Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов»
Автор: Бударин Сергей Иванович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (36) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 10.11.2021
Статья просмотрена: 139 раз
Библиографическое описание:
Бударин, С. И. Программа развития «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов» / С. И. Бударин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 5 (36). — С. 24-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/209/6760/ (дата обращения: 16.12.2024).
Паспорт программы:
Наименование программы |
Программа развития МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги «Качество урока, внеурочной работы и дополнительного образования как условие повышения качества образовательных результатов» |
Основание разработки : |
— низкие учебные результаты; — сложный контингент обучающихся: ученики цыганской национальности, дети-инофоны, ученики, нуждающиеся в подвозе; — увеличение доли слабомотивированных обучающихся, в том числе имеющих ОВЗ; — дефицит высокопрофессиональных педагогических кадров, умеющих планировать урок с учетом сложного контингента обучающихся; — низкий уровень вовлеченности родителей в учебный процесс, незаинтересованность родителей в конечном результате обучения детей |
Миссия школы |
Создать условия для комфортного пребывания в школе и обучения детей с разными стартовыми возможностями, с различным уровнем мотивации или с отсутствием её, позволяющие каждому ребенку ощущать себя нужным, успешным, востребованным, конкурентноспособным |
Цель |
Рост образовательных результатов обучающихся в школе через повышение результативности урока, качества внеурочной деятельности и дополнительного образования |
Задачи |
— модернизировать систему внутришкольного контроля и промежуточной аттестации обучающихся, сделав приоритетными направлениями достижение учебных результатов и повышение качества урока; — сформировать систему внеурочной деятельности и дополнительного образования, ориентированную на рост учебных результатов; — систематизировать работу по повышению профессиональных компетенций педагогов, обучающих учащихся с рисками учебной неуспешности, в том числе через разнообразие форм методической работы: открытые уроки, мастер-классы, семинары и др.; —организовать работу по преодолению языковых и культурных барьеров при работе с детьми, для которых русский язык не является родным; — организовать работу по повышению мотивации родителей и обучающихся к получению качественного образования |
Ожидаемые результаты |
— рост количественных показателей результативности образовательного процесса; — высокий уровень профессиональных компетенций педагогов; —языковая и социальная адаптация детей-цыган, инофонов, повышение их образовательных результатов; — положительная динамика занятости учащихся с рисками учебной неуспешности во внеурочной деятельности и объединениях дополнительного образования; — активное партнерское участие родителей в образовательном процессе; — повышение престижа школы |
Индикаторы для оценки достижения ожидаемых результатов |
— Результаты промежуточной аттестации (качество/обученность). —Результаты ГИА. — Количество педагогов, аттестованных на категории. — Количество педагогов, принимающих участие в организации, проведении методических мероприятий разного уровня (семинары, конференции, мастер-классы, открытые уроки и др.). — Количество педагогов, имеющих собственный сайт или группу в социальных сетях. —Количество детей-цыган инофонов, имеющих академическую задолженность. —Количество детей-цыган, инофонов, участвующих в мероприятиях на уровне класса, школы, микрорайона. — Занятость учащихся с рисками неуспешности на базе Центра «Точка роста». — Занятость учащихся с рисками неуспешности в других объединениях. — Количество родителей, принимающих участие в подготовке и проведении школьных мероприятий. — Количество родителей, посещающих родительские собрания. — Количество родителей, участвующих в работе Совета отцов. — Количество родителей, участвующих в работе Родительского патруля. — Количество обучающихся. — Количество позитивных публикаций в СМИ, посвященных школе — Количество жителей микрорайона — участников мероприятий, проводимых школой в микрорайоне, городе. |
Этапы и сроки реализации программы |
Подготовительный: январь-май 2021 года Этап реализации программы: 2021–2022, 2022–2023, 2023–2024 учебные годы. Обобщающе-аналитический: май-сентябрь 2024 года |
Источники финансирования |
текущее бюджетное финансирование |
Ответственные лица |
директор школы, заместители директора по УВР |
SWOT-анализ
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала образовательной организации |
Оценка перспектив развития образовательной организации в соответствии с изменениями внешнего окружения |
||
Сильная сторона (S) |
Слабая сторона (W) |
Благоприятные возможности (O) |
Риски (Т) |
1.Наличие в коллективе педагогов, готовых к эффективной работе, стремящихся к повышению как своего профессионального уровня, так и образовательных достижений обучающихся. 2.Имеющиеся традиции и достижения в учебной и воспитательной работе. 3.Материально-техническое оснащение школы |
1.Наличие дефицита педагогических кадров (предметников, социально-педагогического состава, тьюторов). 2. Увеличение количества обучающихся с ОВЗ. 3.Уровень предметной и методической компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. 4.Большой процент детей-цыган (11 %). 5.Увеличение количества обучающихся с рисками учебной неуспешности. 6.Незаинтересованность родителей в конечном результате обучения, низкий уровень родительской активности |
1.Повышение престижа школы. 2.Увеличение численности обучающихся. 3.Установление новых эффективных внешних связей |
1.Отсутствие новых педагогических кадров и специалистов. 2.Большое количество мероприятий сверх школьного плана |
При соотнесении слабых и сильных сторон с возможными путями решения, то есть путями развития, мы увидим, что при большом количестве слабых сторон и рисков есть реальные возможности роста.
