Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 14.06.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Панова, Т. В. Проблема выбора инновационных здоровьеориентированных программ в дошкольном образовании как часть управленческой деятельности / Т. В. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115714/ (дата обращения: 18.09.2024).



В сентябре 2023 года в профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введён нормативный правовой акт, определяющий содержание деятельности дошкольной организации — Федеральная образовательная программа (ФОП). Теперь она на ряду с ФГОС ДО является базой для разработки основной образовательной программы (ООП) дошкольной организации и занимает в ней 60 % объёма. Ещё 40 % составляет вариативная часть, раскрывающая особенности образовательного процесса ДОО, дополняющая обязательную часть, учитывающая запросы родителей воспитанников, творческие интересы педагогов.

Для разработки вариативной части ООП Федеральная программа рекомендует использовать парциальные программы, выбор которых является одной из значимых функций управленческой деятельности руководства ДОО. Она состояла в том, чтобы помочь педагогам определить, насколько актуальна для данного дошкольного учреждения предложенная инновация, стоит ли тратить время, средства, человеческие ресурсы на это. Мы считаем деятельность по выбору здоровьеориентированных парциальных программ важной для коллектива, поэтому заведующий возглавляет работу, распределяет обязанности, входит во все детали, помогает, контролирует, чтобы дело было доведено до реализации поставленных задач.

Последние десятилетия в дошкольном образовании отмечены широким внедрением в практику инновационных здоровьеориентированных технологий воспитания и развития дошкольников. Реализация этих технологий зачастую вызывает трудности у воспитателей и не даёт ожидаемого результата, т. к. заявленная инновация не всегда отвечает целям, требованиям, определённым ФГОС ДО и условиям, имеющимся в детском саду. Поэтомуперед внедрением инновационной здоровьеориентированной технологии следует провести её оценку, чтобы доказать, что результативность нововведения, по крайней мере, не хуже, чем в случае применения традиционных методик. Кроме этого на предварительном этапе необходимо определить особенности и ограничения инновации.

Современные подходы к оценке результативности здоровьеориентированных образовательных технологий предложены Ф. Ф. Харисовым и Л. А. Харисовой, которые считают: «Специальных методов оценки образовательных здоровьеориентированных технологий, как педагогических новшеств не существует, они во многом базируются на опыте, интуиции и здравом смысле педагогов и руководителей образовательных учреждений. Однако следует назвать исследования ряда учёных: В. С. Лазарев, О. Г. Хомерики, М. М. Поташник и др., в которых выделены основные характеристики новшеств. Это: актуальность, потенциальная полезность, реализуемость, контролируемость» [5, с. 47].

Методическая деятельность была ориентирована: на изучение, анализ и оценку опубликованных парциальных программ по физическому развитию дошкольников, с инновационными технологиями их реализации; на апробирование программы и инновационной технологии, наиболее заинтересовавшей педагогов ДОУ, включение её в основную образовательную программу. Вся перечисленная деятельность организовывалась экспертной группой при активном участии всех педагогов ДОУ.

На предварительном этапе воспитатели выделили несколько интересных для них парциальных программ и технологий их реализации: «Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3–7 лет» О. Б. Соковикова [3], «Парциальная программа раннего физического развития детей дошкольного возраста» под общ. ред. Р. Н. Терёхиной, «Бадминтон для дошкольников» Л. Н. Тимофеевой [4], «Малыши-крепыши» О. В. Бережновой [1]. Но чаще всего упоминались две программы, реализуемые в инновационных технологиях, «Весёлый рюкзачок» А. А. Чеменёвой [6] и «Выходи играть во двор» Л. Н. Волошиной [2], поэтому именно эти две программы были выбраны для дальнейшей работы экспертной группой.

Педагоги изучили, сравнили программы по критериям «Полезность», «Реализуемость» и «Контролируемость» и обсудили целесообразность их внедрения в практику физического воспитания старших дошкольников (таблица 1).

Таблица 1

Сравнение парциальных программ и технологий «Выходи играть во двор!» и «Весёлый рюкзачок»

Показатели

«Выходи играть во двор!»

«Весёлый рюкзачок»

Критерий «Полезность»

Полезный эффект в случае внедрения

Полноценное физическое развитие детей с учётом интересов, потребностей детей и их родителей, специфики национальных и спортивных традиций региона.

Целостное развитие личности средствами рекреационного туризма; сформированная мотивация к самостоятельной двигательной деятельности, освоение ценностей здоровья, физической культуры

Уровень требований новшества к организации

Организуется как третье физкультурное занятие на открытом воздухе.

Учитываются региональные особенности культуры, характер природного окружения, традиции.

Программы и все методические материалы к ним есть в наличии

Обе программы соответствуют требованиям ФГОС ДО, Федеральной программы ДО, СанПиНа.

Критерий «Реализуемость»

Временные ресурсы

Не требуют дополнительного времени, укладываются в режим во время прогулки, как час двигательной активности

Кадровые ресурсы

Не требует дополнительных специалистов, может быть организована и воспитателем, и инструктором по физической культуре.

Материально-техническое обеспечение

— Спортивный зал.

— Спортивная площадка.

— Городошная площадка.

— «Дорожка движения» для каждого сезона своя.

— Лыжня.

— Горка, ледяные дорожки.

