Урок информатики в 8-м классе на тему «Программирование разветвляющихся алгоритмов» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (35) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.08.2021

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Космовская, В. Ф. Урок информатики в 8-м классе на тему «Программирование разветвляющихся алгоритмов» / В. Ф. Космовская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/205/6536/ (дата обращения: 16.12.2024).



Время занятий 45 минут

Методическая цель: создать условия для включения учащихся в активную деятельность по совершенствованию своих знаний по алгоритмизации и программированию для практической работы с языком программирования Pascal.

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

1.

Технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (групповая, командная работа)

Организационно-подготовительный этап

2.

Технология развивающего обучения, наглядный метод (демонстрация презентации). Взаимоконтроль

Постановка цели и задач урока,

актуализация опорных знаний

3.

Здоровьесберегающие технологии

Физкультминутка, рефлексия

4.

Информационно-коммуникационные технологии. Технологии уровневой дифференциации.

Усвоение новых знаний, закрепление полученных результатов

Тип урока: Урок развивающего контроля знаний и умений.

Форма: индивидуальная (при выполнении работы), коллективная (при проверке).

Тема урока: Программирование разветвляющихся алгоритмов.

Цель: Закрепление достижений, успехов учащихся в изучении основ программирования и практическом применении данных знаний в среде программирования Pascal. Создать условия для включения учащихся в активную деятельность по совершенствованию своих знаний по алгоритмизации и программированию для практической работы с языком программирования Pascal.

Задачи:

учебные (дидактические):

— обобщить знания по программированию в среде Pascal;

— развивать умение видеть проблему и намечать пути решения; развивать инициативу, любознательность, умственную активность;

воспитательные:

— формировать коммуникативные навыки, умения

— вырабатывать и аргументировать

— самостоятельные решения, навыки сотрудничества в группах.

Образовательные ресурсы:

набор учебно-методических материалов для самостоятельной работы; компьютеры, подключенные к интернету и локальной сети; мультимедиа проектор; интерактивная доска

Планируемые образовательные результаты:

предметные — проявление знаний основных понятий темам «Алгоритмизация и программирование», проявление умений самостоятельно получать знания на основе приобретенных навыков работы;

метапредметные — понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке;

личностные — умение оценивать результаты своего труда и труда своего товарища, отделять результаты работы от оценки самого человека.

Этапы организации урока:

Актуализация знаний:

Разработка ситуации и сценария занятия: «Разветвляющийся алгоритм»

Выявление знаний, умений и навыков:

Вовлечение учащихся в обсуждение и решение нестандартных творческих заданий по программированию. Форма — презентация.

Проверка уровня сформированности учебных знаний:

Решение заданий по группам на компьютере в среде Pascal. Написание программ.

Итоговый:

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий.

Презентация и обсуждение результатов работы групп.

На уроке учитель сообщает тему урока и дает комментарии по объему работ, обсуждает вместе с учащимися цели и задачи урока, знакомит с критериями оценок и прогнозируемого результата, объясняет порядок работы с кейсом.

Этапы проведения урока:

Этапы по времени регулируются в процессе урока.

  1. Постановка цели (совместно с учащимися).

Совместно с учащимися преподаватель формулирует цель урока: решение задач и написание программ в среде программирования Pascal. Презентация.

  1. Решаем задачи и отвечаем на вопросы:

  1. Учитель разбивает группы (по 2 человека) и ставит перед учениками следующие задачи :

— выполнить предложенные задания, оформляя их отдельными программами в среде Pascal.

Задания в группах дифференцированные, разноуровневые.

Содержание заданий (для каждой группы):

— Текстовый документ (в бумажном и электронном виде) с описанием постановки задач.

— Презентации с рекомендациями.

  1. Работа в группах

Учащиеся знакомятся с заданием, обсуждают варианты написания программ, объясняют непонятные моменты друг другу. Преподаватель консультирует учеников.

  1. Самоконтроль и взаимоконтроль
  2. На этом этапе в каждой группе происходит самоконтроль и взаимоконтроль вариантов написания программ, проверяется и тестируется сделанный выбор. Результат представляется преподавателю.
  3. Задание на самоподготовку

Разбираются и обсуждаются основные моменты написания программы.

