О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга
Авторы: Терехова Наталия Николаевна, Катаева Любовь Наиловна, Белая Раиса Юрьевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 01.12.2020
Статья просмотрена: 371 раз
Библиографическое описание:
Терехова, Н. Н. О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева, Р. Ю. Белая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5800/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, художественная направленность, высокий уровень качества реализации программы, творческое объединение, обучающийся
В 2020–2021 учебном году в отделе «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга педагогами дополнительного образования реализуется 32 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программы. 19 из них носят художественную направленность, причем единообразием они не отличаются. Театральное творчество, макраме, изобразительная деятельность, вязание крючком, вокал, хореография, изготовление кукол, обучение игре на фортепиано, дизайн — все это направления деятельности педагогов отдела, работающих по программам художественной направленности.
Ситуация преобладания программ художественной направленности в общем числе реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ характерна для Дворца творчества детей и молодежи в целом. Востребованность программ данной направленности определена их ориентацией на развитие творческих способностей обучающихся в различных областях искусства и культуры, передачу духовного опыта человечества, воспитание творческой личности, получение обучающимися основ будущего профессионального образования.
Вопрос о качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности целесообразно рассмотреть на примере нескольких программ педагогов отдела, в качестве реализации которых сомневаться не приходится. Они регулярно подтверждают свою эффективность в ходе ежегодного анализа результатов подготовленности обучающихся и мониторинга качества освоения программ. Также о высоком качестве реализации данных программ говорят достижения обучающихся, ведь программы художественной направленности предоставляют широкие возможности для публичной демонстрации результатов и творческих достижений детей через концерты, спектакли, выставки, фестивали и конкурсы различных уровней. Для каждой из представленных ниже программ в процессе анализа особенностей образовательного процесса и в ходе общения с педагогами, были определены факторы, повышающие и понижающие качество их реализации.
Первая программа — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные ступени» образцового детского коллектива «Театр юного зрителя» для обучающихся 9–18 лет. Ее цель — формирование культурной компетентности личности посредством театральной деятельности.
Коллектив регулярно занимает призовые места в театральных конкурсах и фестивалях различного уровня. Кроме того, звание образцового детского коллектива Оренбургской области, которое Театр юного зрителя носит с 1998 года, также свидетельствует о качественной реализации программы.
Высокий уровень качества реализации данной программы определяется следующими факторами:
1. Структура программы включает инвариантную и вариативную составляющие. Конечно, сейчас это вовсе не инновация, но хочется отметить, что высокий уровень качества реализации присущ программам именно с данной структурой.
2. Интеграция в программе широкого спектра актерской деятельности (актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, техника грима, изготовление декорации и реквизита), основ режиссуры и драматургии.
3. Взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями города: МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района, МАУДО «Детская школа искусств № 8», МАУДО «Детская школа искусств № 2», Оренбургский государственный областной драматический театр имени М. Горького, Оренбургский театр кукол «Пьеро», ГБПОУ «Оренбургский областной колледж культуры и искусства» для проведения творческих встреч, мастер-классов, театральных лабораторий.
4. Введение в процесс обучения проектной деятельности, предполагающей создание индивидуальных, групповых и коллективных творческих, социальных, исследовательских и информационных проектов.
5. Огромный опыт педагога, реализующего программу; — Дьячковой Л. Н., ее постоянное стремление к саморазвитию (постоянный участник мастер-классов и методических объединений по актерскому мастерству).
6. Большое количество выступлений обучающихся для зрителей. Театр юного зрителя выступает везде: в школе, на базе которой проходят занятия, на творческих вечерах, на мероприятиях творческих объединений Дворца творчества детей и молодежи, городских площадках. Старается принять участие в максимально возможном числе конкурсов.
Среди факторов, снижающих качество реализации данной программы, на наш взгляд, необходимо отметить:
1. Отсутствие сцены в учреждении, на базе которого проводятся занятия, а обучающимся необходимо чувствовать сцену.
2. Высокие организационные взносы за участие в конкурсах, что значительно сокращает число конкурсов, в которых может принять участие творческое объединение.
3. Отсутствие узких специалистов, необходимых для реализации программы (музыкальный оформитель, художник-оформитель).
Вторая программа — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Звездное ассорти» образцового детского вокально-хореографического коллектива «Палитра» для обучающихся 7–17 лет. Цель программы — развитие творческого потенциала обучающегося вокально-хореографической студии посредством интеграции музыкально-сценической деятельности.
