Информационные технологии в образовании, сфере физической культуры и спорта во время коронавируса | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (29) июнь 2020 г.

Дата публикации: 07.05.2020

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Информационные технологии в образовании, сфере физической культуры и спорта во время коронавируса / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5212/ (дата обращения: 27.04.2024).



Сегодня социальный заказ социума школам олимпийского резерва обусловлен интеграцией школ в мировое образовательное пространство, формированием международного сообщества педагогов и студентов, развитием личности специалиста, способного решать задачи образования с использованием средств информационных технологий в условиях информационного общества. Одним из направлений российской государственной информационной политики — информатизация общества и образования, обеспечение сферы образования методологией и практическими разработками, стимулирование оптимального использования информационных технологий в образовательной практике.

Информатизация затронула все стороны образования: образовательные традиции, педагогическую теорию и практику. Поэтому важнейшими направлениями информатизации образования, в том числе в области физической культуры и спорта являются следующие:

– осуществление информационного обеспечения физической культуры и спорта, образовательного процесса в колледжах олимпийского резерва на основе разработки концепций и моделей системы информационного обеспечения, проектирования информационных потоков, структур управления и информационных потребностей субъектов образовательного процесса, что определяется необходимостью реализации целевых программ информатизации сферы физической культуры и спорта с учетом увеличивающегося количества специалистов, имеющих компьютерную подготовку и способных использовать информационные технологии;

– построение информационного взаимодействия, информационного пространства, информационной среды, информационного поля педагогических учреждений в области физической культуры и спорта, реализующих образовательные программы различных уровней непрерывной системы образования как факторов оптимизации обучения в колледже с использованием возможностей сочетания информационных и традиционных педагогических технологий в контексте дидактического процесса, организации процесса обучения как погружения личностной среды в информационную; применение современных средств доступа к информации — электронным базам знаний, электронным журналам, электронным конференциям, электронным библиотекам, развитость обратной связи — педагогического тестирования и педагогической диагностики; развитие познавательной самостоятельности обучающихся;

– развитие информационной культуры личности на уровне учебного заведения, которая становится определяющим фактором социализации в информационном обществе и рассматривается как овладение формами, средствами и методами специальной организации интеллектуальной деятельности, связанной с поиском, сбором, хранением, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации;

– обеспечение информационной безопасности учащихся образовательных учреждений в области физической культуры и спорта, поставленной в условия вынужденной самозащиты от социальных рисков, вызванных качественными изменениями во всех областях жизнедеятельности в результате направленного воздействия «агрессивной информационной среды»; необходимость разработки стратегий, способных поддержать и восстановить информационно- психологическую устойчивость личности в информационном пространстве в условиях «дезинформирующего шума»; развитие способности защитить себя от негативных информационных воздействий, установка на критичность по отношению ко всем потокам информации.

Информатизация профессионального образования направлена на достижение двух основных целей:

– подготовку специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации социума;

– повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования обучения на основе использования современных информационных технологий. Эти цели должны достигаться своевременным подходом к содержанию профессионального образования, предполагающим использование информационных технологий как средства предъявления, обработки и использования информации.

Проблема внедрения информационных технологий в образовании систематически обсуждается в периодических СМИ, выступает постоянной темой в материалах научно-практических конференций; применение информационных технологий в образовании рассматривается в многочисленных диссертационных исследованиях.

Влияние информационных технологий на процесс подготовки и профессиональной деятельности специалиста, в том числе и в области физической культуры и спорта, изучается по нескольким направлениям:

– выявление психолого-педагогических особенностей применения информационных технологий в системе образования, педагогических основ адаптации к информационным технологиям в образовании;

– разработка системы охраны здоровья при использовании информационных технологий;

– формирование профессионализма, потенциалов личности средствами информационных технологий;

– разработка учебно-методических комплексов с использованием информационных технологий по различным дисциплинам программы.

В школе олимпийского резерва активно ведется работа с применением информационных технологий обучения, используемых для самостоятельного освоения студентами теоретических дисциплин. Одним из основных средств получения знаний для студентов — это электронные учебники, которые содержат теоретический и методический материал, набор контрольных вопросов для освоения и закрепления теории.

Преподаватели школы осуществляют использование:

– информационных технологий для контроля компетенций обучающихся, что позволяет более эффективно планировать время проведения тестирования, количество вопросов в тесте.

В области педагогической информатики процесс использования информационных технологий в традиционном обучении определяется такими характеристиками, как эффективность, вариативность, конкретность, оптимизация, качество, интенсификация всех уровней педагогического процесса, реализация идей развивающего обучения.

Преимуществами информационных технологий выделяются: расширение тезауруса педагогической науки за счет использования понятий «информация», «информатизация образования», «информационная среда», «информационные технологии»;

– организация процесса нотация поддерживающего деятельностный подход к учебному процесс).

– построение открытой системы образования, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения и самообучения;

– создание эффективной системы управления информационно- методическим обеспечением образования.

Используя информационные технологии в образовательной практике, педагог успешнее выполняет социальный заказ, студенты лучше подготовлены к жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, т. е. педагог имеет более качественные результаты обучения; выше уровень его самореализации, что положительно сказывается на профессиональной деятельности. Внедрение информационных технологий обучения поможет решить самые разнообразные задачи: сообщение знаний студентам, контроль за ходом их усвоения, демонстрация иллюстративного материал; хранение в виде банков данных материала занятий; учет и анализ динамики физического развития студентов; помощь в математико — статистической обработке результатов исследований; ведение документации и обработка результатов спортивных соревнований; моделирование педагогического процесса и т. п.