  1. Демонстрация практического применения Pascal — среда Delphi :

Предлагается работа нахимовца — программа с ветвлениями в среде Delphi 7, основой которой является Pascal.

Рефлексия:

Выводится рефлексивный экран:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД на этапах урока

Время

1

Организационный момент.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Обучающиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации.

3 мин

2

Актуализация знаний.

Создает условия для включения в деятельность;

Актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Озвучивают место данной темы в изучаемом курсе, ее актуальность и значимость.

Личностные УУД:

развитие грамотной речи, памяти.

3 мин

3

Постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности

Озвучивает тип урока — урок развивающего контроля знаний и умений и форму проведения: индивидуальная (при выполнении практической работы), в малых группах (при проверке и обсуждении результатов).

Обучающиеся с помощью логических рассуждений формируют задачи урока:

проявить знания основных понятий темы «Разветвляющийся алгоритм», продемонстрировать умение понимать и составлять программы для поставленных задач.

Регулятивные УУД:

развитие монологической речи, развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с изучаемым материалом.

Личностные:

— развитие логического мышления, познавательной активности.

Коммуникативные:

развитиеумения слушать товарищей и мотивированно отстаивать свою точку зрения.

5 мин

4

Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности учебных умений.

Выдает задания для практической работы, отвечает на возникающие вопросы обучающихся.

Озвучивает критерии оценивания результатов учебной деятельности.

Обучающиеся знакомятся с раздаточным материалом, из предложенного материала определяют для себя объем работы.

Обучающиеся выполняют задания практической работы.

Регулятивные УУД:

организация своей деятельности и удержание цели деятельности до получения результата;

— развитие умения оценивать объем и уровень сложности заданий.

Личностные УУД:

— развитие логического мышления, умения концентрировать внимание, развитие познавательной активности.

5 мин

5

Работа в группах.

Самоконтроль, взаимоконтроль — проверка результатов работы на ПК

Контролирует соблюдение ТБ при работе на ПК, координирует процесс работы на ПК, самоконтроль обучающихся и взаимоконтроль.

Обучающиеся рассаживаются за компьютеры.

Выполняют работу на ПК в среде программирования, выполняют взаимопроверку, результаты заносят в карточки. Оценивают результаты.

Познавательные УУД:

формирование представлений о разнообразии способов создания алгоритмов и программ..

Личностные:

развитие информационной культуры ;

развитие чувства ответственности при проверке работы товарища, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления.

Коммуникативные:

умение работать в малых группах,

— развитие диалогической речи.

20 мин

6

Задание на самоподготовку

Предлагает задание — написать программу с ветвлением.

Обсуждаются основные моменты написания программы.

Личностные УУД:

— развитие логического мышления, умения концентрировать внимание, развитие познавательной активности.

3 мин

7

Подведение итогов урока:

— демонстрация учеником практического применения Pascal — среда Delphi;

— рефлексия.

Предлагается работа нахимовца — программа с ветвлениями в среде Delphi, основой которой является Pascal.

Предлагает оценить урок в целом, результаты урока, ответить на вопросы рефлексивного экрана.

Знакомятся с практическим применением Pascal в среде программирования Delphi.

Делают выводы, дают свою оценку.

Личностные УУД:

рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

6 мин

Литература:

  1. СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», URL: http://base.garant.ru/12183577/#text
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», URL: http://www.docload.ru/Basesdoc/39/39082/index.htm
  3. Основы общей теории и методики обучения информатики: учебное пособие / под ред.А. А. Кузнецова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015
  4. Лапчик М. Н., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Теория и методика обучения информатики: учебник — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  5. Универсальные учебные действия как основа развития личности/ Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. — М.: Просвещение, 2015.
  6. Вычислительная техника — информатика — информационные технологии; URL: http://ukrainiancomputing.org/Early_r.html
  7. Компьютерра- сайт о новых технологиях и их влиянии на жизнь.URL: http://www.compulenta.ru
Задать вопрос