Преподавание русского языка как неродного в общеобразовательном учреждении | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.11.2022

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Молоканова, О. М. Преподавание русского языка как неродного в общеобразовательном учреждении / О. М. Молоканова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7758/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье автор рассматривает проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели образовательных учреждений при обучении детей-инофонов.

Ключевые слова: межкультурные конфликты, межличностное общение, методика обучения.

Лингвист Ю. Караулов в 1-й половине XX века выделил 3 уровня личности:

  1. Вербально-семантический уровень языковой личности
  2. Лингво-когнитивный уровень (языковая картина мира)
  3. Прагматический уровень (цели, объекты)

Существует такое понятие как вторичная языковая личность. Это способность человека к иноязычному общению, когда человек осваивает для себя второй язык, думает на другом языке.

Таким людям необходимо дать то, что им нужно сейчас, в реальном мире.

Что говорю?

Как говорю?

Зачем говорю?

Факторы, влияющие на формирование мира:

  1. Наивные обыденные представления (семья)
  2. Межкультурное взаимодействие
  3. Мода на убеждения
  4. Мифологические представления
  5. Научное знание

Межкультурные конфликты приводят к нулю.

Степанов дает понятие «концент» — сгусток культуры в сознании человека.

Добро — зло

Бог — понимание этого понятия

Богатство — бедность

Богатый — бедный + убогий (близкий к Богу)

Представление для инофонов богатый + бедный. Инофоны будут транслировать свою культуру.

Познавательный процесс формируется от простого к сложному, от обыденного к научному. Ребенок учится играючи, живя.

Существует теория интенсивного состояния возбуждения (материал, который имеет эмоциональное влияние на учащихся, усваивается лучше), азарт выслеживания и постижения.

Концепция внутренней речи (образы и мысли про себя); латентная артикуляция (управляемое мышление ).

Для детей-инофонов необходимо повторное привыкание к языку (внутреннее повторение), многократное повторение (до автоматизма)

Зачем инофону изучать русский язык?

  1. Для общения с носителями языка
  2. Для глубокого уровня общения, погружения в культурное пространство
  3. Коммуникативная компетентность (социокультурные знания, умение быть успешным участником диалога)
  4. Удовлетворение познавательной потребности (внешняя потребность)
  5. Формирование положительных установок (свой среди своих)

Межличностное общение

  1. Я задумываюсь над тем, как и что говорю
  2. Учитывание личностных особенностей учащихся

Свойства:

  1. Контекст деятельности (личный опыт ученика)
  2. Учет сферы желаний учащихся (интересы, склонности)
  3. Учет мировоззрения (семья, ровесники)
  4. Статус ученика в классе (если он изгой, то дать ему большую ответственность)

Глубокий анализ убивает лирику. Должно быть языковое чутье (чувство языка, стиля, речевой этикет)

Зона табу (запреты). Объяснить, к чему приведет употребление неправильных фраз. Так быстрее ученик запомнит отрицательные примеры.

Методика обучения

В 1996 году был открыт центр межнационального общения «Этносфера», в котором были созданы отдельные классы с детьми-инофонами. Идея себя не оправдала.

2006 г. — центр языковой градации мигрантов им. Герцена. Инофонов не сажают в отдельные классы, так как считают, что совместное обучение — перспективный путь обучения.

Формируют социокультурные компетенции (избавление от речевого и культурного акцента):

— интонационные формы

— формулы речевого этикета

Лингво-краеведение — знакомство с тем регионом, где теперь живет ребенок (использование видеоматериалов, экскурсии; сопоставление своего города с тем, в котором они сейчас живут).

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности:

— правила с упр. (для русскоязычных)

принцип алгоритмов (вместо правил):

  1. рассуждение
  2. анализ
  3. причинно-следственные связи.

Ребенок объясняет материал группе детей, те воспринимают материал лучше.

Навык аудирования, письма, чтения вырабатывается только в тренировке.