Основные направления стратегических изменений образовательного учреждения
Основанием разработки программы развития является совокупность некоторых факторов. Во-первых, ежегодное увеличение доли обучающихся, имеющих ОВЗ: с 6 % в 2019 году до 10 % в 2020 году. Многие обучающиеся живут в окрестных населенных пунктах. Для 28 % учеников организован подвоз школьным автобусом, как результат — трудности в организации внеурочной работы. Во-вторых, 11 % учеников — дети цыганской национальности, имеющие различные трудности во владении русским языком, что сказывается на результатах их обучения. В-третьих, низкая мотивация к обучению у детей также способствует снижению образовательных результатов. Низкий уровень образования и педагогической культуры родительской общественности является еще одной проблемой в работе по повышению образовательных результатов. Кроме того, нет возможности в нужной мере вести работу с учениками с рисками учебной неуспешности, так как у педагогов большая нагрузка: имеет место дефицит педагогических кадров. В итоге — стабильно низкие учебные результаты.
Нет тенденции к устойчивому росту качества знаний, нет стабильности в успеваемости обучающихся. Ситуация осложняется тем, что с каждым годом уменьшается заинтересованность родителей и учащихся в получении твердых и достаточных знаний, в полноценной подготовке к самореализации во взрослой жизни, к осознанному самоопределению и получению необходимого социального опыта для успешности в современном обществе.
Несмотря на множество отрицательных факторов, школа имеет потенциал для развития.
Проблема, цель и задачи программы
Исходя из анализа состояния школы и возможностей ее развития, мы видим, что в школе есть возможности, есть условия и ресурсы для повышения образовательных результатов. Но при наличии некоторых достижений в разных направлениях работы школы отсутствует устойчивая положительная динамика учебных результатов.
Есть низкий уровень социально-культурного и экономического окружения школы, низкий социальный уровень родителей обучающихся, но есть запрос на качественное образование от некоторой части родителей и от самих учеников, стремящихся стать успешными сейчас и в будущем. Запрос на высокие образовательные результаты формируется органами власти, государственными федеральными, региональными и муниципальными программами развития образования. Эти противоречия и обозначают ключевую проблему школы на данном этапе: низкие образовательные результаты. Это направление является основным в содержании данной программы развития.
Цель программы: рост образовательных результатов обучающихся в школе через повышение результативности урока, качества внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Задачи программы:
— модернизировать систему внутришкольного контроля и промежуточной аттестации обучающихся, сделав приоритетным достижение учебных результатов и повышение качества урока;
— организовать работу по преодолению языковых и культурных барьеров при работе с детьми, для которых русский язык не является родным (инофоны и цыгане) в рамках проекта «Мы разные, мы вместе!»
— сформировать систему внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленную на рост учебных результатов;
— систематизировать работу по повышению профессиональных компетенций педагогов, обучающих учащихся с рисками учебной неуспешности, в том числе через разнообразие форм методической работы: открытые уроки, мастер-классы, семинары;
— организовать работу по повышению мотивации родителей и обучающихся к получению качественного образования.
Программа определяет ключевые направления, требующие эффективного режима работы, сосредоточения ресурсов и внимания. Центральной фигурой остается Ученик. Каждый отдельный ученик со своими особенностями, запросами, интересами, способностями. Ученик, который проводит в школе большую часть времени и хочет быть успешным.
Приоритеты развития определены в данной программе: повышение учебных результатов. Цель всех изменений должна быть направлена на создание условий для успешности каждого ученика, что является основой для повышения эффективности и результативности всего образовательного процесса.