Высокий уровень качества реализации данной программы определяется следующими факторами:
1. Целевое единство и скоординированность деятельности по вокалу, хореографии и актёрскому мастерству, что ведет к взаимному обогащению и развитию каждого из этих видов деятельности.
2. Внутриколлективное сотрудничество, которое предполагает:
− проведение внутристудийных праздников, направленных на сплочение коллектива (торжественный прием в состав коллектива, чествование именинников, празднование значимых дат, торжественные чаепития и поздравление детей по поводу успешных выступлений на конкурсах, окончания учебного года, выпуска обучающихся);
− наставничество — старшие дети помогают, делятся советом с младшим составом, участвуют в постановке их номера;
− совместный подбор репертуара для концертных выступлений.
3. Вовлечение родителей в творческую работу коллектива: оказание помощи в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов к сценическим номерам. Привлечение их к участию во внутриколлективных мероприятиях.
4. Масштабная концертная деятельность обучающихся, их участие в культурно-массовых мероприятиях города. Необходима для того, чтобы обучающимся ощутить радость творчества и общения с публикой, показать результаты своего труда.
5. Ежегодно в конце учебного года в большом концертном зале обучающиеся «Палитры» демонстрируют результаты своего творческого роста на отчетном концерте, который происходит публично с привлечением слушателей (родителей, обучающихся старших групп, педагогов).
6. Накопление фото и видео материалов выступлений. Просмотр и анализ записей позволяет увидеть положительную динамику развития способностей обучающихся. Демонстрация материалов позволяет детям в полной мере ощутить успешность, чувство гордости за созданное.
7. Объективно оценить качество достижений обучающихся, стимулировать их личностный и творческий рост позволяет дневник достижений «Путь к успеху», который используется педагогами на первых годах обучения. По сути, это дневник с оценками и наклейками в форме кубков.
8. Опыт педагогов Ягудиной Э. Р., Ивановой Л. М., Михайловой Т. И., их постоянное стремление к саморазвитию, активное участие в мастер-классах, конкурсах профессионального мастерства, семинарах, методических объединениях.
Среди факторов, снижающих качество реализации программы, педагоги выделили:
- Непредсказуемость творческого процесса: болезни и лень обучающихся, совпадение концертный выступлений с временем занятий.
- Отсутствие возможности набирать детей из разных образовательных учреждений, поскольку занятия проходят на базе школы № 72.
Третья программа — это дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия узлов» для обучающихся 16–18 лет, которая реализуется в художественном салоне «Галина». Ее целью является развитие адаптивных качеств личности и содействие социализации детей с ограниченными возможностями посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству — технике макраме. Нельзя сказать, что обучающиеся этого творческого объединения регулярно становятся победителями конкурсов, хотя по мере возможностей в конкурсах и выставках они участие принимают. Качество реализации этой программы определяется куда более важными параметрами: желанием ребенка выйти из своей комнаты в колледже, на базе которого проходят занятия; его согласием работать в команде; проявлением инициативы; развитием моторики рук, для некоторых даже возможностью держать в руке чашку.
Высокий уровень качества реализации данной программы определяется следующими факторами:
1. Природный талант/дар педагога Стадниченко И. Л. найти общий язык и подход к каждому ребенку, заинтересовать, увлечь творчеством.
2. Сочетание в ходе каждого занятия практической деятельности с деятельностью коммуникативного характера, направленной на формирование нравственно-эстетических норм межличностных взаимоотношений, навыков поведения в коллективе, расширение мировоззрения, раскрытие духовно-нравственного потенциала личности. Инвариантная часть программы включает в себя раздел «Я в современном мире», предполагающий освоение основных коммуникативных умений и навыков, совместный с педагогом поиск своего места в обществе, выработку своей жизненной позиции. Раздел включает цикл бесед, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, диспуты.
3. Очень хороший дидактический материал, который постоянно пополняется: Альбом № 1 (образцы нитей и веревок, узоров из квадратных и репсовых узлов), Альбом № 2 (образцы узоров из репсовых узлов), «Основные узлы в макраме и узоры на их основе», «Вспомогательные узлы и узоры на их основе», «Декоративное плетение в интерьере» (панно и салфетки), «Плетеные сумки», «Плетеная одежда», «Украшения в технике макраме».
