Использование технологии косплея студентами КСК как элемент неформального образования и воспитания
Авторы: Кучугова Ирина Викторовна, Шипилова Татьяна Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 147 раз
Библиографическое описание:
Кучугова, И. В. Использование технологии косплея студентами КСК как элемент неформального образования и воспитания / И. В. Кучугова, Т. В. Шипилова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7515/ (дата обращения: 22.12.2024).
Основная идея данного проекта, описанного в статье, состоит в том, что, используя плакаты с советской просветительской тематикой и совмещая их с технологией косплея можно создавать современные плакаты, видеоролики по которым можно изучать историю, особенности культуры, производство, лучшие традиции. Студенты, создавая и перевоплощаясь в героев просветительских плакатов, переносят на себя их образ, особенности поведения, общечеловеческие ценности. Таким образом, совмещая учебный процесс с технологией косплея, можно получить более высокий воспитательный эффект, чем традиционная воспитательная работа.
Ключевые слова: косплей, костюмированная игра, советский плакат, неформальное образование, общечеловеческие ценности.
Отечественная система образования находится в состоянии реформирования вот уже около тридцати лет. За это время принято немалое количество директивных документов, законов, постановлений и распоряжений на разных уровнях, но в них нет четкого определения понятия «неформальное образование».
Неформальное образование – любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В общественных науках и в практике современной педагогики термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование» при описании реалий современного мира, где процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает индивида на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы [1].
Современная российская педагогическая наука настойчиво ищет механизмы для модернизации воспитательной деятельности. Обнадеживающие тенденции появились сегодня и в практической педагогике. В частности, наметилось тенденция заимствования некоторых технологий из не образовательной сферы. Одной из таких не образовательных технологий является новое направление активной творческой деятельности - косплейдвижение.
Косплей (от англ. Costumeplay костюмированная игра [4]) подразумевает перевоплощение в любимого персонажа через переодевание, гримирование под него, а также его ролевое «отыгрывание». Задача косплеера (участника косплея) максимальное соответствие выбранному персонажу. Каждый косплеер должен полностью раскрыть своего героя, скопировать его поведение, манеру разговора, фразы и жесты, показать его характер. Косплей зародился в Японии и в 1980х годах вышел на международный уровень. В настоящее время косплей распространён практически во всех странах. Первые косплееры появились в России в 1999 году, и сейчас в нашей стране насчитывается уже несколько тысяч участников данного вида ролевых игр.
Психологи объясняют интерес к косплею тем, что эта ролевая игра для людей любого возраста является возможностью самовыразиться, проявить воображение и реализовать свой творческий потенциал, разгрузить психику от отрицательных эмоций и перенапряжений, помогает отвлечься от повседневных проблем и наполнить свое сознание положительными эмоциями. Противники считают, что участие в косплее это бегство от реальности, уход от проблем [4]). Наше мнение, что косплей это творческий процесс перевоплощения, в котором можно черпать вдохновение, интерес к национальной культуре и литературе, развивать чувство общности, осуществлять ролевое экспериментирование [1]. Ролевые игры способны нести довольно высокую культурно просветительскую нагрузку, а при желании и образовательную. Мы предположили, что использование технологии косплея может разнообразить образовательный и воспитательный процесс и дать высокий образовательный и воспитательный эффект. Объектом нашего исследования стали советские плакаты.
Основная идея данного опыта состоит в том, что, используя плакаты с советской просветительской тематикой и совмещая их с технологией косплея можно создавать современные плакаты, видео ролики, по которым можно изучать историю, особенности культуры, производство, лучшие традиции. Тематика советских плакатов достаточно разнообразна: политические, патриотические, антиалкогольные, посвящённые вопросам здорового образа жизни, воспитания, образования производственному труду и т.д. Для нашего исследования мы выбрали плакаты воспитательной, образовательной и производственной тематики. Плакаты данной тематики пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, спорт и спортивные мероприятия, соблюдение правил безопасности, культурное просвещение и преодоление безграмотности, успеваемость в учёбе, высокое качество или улучшение служебных обязанностей.
Мы предположили, что, создавая и перевоплощаясь в героев просветительских плакатов, студенты переносят на себя их образ, особенности поведения, общечеловеческие ценности. Таким образом, совмещая учебно процесс с технологией косплея, можно получить более высокий воспитательный эффект.
Тематика советских плакатов достаточно разнообразна. Для использования в технологии косплея мы выбрали плакаты воспитания, образования и об отношении к труду и их рекламные слоганы [2]). Почему именно эта тематика?
Воспитательные плакаты. Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать. Недостатки и отрицательные черты характера высмеивались и подвергались жесткой критике [1]).
Плакаты о пользе чтения. 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров издает декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно этому декрету все население страны в возрасте от 8 до 50 лет должно было научиться читать и писать. В начале XX века Максим Горький писал: «Любите книгу – источник знаний». Сегодня студенты мало читают, интернет заменил книгу, поэтому эта тема нас тоже вдохновила [2]).