На данный момент достижения обучающихся и педагогов прослеживаются, но часто носят точечный характер. Их наличие показывает, что рост результатов возможен, несмотря на сложный контингент обучающихся и низкий уровень социального окружения.
Одна из главных проблем на пути к высоким результатам — низкая мотивация обучающихся. Основным инструментом повышения мотивации, заинтересованности учеников в обучении является создание для каждого возможностей достижения успеха, то есть «ситуации успеха». Понятно, что для каждого ученика «точка успеха» будет разной, но без этой самой начальной точки невозможно движение вперед. Успешность формируется во всех сферах школьной жизни: в отношениях «учитель — ученик», «ученик — ученик», «учитель-родитель», в общем микроклимате школы, в организации урока, системы контроля и поощрения, в формах внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Основной формой учебной работы в школе остается урок. Именно его результативность напрямую влияет на качество обучения. Все учителя знают структуру урока, требования к нему (общедидактические требования и требования ФГОС), но при этом качество урока оставляет желать лучшего. Педагоги, обладая высокими профессионализмом, с трудом находят решение такой проблемы, как построение качественного урока с учетом сложного контингента обучающихся: дети с ОВЗ, ученики цыганской национальности, инофоны. Та же проблема возникает при планировании работы курсов внеурочной деятельности обучающихся и занятий объединений дополнительного образования.
Применяемые на уроке и на занятиях технологии должны быть подобраны с учетом контингента каждого класса и конкретных целей обучения предмету. Но подбирать и применять технологии можно, если хорошо ими владеть, что требует подготовки учителей. Так как мы определили главным условием деятельности создание «ситуации успеха», то и технологичность урока опираться на этот принцип. Групповая работа, дифференциация, проектная деятельность — эти формы должны стать ведущими на уроке.
Важным условием результативности урока должно стать использование имеющихся в сети Интернет электронных ресурсов. Порталы «Учи.ру», «Электронная школа», ресурсы издательств, видеоуроки, видеолекции, интерактивные пособия и др. позволяют выйти за рамки школьного пространства, повышают интерес к предмету и обучению. Внедрение в практику урока и внеурочной деятельности этих ресурсов требует подготовки учителей, что возможно осуществить внутри учреждения.
Еще одним элементом использования электронных средств обучения станут собственные ресурсы учителей. Такими ресурсами могут быть как собственные сайты педагогов, так и группы, созданные в популярных социальных сетях. Правильное использование ресурса поможет ученикам не отстать по программе, получить домашнее или дополнительное задание, консультацию и т. д. К тому же с помощью таких ресурсов можно проводить и внеурочную деятельность (квесты, проектные задания), занятия объединений дополнительного образования, осуществлять дистанционное обучение.
Следует выйти и на новый уровень использования учебного пространства кабинета. В школе есть пример создания в учебном кабинете полноценной образовательной среды, которая активно и результативно используется на уроках (кабинеты Центра «Точка роста»).
Все перечисленные компоненты работы по повышению результативности урока базируются на профессиональной компетентности учителя, поэтому важной составляющей содержания программы развития станет система работы по обучению учителей использованию технологий обучения и воспитания учащихся с рисками учебной неуспешности.
Повысить ответственность педагогов за качество урока должна целенаправленная система внутришкольного контроля.
Еще один аспект повышения учебных результатов — внеурочная деятельность. «Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной». Таким образом, внеурочная деятельность может стать эффективным ресурсом повышения учебных результатов. Свободная форма занятий, вариативность содержания в зависимости от запросов ученика позволяют во внеурочной деятельности выйти за рамки программы по предмету, дать «интересный материал в интересной форме». Опыт такой работы в школе есть, следует переносить его на все предметы. Также учителям-предметникам необходимо в рабочих программах более конкретно обозначить нерегулярную внеурочную деятельность, направленную на достижение предметных результатов.
Важной составляющей в работе по повышению мотивации обучающихся является дополнительное образование. Наличие в школе Центра гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста» является хорошей возможностью для обучающихся заниматься интересным делом во внеурочное время, а значит, стремиться к определенным целям в будущем и обретать мотивацию к получению определенных знаний.
При организации образовательного процесса не стоит преуменьшать роль родительской общественности. Мотивация родителей к получению ребенком качественного образования является одной из составляющих создания для учащихся «ситуации успеха», а значит, важным аспектом повышения образовательных результатов.
В соответствии с программой развития каждый ребенок в нашей школе, независимо от его социального положения и уровня развития — это личность, которая имеет возможность для всестороннего развития. Цель педагогов: помочь ребенку повысить индивидуальные образовательные результаты, построить свою социальную траекторию и в итоге найти свое место в жизни.
