпова, Э. Р. Коммуникации в профессиональной юридической деятельности / Э. Р. Латыпова, Е. В. Байбародова, А. А. Гималетдинова // Аллея науки. — 2018. — Т. 2. — № 3(19). — С. 530–533. — EDN YWRHWY.
- Латыпова, Э. Р. Роль деловых коммуникаций в переговорах / Э. Р. Латыпова, Д. В. Егорова, А. Р. Мусина // Вопросы педагогики. — 2019. — № 6–1. — С. 62–66. — EDN VWOCKY.