Сегодня создаются, внедряются и используются следующие виды информационных технологий; технологии формирования информационной культуры, информационные технологии в предметном обучении, технологии освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения, технологии использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технологии медиаобразования, информационные технологии в управлении образовательными учреждениями и др.

При практической и теоретической значимости информационных технологий, важности их использования в практике школ олимпийского резерва, накопление достаточно обширного материала теории и методики применения информационных технологий в процессе преподавания различных дисциплин, активное их внедрение в физкультурное образование невозможно без разрешения следующих проблем:

– Оснащение образовательных учреждений компьютерами.

– Информационное обучение студентов и преподавателей.

– Создание информационной среды школы.

Задачами информационной подготовки, которая является базой для развития информационного потенциала будущего педагога в области физической культуры и спорта, в настоящее время должны стать:

– формирование знаний о базах данных по проблемам физической культуры и спорта;

– формирование умений и навыков работы на персональном компьютере;

– изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий.

Ведущий научно-теоретический журнал в области физической культуры и спорта «Теория и практика физической культуры» с 2000 г. помещает специальные разделы «Информационные технологии» и «Вести информационно-аналитического центра», в которых обсуждаются проблемы информатизации физкультурного образования, особенности применения информационных технологий в спорте.

Необходимо знать, что информационные технологии, в центре дидактической системы с использованием информационных технологий, стоит индивид, ее учебная и научно-исследовательская деятельность.

Информационные технологии — это средство осуществления деятельности и создания условий обучения в школах олимпийского резерва.

Литература:

  1. Бишаева А. А., Малков А. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
  2. Братановский С. Н., Вулах М. Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3.
  3. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019.
  4. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
  5. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019.
  6. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020.
  7. Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018.
  8. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020.
  9. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020.
  10. Мелёхин А. В. Менеджмент физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2019. 480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, олимпийский резерв, информационное общество, спорт, информационное обеспечение, образовательная практика, образовательный процесс, педагогический процесс, профессиональная деятельность, профессиональное образование.

Похожие статьи

Информационные технологии в подготовке специалистов по...

физическая культура, информационная подготовка, физкультурное образование, Узбекистан, спорт, профессиональная деятельность

физическая культура, Узбекистан, детский спорт, спорт, олимпийский резерв, подготовка кадров, здоровый образ жизни, сельская местность...

учебный процесс, сердечный ритм, физическая культура...

интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, техническое действие, физическое воспитание...

Поиск инновационных направлений в образовательном...

Традиционно, физическая культура и спорт, упоминаются в одной связке, поиск юных спортсменов, их рост, совершенствование начинается с обычных уроков физкультуры. Для более эффективного образовательного процесса по этой дисциплине, важно искать новые...

О значимости использования информационных технологий...

О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи. Авторы: Халмурадов Равшан Напасович, Махмудов Вохид Валижонович, Арисланов Ильхом Тоштемирович. Рубрика: Физическая культура и...

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, переподготовка

Расширение возможностей общества в целом и личности в частности — должна быть образовательной политикой государства, технологией...

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) [6]. ТДФО — это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования...

Особенности использования информационных технологий...

Ключевые слова: информационные технологии, особенности использования информационных технологий, образовательный процесс СПО. Роль информационных технологий, как в обществе в целом, так и в образовательной системе сегодня сложно переоценить.

Проблемы применения информационно-коммуникативных...

В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии используются для достижения следующих педагогических целей, таких как развитие творческого мышления у учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование умения...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе.

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс...

Похожие статьи

Информационные технологии в подготовке специалистов по...

физическая культура, информационная подготовка, физкультурное образование, Узбекистан, спорт, профессиональная деятельность

физическая культура, Узбекистан, детский спорт, спорт, олимпийский резерв, подготовка кадров, здоровый образ жизни, сельская местность...

учебный процесс, сердечный ритм, физическая культура...

интерактивная доска, физическая культура, учебный процесс, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс обучения, информационная среда, техническое действие, физическое воспитание...

Поиск инновационных направлений в образовательном...

Традиционно, физическая культура и спорт, упоминаются в одной связке, поиск юных спортсменов, их рост, совершенствование начинается с обычных уроков физкультуры. Для более эффективного образовательного процесса по этой дисциплине, важно искать новые...

О значимости использования информационных технологий...

О значимости использования информационных технологий в образовательном процессе по физической культуре учащейся молодёжи. Авторы: Халмурадов Равшан Напасович, Махмудов Вохид Валижонович, Арисланов Ильхом Тоштемирович. Рубрика: Физическая культура и...

Повышение квалификации и дополнительное образование...

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы, переподготовка

Расширение возможностей общества в целом и личности в частности — должна быть образовательной политикой государства, технологией...

Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая...»

Вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре позволяет решить технология дифференцированного физкультурного образования (ТДФО) [6]. ТДФО — это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования...

Особенности использования информационных технологий...

Ключевые слова: информационные технологии, особенности использования информационных технологий, образовательный процесс СПО. Роль информационных технологий, как в обществе в целом, так и в образовательной системе сегодня сложно переоценить.

Проблемы применения информационно-коммуникативных...

В образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии используются для достижения следующих педагогических целей, таких как развитие творческого мышления у учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование умения...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Помогают оптимизировать процесс обучения технологии группового обучения − использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе.

физическая культура, развитие быстроты, игра, высокий старт, экспериментальная группа, тест, бег, учебный процесс...

Задать вопрос