— Спортивный инвентарь: Городки, лыжи, теннисные ракетки и мячи, санки, волейбольная сетка, мячи разные, обручи, палки, кегли, баскетбольная корзина, бассейн с водой, игрушки-брызгалки;

— Детские велосипеды, самокаты.

— Шишки, желуди, каштаны, верёвочки, камешки и др.

— Комната юного туриста, где проводятся занятия, тренинги, беседы (интерактивная доска, мультимедийный проектор, библиотека юного туриста, таблицы, схемы).

— Туристическое снаряжение и оборудование.

— Музей туризма в детском саду.

— Рабочие тетради для детей.

— Художественная литература

— Слайдовые презентации.

— Модели: Земли, форм поверхности суши, экологической тропы.

— Карты, планы-карты, атласы, гербарии.

— Материалы для обеспечения безопасности походов.

Организация процесса здоровьесбережения

Весь процесс в обеих технологиях организован как активная двигательная деятельность, в подавляющие большинстве случаев — это коллективная деятельность в рамках времени отведенного на прогулку, поэтому вместе с физическим развитием обе технологии предполагают влияние на положительную социализацию, обогащение представлений о мире природы, взаимодействии людей, способствуют эстетическому воспитанию и умению корректно проявлять свои чувства.

Критерий «Контролируемость»

Наличие инструментария для контроля (методики, тесты, анкеты).

Разработана система мониторинга:

— определены показатели освоения содержания программы;

— отобраны диагностические методики;

— распределены ответственные за осуществление мониторинга;

— определена периодичность проведения диагностических процедур.

Есть только планируемые результаты освоения программы, но системы мониторинга, критериев, показателей и диагностических методик, нет.

В дополнение к тому, что было нами изучено в самих программах (и предложенных технологиях их осуществления) мы изучили публикации из опыта работы ДОУ, которые уже работали по данным программам и учли мнение коллег при выборе парциальной программы.

Чтобы выбрать оптимальную для нашего ДОУ технологию, нам следовало требования к пространственно-предметной развивающей среде, указанные авторами, сопоставить с условиями, которые уже есть в нашем детском саду или мы можем их создать. Оценка ППРС, проведенная экспертной группой, по методике Ф. Ф. Харисова и Л. А. Харисовой дала следующие результаты:

— технология организации детского туризма по программе «Весёлый рюкзачок» — 1,2 условные единицы (актуальность 10 баллов ×полезность 10 баллов ×реализуемость 4балла×контролируемость 3балла = 1200:1000 =1,2 условные единицы);

— технология организации подвижных игр на прогулке в парциальной программе «Выходи играть во двор» — 10 условных единиц (по каждому из критериев технология набрала по 10 баллов. 10×10×10×10=10000:1000=10 условных единиц).

По результатам обсуждения единогласно было принято решение о включении в основную образовательную программу ДОУ в часть, формируемую участниками образовательных отношений, парциальной программы и технологии «Выходи играть во двор!» Л. Н. Волошиной, получившей преимущества перед программой и технологией «Весёлый рюкзачок» по критериям «Реализуемость» и «Контролируемость».

Игровая технология, как и сама программа «Выходи играть во двор», ещё в 2016 году была одобрена редакционно-издательским советом ОГАОУ ДПО «БелИРО». К этому времени она была апробирована в 10 дошкольных учреждения Белгородской области, показала свою полезность, инновационный потенциал и перспективность. Сейчас эта программа используется в большинстве ДОУ нашей области, поэтому мы без сомнений начали реализацию данной технологии, как час подвижных игр на прогулке в старшей и подготовительной группах.

Используемая нами технология выбора парциальной программы для разработки ООП в полной мере соответствует рекомендациям по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Литература:

  1. Бережнова, О.В., Бойко, В. В. Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши» [Текст] / О. В. Бережнова, В. В. Бойко. — М.: Изд-во Цветной мир, 2017. — 136 с.
  2. Парциальная программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие [Текст] / Л. Н. Волошина и др. — Воронеж: Издат-Черноземье. — 2017. — 52 с.
  3. Развитие через движение: формирование двигательных способностей детей 3–7 лет: парциальная программа [Текст]/ О. Б. Соковиков, Л. А. Новикова, Т. В. Левченкова. — М.: Изд-во ООО ВАРСОН, 2022. — 44 с.
  4. Тимофеева, Л. Л. Парциальная программа «Бадминтон для дошкольников». Планирование и конспекты занятий [Текст] / Л. Л. Тимофеева. — 2-е изд. М.: Изд-во: ООО Русское слово –учебник, 2019. — 168 с.
  5. Харисов, Ф.Ф., Харисова, Л. А. Оценка здоровьесберегающих образовательных технологий в системе общего образования [Электронный ресурс] URL : https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-zdoroviesberegayuschih-obrazovatel nyh-tehnologiy-v-sisteme-obschego-obrazovaniya/viewer (дата обращения 2 июня 2024).
  6. Чеменёва, А. А. Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» [Текст]/ А. А. Чеменёва, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова. — М.Ш: Мозаика-Синтез, 2019. — с.23.
Основные термины (генерируются автоматически): парциальная программа, программа, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, экспертная группа, вариативная часть, дошкольная организация, Федеральная образовательная программа, Федеральная программа.


Похожие статьи

Задать вопрос