4. Постоянное стремление педагога к саморазвитию, поиск новых идей, нежелание стоять на месте, проведение и посещение мастер-классов и методических объединений.
Среди факторов, снижающих качество реализации ДООП, необходимо отметить: низкий уровень физического здоровья обучающихся (пропуск обучающими занятий по причине болезни, отъезд на 2–3 недели для подтверждения инвалидности).
Четвертая программа — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся 7–9 лет«Золотой завиток», которая составлена для полноценного художественного развития детей через знакомство с рисунком, живописью, лепкой, дизайном и художественными традициями русских промыслов, традициями и обычаями русского народа.
Высокий уровень качества реализации данной программы определяется следующими факторами:
1. Взаимодействие с учреждениями культуры города: Оренбургский областной музей изобразительных искусств», Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!», Музей истории города Оренбурга, Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Культурный комплекс «Национальная Деревня».
2. Активное вовлечение родителей обучающихся в жизнь творческого объединения — регулярные индивидуальные консультации и беседы с родителями, привлечение их к различным формам совместной деятельности (посещение совместно с детьми выставок прикладного творчества, музеев, мастер-классов, занятий в форме семейной гостиной). Одно из наиболее ярких занятий в этой форме проводится накануне нового года и носит название «Пряничный домик».
3. Круглый год в кабинете функционирует выставка работ всех обучающихся, независимо от их прогресса, которая оформлена в лучших традициях картинной галереи.
4. Опыт педагога Золотаревой К. Ш., ее постоянное стремление к саморазвитию. Педагог любит свое дело, и не может остановиться в хорошем смысле этого слова.
Среди факторов, снижающих качество реализации ДООП, необходимо выделить: пропуск обучающими занятий. Если в школе контрольные мероприятия, экзамены или подготовка к конкурсу в другом творческом объединении, которое ребенок также посещает.
Таким образом, вопрос о качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности остается актуальным, поскольку программы нацелены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают незаменимый опыт познания себя и окружающего мира. Через опыт творческой деятельности дети приобщаются к отечественной и мировой художественной культуре. Художественное воспитание играет важную роль в личностном развитии детей, оказывает позитивное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развивает его воображение, творческое мышление, формирует нравственное самосознание. Выбирая художественную направленность, дети выбирают свободу выражения, полет фантазии, преодолевают застенчивость, скованность, соприкасаются с достижениями мировой цивилизации [1].
Важнейшими факторами, определяющими высокое качество реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, являются личная заинтересованность педагога в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий подход к организации образовательной деятельности и желание постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Литература:
1. Художественная направленность. — Текст: электронный // Центр молодежи и дополнительного образования: [сайт]. — URL: https://cdo-yugra.ru/napravleniya-programm-do/hudozhestvennaya-napravlennost/ (дата обращения: 28.11.2020).
Ключевые слова
обучающийся, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, художественная направленность, высокий уровень качества реализации программы, творческое объединениеПохожие статьи
Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»
В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...
Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...
Творчество социального работника
В статье рассматривается один из способов успешной социализации и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях в творческой мастерской «Солнце вокруг» на базе КГА ПОУ «Хабаровски...
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»
В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты
В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.
Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР»
В статье анализируется объективная реальность учреждения дополнительного образования создавать условия для профессионального самоопределения школьников: от результата до эффекта воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми. Особое внимание у...
Похожие статьи
Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО»
В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детс...
Квест-игра «Математический Бум» для обучающихся системы среднего профессионального образования: методика организации и проведения
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование и развитие перспективных профессиональных компетенций и гибких навыков у обучающихся через разработку и реализацию флагманских образовательных программ» на базе КГ...
Творчество социального работника
В статье рассматривается один из способов успешной социализации и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях в творческой мастерской «Солнце вокруг» на базе КГА ПОУ «Хабаровски...
Особенности гражданско-патриотического воспитания дошкольников в кадетской группе «Волжские орлята»
В статье описан опыт работы по созданию в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Данный опыт будет полезен при создании концептуальной модели выпускника ка...
Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства»
В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического ис...
Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...
Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты
В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.
Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР»
В статье анализируется объективная реальность учреждения дополнительного образования создавать условия для профессионального самоопределения школьников: от результата до эффекта воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми. Особое внимание у...