Основные меры правового урегулирования, направленные на достижение цели и решение задач Программы
Правовое регулирование в сфере реализации программы осуществляется в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, локальными актами школы:
Правила приема обучающихся в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 35» города Калуги
Положение о родительском собрании
Положение о режиме занятий
Положение о ведении электронного классного журнала электронного дневника
Положение о внутренней системе оценки качества образования
Положение о внутреннем мониторинге качества образования
Положение по обеспечению безопасных условий образовательного процесса
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся
Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся
Положение о мероприятиях по преодолению отставаний при реализации рабочих программ
Положение о работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся
Правила внутреннего распорядка учащихся
Положение о языке образования
Положение о группе продлённого дня
Положение о внеурочной деятельности обучающихся
Положение об обучении по индивидуальному учебному плану
Положение об индивидуальном обучении учащихся на дому
Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Положение о психолого-социально-педагогическом консилиуме
Положение о поощрениях обучающихся
Положение о порядке зачёта образовательной организацией результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений
Положение о мерах социальной (материальной) поддержки учащихся
Положение о классном руководстве
Положение о родительском комитете
Положение о Совете школы
Положение о порядке бесплатного пользования образовательными, методическими и научными услугами организации работниками
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся
Положение о порядке посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом
Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Ожидаемые результаты и индикаторы для оценки достижения ожидаемых результатов
Ожидаемые результаты |
Индикаторы для оценки достижения ожидаемых результатов |
2021–2022 у.г. |
2022–2023 у.г. |
2023–2024 у.г. |
Количественные показатели результативности образовательного процесса |
Результаты промежуточной аттестации (качество/обученность) |
35/98 % |
40/98 % |
40/98 % |
Результаты ГИА |
От 70 % сдавших |
От 70 % сдавших |
От 70 % сдавших |
|
Языковая и социальная адаптация детей-цыган, инофонов, повышение их образовательных результатов |
Количество детей-цыган инофонов, имеющих академическую задолженность |
0 % |
0 % |
0 % |
Количество детей-цыган, инофонов, участвующих в мероприятиях на уровне класса, школы, микрорайона |
100 % |
100 % |
100 % |
|
Высокий уровень профессиональных компетенций педагогов |
Количество педагогов, аттестованных на категории |
38 % |
48 % |
50 % |
Количество педагогов, принимающих участие в организации, проведении методических мероприятий разного уровня (семинары, конференции, мастер-классы, открытые уроки и др.) |
30 % |
40 % |
50 % |
|
Количество учителей — научных руководителей проектов школьников разного уровня |
30 % |
40 % |
50 % |
|
Количество педагогов, имеющих собственный сайт или группу в социальных сетях |
25 % |
40 % |
50 % |
|
Занятость учащихся с рисками учебной неуспешности в объединениях дополнительного образования, направленных на повышение мотивации к учебе |
На базе Центра «Точка роста» |
80 % |
100 % |
100 % |
В других объединениях |
80 % |
80 % |
80 % |
|
Привлечение родителей к образовательному процессу как активных участников и партнеров |
Количество родителей, принимающих участие в подготовке и проведении школьных мероприятий |
10 % |
12 % |
15 % |
Количество родителей, посещающих родительские собрания |
60 % |
80 % |
80 % |
|
Количество родителей, участвующих в работе Совета отцов |
5 % |
10 % |
15 % |
|
Количество родителей, участвующих в работе Родительского патруля |
5 % |
10 % |
15 % |
|
Повышение престижа школы |
Количество обучающихся |
300 чел |
315 чел |
315 чел |
Количество жителей микрорайона — участников мероприятий, проводимых школой в микрорайоне, городе |
До 30 чел |
До 40 чел |
До 50 чел |
|
Количество позитивных публикаций в СМИ, посвященных школе |
1 |
1 |
1 |
Механизм управленческого сопровождения программы
Текущее управление Программой развития и координацию деятельности исполнителей программных мероприятий осуществляет директор школы.
Общее руководство работой по реализации Программы развития и оценка степени эффективности её реализации осуществляются администрацией.
Ход работы над отдельными направлениям курируется методическим советом и методическими объединениями и представляется на на СПД. Внутренний мониторинг также проводит социально-психологическая служба школы.
Информация о ходе реализации Программы ежегодно представляется на педсовете.
Реализация Программы предусматривает ежегодное формирование плана работы, связанного с перечнем первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей.