Кейсы

Проблемная ситуация, которая требует ответа или выход (3–4 человека в группе)

— научиться анализировать ситуацию

— ролевые игры (раскрепощение, лучшее осознание)

— групповая дискуссия (структурирование)

Необходим разносторонний контроль детей-инофонов (тестирование, беседа, творческая работа); когнитивные стратегии; запоминание (повторение) в различных ситуациях; использование информационных технологий (аудио, видео)

Инновационные методы обучения:

— Интерактивные методы (современный подход)

— Работа на опережение

— Толерантное отношение

Частые ошибки при чтении:

— нечеткость двигательной активности (мышление)

— неправильная соотнесенность с родным языком

— неумение применять правило (формы глагола, ударение)

— медленное чтение (темп) или длинные паузы

Рекомендации для восприятия речи на слух:

  1. Работа с интонацией
  2. Работа в парах (один читает текст, другой контролирует
  3. Фиксация текста (ведение аналитического дневника)
  4. Работа над ошибками при чтении вслух и про себя
  5. Обмен тетрадями
  6. Вырабатывать привычку контролировать грамматические и смысловые ошибки

Лингвострановедческий аспект

  1. Пословицы и поговорки, встречающиеся в русском языке и в языке инофона
  2. Ключевые слова (комплексное синхронное описание предмета — паспорт слова (как в словаре)).
  3. Методика сравнительно- исторического анализа языков. Инофоны знакомятся с текстом, содержащим реалии в русской культуре. Они по сходству пишут о своей культуре (спорт, искусство, научные открытия, традиции и праздники)
  4. Аналитическая работа:

— первичное значение (основная мысль, ключевые слова)

— вторичное знакомство

— детальное (детали, выражения, фольклор)

— работа со словарями

Формы работы:

— коллективная (хоровые ответы позволяют преодолеть боязнь)

— работа в парах

— по цепочке

— правильная мотивация детей

— образовательные маршруты

Ключевые слова

методика обучения, межличностное общение, межкультурные конфликты

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному

Научная статья посвящена проблемам выбора целей и постановки задач при обучении немецкому языку, как второму иностранному, на базе другого европейского языка.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Активизация устной речи на уроках русского языка в условиях поликультурной среды

В статье автор рассматривает определенные приемы активизации речевой деятельности обучающихся в условиях поликультурной среды, обеспечивающие дальнейшее развитие и совершенствование устной речи.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Проблема освоения русского языка детьми-инофонами в условиях школы с полиэтническим составом

Статья посвящена проблемам обучения русскому языку детей-инофонов в условиях полиэтнической школы. Содержание учебно-методических комплексов и образовательных программ не подразумевает обучение иностранных детей. Учителя начальной школы, не владея ме...

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Развитие умений школьников действовать в ситуации конфликта в процессе обучения английскому языку

Статья посвящена проблеме обучения школьников решению конфликтных ситуаций на материале английского языка как учебного предмета в средней школе.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе, а также описан ряд универсальных способов ее развития с первых ур...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Сравнительный анализ исторического опыта предупреждения конфликтного поведения у младших школьников

В данной статье были рассмотрены психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетенции на базе образовательного учреждения. Описаны методы и формы, которые формируют у обучающихся младших классов опыт конструктивного разрешени...

Цели и планируемые результаты обучения немецкому языку как второму иностранному

Научная статья посвящена проблемам выбора целей и постановки задач при обучении немецкому языку, как второму иностранному, на базе другого европейского языка.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Активизация устной речи на уроках русского языка в условиях поликультурной среды

В статье автор рассматривает определенные приемы активизации речевой деятельности обучающихся в условиях поликультурной среды, обеспечивающие дальнейшее развитие и совершенствование устной речи.

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению иностранного языка в неязыковом вузе

В статье рассматривается проблема мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе, ее истоки и один из путей решения: организация публичных конкурсов с творческой и языковой составляющими.

Проблема освоения русского языка детьми-инофонами в условиях школы с полиэтническим составом

Статья посвящена проблемам обучения русскому языку детей-инофонов в условиях полиэтнической школы. Содержание учебно-методических комплексов и образовательных программ не подразумевает обучение иностранных детей. Учителя начальной школы, не владея ме...

Задать вопрос