Плакаты об учёбе, о необходимости образования. Образование в Советском Союзе было одним из лучших в мире. Тогдашняя система образования была хорошо развита. Стараться отлично учиться было важно, и во многом этому способствовала массовая агитация. Основным элементом ее были плакаты об учебе. Положительный настрой на учебу с полной отдачей, приносящую радость и удовлетворение, создают плакаты, посвященные дню 1 сентября [2]).
Плакаты об уважении к старшим призывали уважать старших, помогать родителям. Неуважительное отношение к старшим высмеивалось.
Плакаты об отношении к труду. Любовь к труду прививали с детства, воспитывали в детях такие качества как самостоятельность, трудолюбие, уважение к труду окружающих.
Опрашивая однокурсников, мы выяснили, что плакаты советских времен становятся все более популярными, в то время как к современной рекламе общество относится критично. Плакат советской эпохи популярен и в наши дни, значит, в его содержании есть нечто важное для нас сейчас. Мы предполагаем, что лаконичность, искренность плаката привлекают к нему внимание и вызывают сочувствие, а также возвращают нас к вечным ценностям: любовь к родине, уважение к старшим, требовательное отношение к себе и своему труду. С помощью плаката воспитывался патриот, человек труда. Поэтому мы решили совместить советские плакаты с техникой косплея, тем самым «оживить» их и придать им вторую жизнь.
Технология совмещения косплея со старыми плакатами проста. Исходя их тематики образовательных занятий или предстоящих воспитательных мероприятий выбираем наиболее интересное направление для создания плакатов в технологии косплея. Чаще всего это происходит спонтанно, на уровне интуиции или ассоциативного ряда, разглядывая плакаты с советской тематикой. Это может быть тема учебного занятия, тема из учебной практики, воспитательное мероприятие. Так наиболее интересными нам показались тема «Работа в автомеханической мастерской», «Охрана труда», «Организация и проведение субботника». На следующем этапе шел подбор советских плакатов, согласно выбранной темы, подбирались с интересным содержанием и соответствующие выбранной теме, с вдохновляющими слоганами, а также учитывалась возможность их косплеерить, с учетом имеющихся в группе студентов с подходящим типажем. Также учитывалась возможность создания похожих костюмов с минимальными финансовыми затратами. Затем происходит распределение ролей: режиссер, фотограф, гример, костюмер, режиссер, звукооператор, монтажер. Следующий этап – это выстраивание кадра согласно выбранного плаката и фотосъемка. Наиболее интересный момент - это монтаж и соединение фото, отбор наиболее удачных вариантов. Некоторые удачные, на наш взгляд (рис. 1).
Чуть позже нам пришла в голову мысль делать из этих плакатов видеоролики, накладывать на них музыку и размещать на просторах интернета. Для соединения плакатов в фильм использовался видео редактор Movavi Video Suite. Увидеть некоторые из них можно на сайте КГБ ПОУ КСК в разделе «Воспитательная работа». Плакаты в технологии косплей используются в автомастерской колледжа в качестве наглядности и хорошего настроения.
Наш проект — это не «чистый» косплей, мы лишь взяли некоторые элементы этой технологии. У нас не было цели полностью скопировать персонажей советских плакатов. Нам было интересен процесс изучении истории по ним, соотнесении их с нашей жизнью, процесс коллективного творческого дела. В отличие от настоящего косплей-движения, представленная технология имеет ряд преимуществ: не требует профессиональной техники, проста в применении, не требует высоких финансовых вложений, но дает высокий познавательный и воспитательный эффект.
|
|
|
Рис.1. Плакаты в технике Косплей
Литература:
- Виды плакатов и особенности их применения. – Текст: электронный // МедиаМетрикс: [сайт]. – URL: http://www.media-metrix.com/vidy-plakatov-i-osobennosti-ix-primeneniya.
- Воспитательные плакаты для детей. – Текст: электронный // Назад в СССР: [сайт]. – URL: https://back-in-ussr.com/2016/10/vospitatelnye-plakaty-dlya-detey.html.
- Виды социальной рекламы. – Текст: электронный // Социальная реклама в России: [сайт]. – URL: ociama.ru/stati/vidy-sotsialnoj-reklamy/.
- Синкевич, К. О. Искусство косплея и его технологические особенности / К. О. Синкевич, Г. В. Лебедева. – Текст: непосредственный // «Инновации в социокультурном пространстве»: материалы IX Международной научно-практической конференции. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2016. – С. 163-169.
Ключевые слова
неформальное образование, общечеловеческие ценности, косплей, советский плакат, костюмированная играПохожие статьи
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе
В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий
Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...
Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...
Применение игровых технологий в преподавании химии
В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...
Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...
Похожие статьи
Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС
В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...
Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе
В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий
Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...
Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...
Применение игровых технологий в преподавании химии
В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...
Инновационная модель театрализованной деятельности: музыкально-театрализованные квесты и сказки на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Данная статья рассматривает использование инновационной модели театрализованной деятельности в образовании для стимулирования интереса детей к обучению и развитию их креативности и творческого мышления. В статье обозначены преимущества использования ...