Распределение сфер ответственности за реализацию Программы развития
Ответственные за направление мониторинга |
Направление мониторинга |
Критерий мониторинга |
Сроки представления итогов мониторинга |
Администрация МБОУ |
Достижение целевых показателей Программы развития |
Достигнутые целевые показатели (отражены в отчете по самообследованию), Направления работы на следующий период развития (план работы школы) |
Ежегодно на педсовете |
Методический совет МБОУ |
Модернизация системы внутришкольного контроля и промежуточной аттестации обучающихся; |
Условия для повышения качества образовательных результатов. |
Каждую четверть на СПД |
Социально-психологическая служба МБОУ |
Организация работы по преодолению языковых и культурных барьеров при работе с детьми, для которых русский язык не родной. |
Показатели результатов обучения учащихся с учебной неуспешностью. Социальная адаптация детей-инофонов, детей мигрантов, учеников цыганской национальности. |
Каждую четверть на СПД |
Методические объединения МБОУ |
Обновление содержания образования МБОУ. Подготовка материалов для распространения положительных практик в сети интернет, на сайте школы, на семинарах и др.мероприятиях. Повышение профессиональной компетенции педагогов. |
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методические продукты, отражающие положительный опыт школы по организации педагогическим коллективом развивающего образовательного пространства |
Каждую четверть на СПД |
Аннотация планируемых мероприятий
1-я группа мероприятий определяет изменения в системе внутришкольного контроля и промежуточной аттестации. Мероприятия направлены на усиление контроля со стороны администрации работы классных руководителей, учителей-предметников, социально-педагогической службы с неуспевающими учениками. А также корректировка этой работы.
2-я группа мероприятий направлена на организацию свободного времени учащихся всех категорий с целью расширения круга их интересов, формирования мотивации к обучению, проведения профориентационной работы.
3-я группа мероприятий довольно обширна, так как роль педагога в повышении качества образовательных результатов важнейшая. Чтобы работать с учениками с разными уровнями развития, учитель должен обладать многими компетенциями.
4-я группа мероприятий направлена на организацию работы по преодолению языковых барьеров, так как количество детей не русской национальности увеличивается, (в том числе инофонов).
5-я группа мероприятий самая объемная, так как она направлена на формирование мотивации участников образовательного процесса. А мотивация — залог успеха всей работы.
Этапы и сроки реализации программы
Название и сроки этапа |
Основное содержание |
Подготовительный этап (2021 год), включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность |
|
Этап реализации программы (2021–2024 г.г.), включающий деятельность по ключевым направлениям реализации программы развития |
Реализация мероприятий по ключевым направлениям программы развития; совершенствование деятельности школы по ключевым направлениям; анализ результативности реализуемых мероприятий и корректировка |
Обобщающе-аналитический этап (2024 год), включающий анализ и обобщение полученных результатов, прогнозирование, перепроектирование и конструирование дальнейших путей развития школы |
Анализ результативности программы развития школы; определение новых задач и способов их решения по реализации концептуальных целей; выведение школы на новый уровень функционирования |
Ресурсное обеспечение и бюджет программы развития
Основным ресурсом выполнения программы станет современная инфраструктура учреждения, опытный и готовый к переменам коллектив, сложившиеся традиции и вводимые инновации позволят целенаправленно работать над поставленными задачами. В работе будут задействованы следующие ресурсы:
— Нормативно-правовая база (ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», документы регионального и муниципального уровня, устав и локальные акты школы, программно-методическое обеспечение);
— Учебно-методические ресурсы (опыт и наработки коллектива, школьные традиции, библиотечный фонд, возможности территории);
— Информационные ресурсы (дооснащение компьютерным, интерактивным оборудованием, создание локальной сети школы, использование возможностей сети Интернет: электронные образовательные ресурсы, активное использование ИКТ в образовательном пространстве, функционирование официального сайта школы и сайтов (групп) педагогов, введение электронных журналов, наличие электронных баз данных);
— Материально-техническая база (помещения, территория и инфраструктура школы, музеи);
— Социально-образовательное партнерство (родители, учреждения образования, культуры, спорта города);
— Кадровые ресурсы (повышение профессиональной компетентности педагогов, проектирование, апробация и внедрение современных дополнительных программ урочной и внеурочной деятельности, инновационная и проектная деятельность, стимулирование инноваций);
— Финансовые ресурсы (текущее бюджетное финансирование).
Все указанные в планах-графиках мероприятия по реализации программы не требуют привлечения дополнительных средств.